Архитектурные детали и роскошь имения Гуттен-Чапских в архивных снимках
На территории Минщины до сих пор сохранилось множество архитектурных строений, хранящих в себе тень прелести ушедших времен, часа, когда они были возведены. Один из таких немых свидетелей дореволюционной поры — имение рода графов Гуттен-Чапских в Прилуках Минского района. Дворец знаменитой дворянской фамилии сохранился, а вот большая часть «ожерелья» строений, опоясывавшего когда-то главный корпус, фактически утрачено. Но фонд Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов сохранил для чутких к зодчеству и старине читателей виды имения, каким его видели представители этого знатного семейства и их многочисленные не менее знаменитые гости. К Чапским запросто заезжали князья Радзивиллы, графы Браницкие, отпрыски других аристократических фамилий Российской империи и стран Западной Европы. Посмотрим на имение в Прилуках глазами фотографа начала XX столетия — и через видоискатели современных фоторепортеров.
Фотоснимки из коллекции О. Маслиева и другие сохранившиеся источники информации позволили воссоздать внешний вид имения практически неотличимо от прежнего, аутентичного облика. Была сохранена даже цветовая гамма — белое с желтым — дворца и его флигелей.
На фотоснимке виден всадник, подъехавший прямо к парадному входу строения: в дни светских приемов, балов и празднеств сюда подъезжали только кареты — седоки оставляли своих лошадей у сторожки привратника. В «обычные» дни хозяева и гости их дворянского гнезда могли подъезжать прямо к воротам.
Вопреки распространенному мнению имения редко были местом лишь проживания и отдохновения дворянских семей. Здесь велась хозяйственная деятельность как по обеспечению хозяев обители всем необходимым, так и для мелкого производства различных вещей, для своих нужд и на продажу.
Даже в начале XX века при активно развивающемся в европейских странах крупнотоварном производстве в дворянских имениях по еще средневековой традиции натурального обмена продолжали производить предметы первой необходимости своими силами.
Вплоть до середины XX столетия в Европе сохранение продуктов в свежемороженом виде (кроме холодного сезона) было привилегией богатых людей, способных позволить себе специальное «морозильное» сооружение — ледник. Большая часть населения в теплое время хранило продукты консервируя их — засолка, хранение в уксусе, меду и т.д., а также засушивая снедь впрок.
Коллекция О. Маслиева позволяет знать, как выглядело «сердце» внутренних покоев графского гнезда — салон, место, где в свободное время собиралась вся дворянская семья с прислугой, а также их гости. Здесь, среди лучшей мебели в стиле ампир, лучшего убранства и романтизма, графская фамилия демонстрировала лоск своего имения: салон выполнял представительскую функцию, демонстрируя приглашенным величие и достаток принимающей стороны.
Гостиная дворянских усадеб служила «салоном для своих» — здесь хозяева имения столовались и проводили основное время в узком семейном кругу. На снимке — типичная для конца XIX столетия мебель в охотничьем стиле под эпоху Людовика XIII: ей свойственна стилистическая грубоватость упрощенной формы, натуральные материалы, сочетание утилитаризма и декоративности, отражение тематики добычи диких зверей, битой дичи, оружия и капканов, силков, конных выездов и прочего.
Площадки для прогулок и активного времяпрепровождения, оснащенные малыми архитектурными сооружениями и формами вроде портиков, колонн, памятников — террасы — служили у богатых владельцев драгоценной «оправой» к «камню» — зданию самого имения.
Дворцы и замки европейской знати — и дворянские семьи белорусской земли не были исключением — строились на перекрестках дорог, с ветрозащитой в виде насаждений, на господствующей над местностью высоте и близко к реке — транспортной артерии и источнику питья.
Открытая оранжерея, место произрастания диковинных кустов, деревьев и цветущих растений — традиционно располагающаяся на более теплой южной стороне рядом с источником воды для полива — была еще одним отличительным признаком достатка владельцев дворянского гнезда. Наличие собственной пекарни у семейства Гуттен-Чапских говорило о частых приездах к ним гостей и многочисленной родни, наличии большого штата прислуги и дворовых людей в имении. Наличие оранжереи и пекарни — четкие маркеры зажиточности рода Гуттен-Чапских.