Африканские зарисовки журналиста Пула Президента
Экзотика Черного континента начинается пирамидами Хеопса, а завершается водопадом Виктория. В этом огромном природном зеркале отражается красота материка, глубина его древности, опасность джунглей, поток, который несет в объятия терра инкогнита и… печать колониализма.
Кто поставил клеймо
На языке местного народа шона природное достояние мира звучит как «моси-оа-тунья» — «гремящий дым». Как отметил наш Президент: «Неудержимая мощь водного потока сравнима с силой народа Зимбабве». Мир лэптопов знает эту жемчужину Южной Африки как водопад Виктория. Природная гордость Африки названа в честь далекой (в географическом смысле в последнюю очередь) королевы Британии. Это, кстати, на встрече с белорусским лидером эмоционально подчеркнул нынешний глава Зимбабве. Он вне европейского мейнстрима. Слишком открыто и громко озвучивает неудобные темы. Сейчас это так нетолерантненько.
Представьте, что Беловежскую пущу назвали в честь, например, кайзера. Реликтовый лес Европы в Первую мировую действительно вырезали. Нещадно. На поляне, где складировали древесину и позировали для фото на фоне деревьев с диаметром ствола в рост человека, до сих пор деревья не растут. Слишком большой слой коры, который не сгнил и за сто лет. Может, это байка пущанских лесников, но то, что паркет в Букингемском дворце из дубов Беловежья, — факт.
Роскошь и помпезность их дворцов пропитана стонами и слезами детей шона, ндебеле, тсонга, венда.
Африка стала донором благополучия.
Советский Гагарин покорил космос, а таблоидные лица европейской аристократии бросали еду «людям-обезьянкам» из Африки.
По прозвищу Крокодил
Запад продолжает «крестить» в свою модель развития Африку. Раньше — порохом и плеткой, сейчас — стандартами демократии и зависимостью от своих брендов.
Зимбабве одним из последних освободилось от понукания британцами. Именно на волне борьбы за независимость из трущоб на политическую арену поднялся нынешний Президент — Эммерсон Мнангагва. Видимо, борьба была очень тяжелой, раз победителя-революционера до сих пор называют Крокодилом. В Зимбабве это не оскорбление. Наоборот. То время помнят еще многие поколения и политики современного Зимбабве. Поэтому и вектор задан на восток. Россия и Китай. А теперь точно Беларусь.
При чем тут «скамейка Клинтона»
Но уйти от влияния североатлантических ветров Южной Африке весьма сложно. Западный плантатор подсадил на кока-колу, и лавочки с этой выгравированной маркой англосаксонского глобализма до сих пор среди природных красот центрального сквера Хараре. Глядя на это седалище, я вспоминал «скамейку Клинтона» в Куропатах. Интересно, а за какое время такие визитеры смогли бы превратить Беларусь в «Африку»?
Нет, нам бы, конечно, оставили аутентичные танцы, полонизировав культуру, и наши потомки поколения через три-четыре были бы уверены, что именно большой американский «бразер» освободил нас от всех оккупантов.
Не верите? Проведите опрос среди молодежи. Каких больше фамилий они назовут: наших генералов или американских актеров.
На высоте
Очень примечательно: след белой цивилизации — это серые отели в центре столицы. Хорошая площадка для наблюдения за жизнью «колонизированного» муравейника. Это самые высотные здания столицы. Выше только «Акр национальных героев» — место памяти и мемориал силы. Могила Неизвестного солдата. Именно так и называется. В честь борцов против апартеида. На эту вершину мемориала ни один из вашингтонских «ястребов» не поднимался. А нашего Президента пригласили. На вершину, с которой и начинается история современного Зимбабве.
Земля цвета крови
Да, гостиницы неплохие. И на каждом этаже фотографии довольных британцев начала ХХ века. Вот они играют в теннис, вот — на лесопилке.
Изредка — фотографии местных жителей. Достаточно лишь заглянуть в глаза. Эта грусть до сих пор читается у доноров западного благополучия.
Можно, конечно, упрекнуть местных аборигенов: изгнали носителей технологий со своей земли. За это уже четвертое десятилетие под санкциями. Изгнали потому, что невозможно было терпеть смерть от голода. До сих пор в Зимбабве на скромных полках магазинов — вся продукция из ЮАР. А среди муравейника продавцов бананов, ананасов и авокадо в пыли обочин сидят женщины с детьми.
Неоколониалисты, вы знаете, как Африке и Азии лучше жить. Вы выделяете баснословные деньги на брошюрки по навязыванию демократии и пичкаете все страны капиталом для проектов гендерной терпимости. Вы постоянно увеличиваете военные бюджеты, чтобы всех несогласных обтесать «томагавками» и прочим тротиловым инструментарием западной цивилизации.
Но почему же белый властитель не накормит детей Африки? Было бы дешевле, чем вся эта игра в опеку.
Кого здесь ждут
Именно поэтому люди юга поехали в поисках партнеров на север. К нам, в Беларусь. Делегацию из Зимбабве здесь тепло встретили. Первый раз, будучи вице-президентом, Мнангагва прилетал в Беларусь. Второй раз — уже в своем нынешнем статусе. Прилетал, чтобы с помощью белорусов накормить зимбабвийцев.
Африка — это поле непаханое. Именно здесь рынки будущего.
Беларусь стала открытием для Зимбабве. У нас свой метод уважительного сотрудничества. Технику экспортируем вместе с технологиями.
Наш центр поддержки «Бизон», англоязычный вариант «Зубра», проторил для наших «Беларусаў» колею через саванны и джунгли, комбайны «Полесье» дополняют зерновые пейзажи, а «БЕЛАЗы» — рудники.
Местные фермеры с упоением рассказывают о возможностях нашей техники. Комбайнер — здесь звучит гордо. И эти молодые ребята успели сравнить белорусские и голландские экземпляры. Наши оказались понятнее.
Обучение новым компетенциям — вот чего ждут и за что благодарны зимбабвийцы. И мы это способны дать. Им не нужен «старлинк» Маска, им нужен хороший урожай и технологии, которые помогут его вырастить и собрать.
К белым относятся либо с показным вынужденным уважением, либо с недоверием. Поэтому наши дипломаты рассказали, что именно после открытия посольства и в Зимбабве цифры покупок техники пошли вверх: один посол — сразу на пять стран Южной Африки. По площади это как весь ЕС. А штаб — в ЮАР. Теперь временный поверенный посла есть и в Хараре.
Чем помогать будем
Во время государственного визита Президента в черную Африку (так называют все, что южнее Сахары) прибыл и весь цвет белорусской промышленности. Директорат машиностроительных гигантов и управленцы небольших, но технологичных производств.
Санкциями англосаксонец хотел загнать Зимбабве в эпоху палки-копалки, но в противовес этому белорусы готовы помогать. За несколько дней визита достигнуто не меньше договоренностей, чем за предыдущие 30 лет дипломатических отношений. Соглашения и меморандумы. На сотни единиц сельскохозяйственной техники, теперь впервые — лесной и пожарной. А еще наши технологии для строительства хранилищ. Плюс — побратимство между столицами и сотрудничество в образовательных проектах.
Расчет в алмазах
У скептиков возникнет сразу несколько замечаний. Мол, Африка — это вам не Европа. Зато мы — Европа для Африки.
Еще одна проблема для Зимбабве — сложная логистика. Но учитывая дороговизну в этой стране, наша продукция здесь конкурентоспособна. По качеству — несомненно. По цене — тоже.
Третий вопрос — расчеты. Зимбабве — один из лидеров обесценения национальной валюты. Здесь ходят деньги сразу нескольких государств мира.
Как одно из решений — бартерные расчеты. Ананасы и авокадо? В Зимбабве очень много драгоценных камней.
Контракты — как отражение доверия. Лично к нашему Президенту. Куда бы ни прибывала в Зимбабве официальная делегация из Беларуси, принимающая сторона готовила праздник. Почетный караул и аутентичный карнавал. А еще — везде ликующие толпы зимбабвийских ябатек — сторонников действующего Президента.
Все оттенки черного
Александр Лукашенко еще в 2017 году отметил: «Африка становится землей притяжения новых проектов». А теперь уже на весь мир заявил: «Будущее — за Африкой». Сегодня многие страны континента учатся жить без присмотра белых господ, но им нужна помощь в освоении своих же богатств.
Если все запланированное получится, Зимбабве может стать хабом наших интересов в Африке. Это, можно сказать, новое направление нашей многовекторности. Многие еще придут в Африку, а мы уже там.
Земля богатая, порой сложная для понимания.
Но жители Африки умеют улыбаться. Искренне. И продолжают доверчиво, а некоторые с опаской, смотреть на большого белого человека. Что на этот раз он принесет на землю цвета крови? После нашего визита — технологии и сотрудничество. Чтобы жители Зимбабве улыбались, а обильные слезы Африки капали лишь с водопада Виктория.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!