Олимпийская увертюра Баха и компании. Стоит ли белорусам ехать на соревнования без флага
Где находится граница компромисса между рациональным политическим выбором и национальным, да и просто человеческим, достоинством? Вопрос крайне непростой, но каким бы болезненным ни был на него ответ, именно он сегодня является нравственным камертоном для страны во всех сферах – как во взаимоотношениях с внешним миром, так и при формировании самосознания и внутренней консолидации белорусского народа.
В следующем 2024 году в Париже должно произойти главное спортивное событие – летняя Олимпиада. Казалось бы, это не только повод для радости сотен миллионов болельщиков, но и подходящее время, чтобы человечество, отодвинув в сторону противоречия, смогло переключиться на позитивную повестку, по которой так соскучились люди во всех уголках земного шара. Но не тут-то было, ведь олимпийское движение уже давно стало заложником политических интриг коллективного Запада.
Кто заказывает музыку
Не последнюю роль в превращении спорта в арену далеко не спортивных баталий играет Международный олимпийский комитет, который без стеснений давно отправил в утиль все заветы своего основателя барона Пьера де Кубертена. Сегодня эта организация фактически находится в руках Запада, став орудием для наказания и международной изоляции стран, посмевших проводить на мировой арене независимую политику.
Для понимания того, каким образом МОК превратился из мирового спортивного регулятора в коммерческую структуру, подконтрольную США и их союзникам, нужно просто вспомнить об источниках его финансирования. А это во многом спонсорские деньги западных транснациональных компаний.
105 медалей в 20 видах спорта завоевали на Олимпийских играх представители Беларуси в новейшей истории страны.
Впрочем, так было не всегда. До начала 80-х МОК получал доход от лотерей и сувениров и жил относительно скромно. Однако затем последовала многоступенчатая операция американцев по коммерциализации этой организации и установлению над ней своего контроля. Первый шаг – бойкот Олимпиады 1980 года в Москве, преподнесенный как праведный ответ на введение советских войск в Афганистан. Просчитанной реакции со стороны СССР не пришлось долго ждать: уже в 1984-м произошел ответный бойкот Игр в Лос-Анджелесе. Тут-то американцы и сделали предложение, от которого МОК не смог отказаться. Именно начиная с этой Олимпиады источником колоссальных денег для комитета стала продажа лицензий на спонсорскую деятельность и прав на телетрансляции. Естественно, что все это происходило при полном контроле со стороны американцев.
Дальше — больше. Последующий развал Советского Союза и всего социалистического блока только упрочил финансовые и командные позиции Запада в Олимпийском комитете, а также в большинстве международных спортивных федераций. Генеральными спонсорами МОК выступили крупнейшие западные корпорации. В итоге мировой спорт стал инструментом американской идеологии и политики.
Требуем продолжения банкета
Огромные деньги, запущенные в международные спортивные структуры, поспособствовали перестройке глубинной психологии мирового спорта – она стала торгашеской. Сбылось старое пророчество Пьера де Кубертена: «В недалеком будущем, нас ждет появление отвратительного клана спортсменов-профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратят в своего рода театр марионеток. Любителям спорта останется лишь читать в газетах о фантастических результатах отдельных профессионалов».
При этом доходы МОК росли как на дрожжах. К примеру, в 2008-м выручка организации достигла $2,4 млрд, а за 2013–2016 годы доход составил $5,7 млрд. Заработанные деньги шли не только на поддержку олимпийского движения и некоторых спортсменов, но и на шикарное содержание аппарата МОК, куда направлялось, по самым скромным оценкам, не менее 10% всех средств. Однако Олимпиада превратилась не просто в большой бизнес.
Непрофессиональное поведение
Осуществляя контроль над мировым спортом, Запад получил возможность протаскивать туда собственные правила и решения, дискриминирующие те страны, политика которых неугодна США и их союзникам. По своей сути это не что иное, как элементы гибридной войны. И именно такие действия были развязаны после 2014 года сперва против российского, а затем и против белорусского спорта. Основанием служили провокации и политические обвинения, следовавшие одно за другим. Здесь было все: допинговый скандал, инспирированный с помощью иноагента Родченкова, референдум в Крыму и последующее его воссоединение с РФ, поддержка Беларусью России, выборы 2020 года и, наконец, российская СВО на Украине.
«Дело в том, что это должна быть не риторика, а документ или официальное заявление, как было, когда рекомендовали не допускать российских спортсменов до международных соревнований. Должно быть точно такое же, только, наоборот, с тем, чтобы допускать Россию. После этого можно будет что‑то обсуждать, а пока это просто разговоры».
Ирина Винер
Главная задача Запада состоит в перманентном публичном унижении своих оппонентов — путем лишения их спортсменов возможности выступать либо путем противопоставления атлетов своим государствам и принуждения их соревноваться без флагов, гимнов и гербов своих стран. Все это призвано не просто бить по достоинству спортсменов, но и лишать мотивации, так как даже в самые беспринципные времена, когда совесть начинает измеряться деньгами, все же нет более высокой чести и гордости, чем мгновения, когда звучит гимн твоей страны и поднимается ввысь ее флаг.
И хочется и колется…
…И (продолжая подзаголовок) дядюшка Сэм не велит — так можно охарактеризовать психологическое состояние чиновников МОК, в частности, его главы Томаса Баха.
С одной стороны, история с санкциями против белорусско-российского спорта затянулась и ничего хорошего МОКу, кроме финансовых потерь и головной боли, не сулит. С другой – международные спортивные чиновники вынуждены следовать в фарватере бесконечного политического противостояния Запада и Востока на стороне первого. Тем не менее они сами вроде бы и рады пустить наших атлетов на Олимпийские игры – даже анонсировали подобную возможность (как говорится, ничего личного, только бизнес). Но тут же организованным хором заголосили разные европейские юродивые из Польши и Прибалтики, про «жовто-блакитных небратьев» и говорить не приходится.
И вот уже МОК начинает юлить и обставлять участие наших спортсменов совершенно бредовыми требованиями. Теперь там заговорили, что нужно допускать только тех, кто не поддержал СВО. Что это подразумевает – публичные ли заверения спортсменов, проверку их искренности на полиграфе или поиск «фиги в кармане» перед выходом на арену, – с этим пока чиновники МОК до конца не определились.
Ну что же, время придумать что-нибудь и нашим и вашим у них еще есть. Впрочем, при таких иезуитских подходах не нужно и каких-то словесных заявлений от спортсменов. Оказался на Олимпиаде – значит уже не поддержал выбор своей страны.
Задача организованного давления — психологически замарать атлетов двойственностью положения, отделить их от своей родины.
В такой ситуации неплохо было бы предложить МОК нейтральный подход, когда каждый спортсмен, не только белорусский или российский, для получения пропуска на Олимпийские игры произносит лишь одну фразу-пароль: «Спорт — вне политики». И все. Больше ничего на самом деле не требуется, все остальное — от лукавого.
Однако ведь это не устроит западных бесов, потому что для них спорт уже не просто политика, а инструмент войны против России и Беларуси.
Что делать
Чтобы подняться на высший уровень мастерства, атлеты, их тренеры, целые команды спортивных специалистов тратят годы своей жизни. Спорт высоких достижений — это тяжелый многолетний труд. Нам нельзя принудительно лишать отечественных спортсменов возможности выступать на Олимпиаде, к которой они готовились с детства. Ведь у большинства другого шанса, скорее всего, не будет: спортивный век мирового класса достаточно короткий. Поэтому участвовать или нет в Олимпиаде, где твою страну пытаются унизить, — личный нравственный выбор каждого.
При этом можно сказать так: если наши спортсмены поедут и выиграют медали, мир все равно будет знать, откуда они. А мы здесь будем гордиться ими. Как недавно гордились выступлением в Австралии нашей Арины Соболенко. В конце концов, как говаривал Сократ: «Если меня лягнул осел, я же не стану лягать его в ответ».
В то же время, если среди атлетов кто-то посчитает для себя неприемлемым выступать без символов нашей Родины и при других унижающих достоинство обстоятельствах, его необходимо чествовать не меньше, чем победителей и призеров, а также оказывать полную поддержку в будущей карьере. Потому что истинный патриотизм и самопожертвование во все века имеют пробу более высокого достоинства, чем любая медаль.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!