Не для Литвы — для НАТО: зачем нужен полигон в 11 км от Беларуси
В богоспасаемой Литве прошли многотысячные митинги против строительства в Сувалкском районе, всего в 11 километрах от белорусской границы, военного полигона НАТО. Литовские власти наплевали на протесты своих граждан. Полигон будет! На его строительство заряжены 100 млн долларов, мы их уже начали пилить!
Из личного опыта
Довелось мне в 1981-83 годах служить лейтенантом в Советской армии. В вузе была военная кафедра, после вуза призвали послужить Родине. Служил я в Калининградской области на границе с Литовской ССР, в городе Советске. В Отдельном батальоне связи 40-й Гвардейской танковой дивизии.
Как офицер-связист прошел три больших учения: Запад-81, Щит-82 и Щит-83. Времена были неспокойные, только что началась война в Афганистане, в соседней Польше бузила «Солидарность», Запад строил СССРу разные козни-санкции-бойкоты. Потому советские армейские учения были ого-го, какие масштабные. Из двух лет службы примерно год месил грязь на полигонах. И в Калининградской области, и в Литве, и в Латвии, и в Беларуси. Так что рассказываю со знанием дела.

Многие представляют себе, что «полигон» — это такой кусок земли, куда войска иногда приезжают пострелять по мишеням. Но для повседневной учёбы при каждой воинской части есть свои стрельбища в шаговой доступности, незачем для этого таскаться за сотни километров. Зачем же тогда полигоны? Рассказываю по пунктам.
1) Большой кусок земли
Да, именно большой, очень большой. В Латвии, например, есть четыре полигона, самый крупный из них — недалеко от Риги, в местечке Адажи, его площадь 140 квадратных километров. Построен ещё при СССР, я там на учениях побывал несколько раз. Но при СССР он был меньше, это за годы Незалежности демократическая Латвия его расширила почти вдвое. Ещё раз по буквам — СТО СОРОК КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ.
Зачем так много? Для микроскопической Латвии, чья микроскопическая сухопутная армия насчитывает всего 1700 человек? На каждый квадратный километр Адажского полигона в среднем по 12 солдат? А в Латвии есть же ещё три полигона… Латвийская армия по ним разбредётся так, что потом её придётся собирать при помощи спасателей. Не все выживут…
А дело в том, что на полигонах отрабатываются операции на уровне армейских соединений. Это не обычные ротные или батальонные стрельбы, где участвуют сотни бойцов. В больших войсковых учениях принимают участие десятки, а то и сотни тысяч военных от всех родов войск. Мотострелки, танкисты, артиллерия, авиация, ВДВ, ПВО и даже ВМФ в разных морях-океанах. В данном случае, не Прибалтийских армий, а чужих, приезжих.

2) Свободный кусок земли
Свободный от местных жителей. Полностью. По дорогам общего пользования, конечно, можно протащить военную технику, ночью, когда трафик минимален. Но отработать атаку танковой дивизии по полям и лугам местных селян… Или высадить воздушный десант на хутора… Или пальнуть крупным калибром через головы мирно пасущихся коров… То такое… Молоко пропадёт, как у коров, так и у селянок.
Кстати, лет 12 назад латыши учинили нечто подобное. Провели в паре латвийских городков НАТОвские учения «по отражению угрозы терроризма в городских условиях». Ну да, вот так запросто, прикиньте: по городу носятся крутые «рэмбы» в камуфляже и СТРЕЛЯЮТ очередями из-за угла, кричат чего-то не понашему. Понятно, стреляли холостыми, мирных граждан не гасили. Пока. Но некоторые мирные граждане от неожиданности … В общем, были очень недовольны.
3) Военная инфраструктура
Вот это основная статья расходов при строительстве военного полигона. Для начала это сотни километров дорог-мостов, по которым может проехать всё, вплоть до танков. Прошлой весной в той же Литве на полигоне был случай, когда 70-тонная американская ремонтно-эвакуационная машина сбилась с дороги и утонула в болоте. Аж на 5 метров. Причём, так быстро булькнула, что четверо бойцов не успели выбраться, утонули вместе с ней.
Далее: склады для боеприпасов, боксы для военной техники, ремонтная база, транспортные средства. А ещё железная дорога с платформами погрузки-выгрузки. А ещё нужны объекты для тренировок: мишенные поля (для стрелков, для артиллерии, для танков, для авиации).
А ещё нужен госпиталь для повредивших себя в процессе учений военных. На всех учениях бывают всегда и раненые, и даже погибшие. На каждых НАТОвских учениях в Латвии-Литве-Эстонии обязательно кого-то отправляют домой в цинковом гробу. И в советское время так было, суровые мужские игры опасны для здоровья. Правда, в советское время в газетах об этом не писали, но я, как связист, был в курсе. Связисты узнают новости раньше генералов.

А ещё нужны разные окопы-блиндажи-бункеры, вышки для наблюдателей, вертолётные площадки… А ещё надёжная связь по всему полигону, проводная-кабельная в том числе (чтобы лишний раз не светиться в эфире). А ещё круглосуточная профессиональная охрана всего этого великолепия. Ой, много чего там надо. Командующий полигоном обычно по званию — полковник. Что предполагает объёмное и сложное хозяйство. Это очень дорого.
4) Бытовая инфраструктура
И таки да. Полигон — это изрядный комплекс с домами-казармами для постоянно дислоцированных там военных. С водопроводом, электричеством, канализацией, котельными для отопления, столовыми, банями, магазинами. По окраинам полигона вырастает вполне себе приличный городок на несколько тысяч военных.
А теперь посчитайте, сколько в сутки надо еды-воды-отхожих-мест войску, скажем, в 20 тысяч бойцов (одна дивизия) на учениях. Одной еды — минимум 60 тонн. Воды (попить-помыться) — в 10 раз больше. Конечно, можно и не мыться… Но недолго, вши заведутся. А если дивизии две? А три?

А по нужде сходить? Отходов жизнедеятельности у человека примерно столько же, сколько и еды. По весу. Конечно, на полигонах есть кусты, но если все это человеки будут делать в кусты, то через год на 140 квадратных километрах Адажского полигона ступить будет некуда. Так что нужны сортиры, много. По одному на 20 бойцов, считайте.
Потому военный полигон неизбежно обрастает целым кластером гражданских рабочих мест, тысячами их. Повара, посудомойки, прачки, транспорт, как грузовой, так и пассажирский. Эдакий огромный «обоз маркитанток», который тащился за войском в Средневековье. Иногда по численности больше, чем само войско. Предоставляя воинам все мыслимые услуги от жратвы-выпивки-стирки портянок… до интимных. А как без этого? Без этого войн не бывает…
5) Эмбрион военной базы
Вот тут самое интересное. Военный полигон — он как бы изначально учебный объект. Приехали, поучились воевать и уехали. Но не всё так просто. Полигон — ещё и место, где можно в течение пары-тройки недель принять и развернуть серьёзную военную группировку из десятков тысяч, а то и сотни тысяч бойцов.
Там для этого всё готово. Всё заточено. Это не чисто поле, которое в богоспасаемой Прибалтике вовсе не «чисто», где полно хуторов, где каждый гектар кому-то принадлежит. Где суровые селяне с лопатами и вилами погонят любую танковую дивизию, потоптавшую гусеницами их посевы. Любого НАТОвского десантника, приземлившегося на их коровник, коррумпируют местным самогоном и лишат боеспособности в пол часа.
Военный полигон, огороженный забором из колючей проволоки, это — плацдарм для наступления на ворога.
Так вот, новый полигон, против которого недавно выступали литовские неравнодушные граждане, разворачивается на самой границе с Беларусью. Именно там. Белорусы, вы намёк литовцев поняли? А литовцы намереваются расширить ещё один свой полигон — на границе с Россией (Калининградской областью) в районе города Юрбаркас. Россияне, вы намёк поняли?

Последний полигон я неплохо знаю, пришлось там «повоевать» в 1982-м на учениях. Он находится на реке Неман, разделявшей тогда РСФСР и Литовскую ССР, а сейчас — Россию и Литву. Ну не спроста же литовцы строят свои полигоны именно в этих местах? Похоже, память о Великом Княжестве Литовском им до сих пор не даёт покоя…
Если надо, повторим … А надо ли?
Кстати, тогда, в 1982-м, моя Гвардейская 40-я танковая дивизия отрабатывала форсирование реки Неман со стороны РСФСР. Захватили плацдарм на литовском берегу, переправили основные силы и развили наступление вглубь литовской территории (полигона). Места, где Неман не глубок, я запомнил. Могу показать…
А так-то, бралюкасы-литовцы, что нам с вами делить? Ваши ребятки вышли на протест против полигона на нашей границе? Молодцы! Тут мы за вас! Зачем это НАТО?
Предлагаю следующее: вы, литовцы, напечёте цеппелинов, а мы, белорусы, нажарим драников, да и посидим на совместной границе по-дружески. Коррумпируем друг друга самогоночкой.
Понизим неуместную боеготовность друг против друга…
Старший лейтенант Алексеев, доклад окончил!
Рекомендуем