Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Как в Беларуси с выгодой для природы и экономики бесхозный лом превращают в ценный металл

Как в Беларуси с выгодой для природы и экономики бесхозный лом превращают в ценный металл
Фото: Елена Таборко, Алёна Дроздовская

Лом и отходы черных металлов «держат» на своих плечах около 50% белорусской металлургии. Бесхозный лом превратился в ценнейший экономический ресурс. А делает его таковым ОАО «Белвторчермет». Как и подразделения в областных городах, это специализированное предприятие, которое комплексно заготавливает, перерабатывает и поставляет металлолом белорусским потребителям.

Отходы высшей ценности

Автомобиль, отправленный в металлолом, уже выработал ресурс. Чего не скажешь о металле, который можно практически бесконечное число раз использовать в производственном цикле. По качественным характеристикам продукция, изготовленная из металлолома, ни в чем не уступает изделиям из железной руды. Но вот себестоимость такого производства будет существенно ниже. На этом экономическая выгода лома не заканчивается. Так, в Беларуси нет запасов рудных полезных ископаемых, поэтому предприятия и вынуждены приобретать их за рубежом. Но «Вторчермет» помогает стране серьезно сократить эти расходы, по сути — экономя значительные валютные средства государства. Еще одна долгосрочная выгода заключается в заботе об экологии. Лом ранее валялся в лесах или во дворах, загрязнял воду и почву, что могло негативно сказаться на здоровье населения или на качестве пахотных земель и водоемов. Но для Беларуси это давно не актуально — и все благодаря ОАО «Белвторчермет».

В этом году государственная система обращения лома и отходов черных и цветных металлов отмечает 100-летний юбилей.

География деятельности предприятия охватывает всю страну. Основная задача каждого из его подразделений — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот лома и отходов черных металлов. Для этого в цехах есть материальная база, сформирован профессиональный коллектив. В Минской области действует пять цехов ОАО «Белвторчермет», одними из лидеров являются Борисовский и Молодечненский.

Из отходов — в сырье

Превращение металлолома в ценное сырье во всех производственных цехах унифицировано.

Александр Гриб: «Размер заработной платы напрямую зависит от объемов отгрузок, поэтому коллектив заинтересован в результативной работе»

— Сначала лом проходит автоматический радиационный контроль и взвешивается, — рассказывает начальник Молодечненского цеха Александр Гриб. — Далее контролер лома проводит первичный осмотр на наличие пожаро- и взрывоопасных предметов, дает предварительную качественную оценку поступившего лома. Затем параметры безопасности отходов снова проверяются на площадке для выгрузки и параллельно сортируются. После чего металлолом, рассортированный по видам, доводится до требований стандарта — режется на куски необходимой длины с определенной толщиной. Вид переработки зависит от применяемого технологического процесса.

Начальник Борисовского цеха Николай Дакуко работает в структуре уже более 20 лет

— Если легковесный металлолом в основном идет на шредерный комплекс либо на пакетирование, то тяжеловесный отправляется на огневую резку либо пресс-ножницы, — уточняет начальник Борисовского цеха Николай Дакуко. — Наша цель — не только наращивать объемы, но и неуклонно улучшать качество продукции. Мы доводим лом до определенных габаритов. К примеру, большой кусок металла сложно поместить в плавильную печь, к тому же он будет долго плавиться. Поэтому требуются нарезка и раскройка: маленькие куски металла укладываются плотнее в вагоны, да и плавятся быстрее — чистая экономия!

Ломиться сдавать лом

…К цеху «Белвторчермета» в Борисове уже проложена народная тропа. Местные жители доверяют предприятию: и весы точные, и расчет сразу на месте. К слову, за килограмм лома сегодня платят 68 копеек. Цены пересматриваются ежемесячно и публикуются на сайте предприятия. По словам Николая Дакуко, вторчерметовцы крайне заинтересованы в получении вторичного сырья от населения. «Для приемки бытового лома даже организовали отдельную весовую, чтобы не создавать очереди. Ведь поток людей за последние годы значительно увеличился. Наша основная задача — максимально вовлечь в оборот все металлические отходы, в том числе и от домохозяйств», — говорит руководитель.

По железной дороге лом в вагонах направляется в литейные цеха заводов

Впрочем, с ноября по начало марта подразделения перерабатывают так называемый зимний запас: он позволяет не зависеть от заготовки, обеспечивать регулярные  поставки лома потребителям и выполнять производственный план. Такая форма работы — ответ на объективную сезонность ломозаготовки.

В 2021 году население Беларуси впервые в истории сдало металлолома больше, чем предприятия и организации.

— Как правило, активная фаза сдачи лома начинается с апреля, когда проводятся субботники и стартует дачный период. Зимой объемы сжимаются, и подобный дисбаланс создает точки напряжения. Потому наша первостепенная задача — вовремя упредить пиковые ситуации и регулировать процесс сдачи лома, — объясняет заместитель генерального директора по производству Сергей Лукашенок. — Крупнейший потребитель нашей продукции — Белорусский металлургический завод, иные предприятия республики с литейным производством. Мы не имеем права подвести наших потребителей. И, понимая это, выстроили четкую и надежную систему взаимоотношений с ломосдатчиками.

Эпидемиологическая ситуация последних лет не отразилась на темпах поставок, подчеркивает Сергей Лукашенок.

Газорезчики разделывают крупногабаритный лом — железнодорожные колесные пары

— Ковид, к сожалению, не обошел и нас, но с гордостью могу сказать, что потребители этого не ощутили. Все благодаря нашим высокопрофессиональным трудовым коллективам и вовремя принятым управленческим решениям.

— При необходимости люди работали сверхурочно, чтобы все поставленные задачи были выполнены, — добавляет Александр Гриб.

По металлу как по маслу

Борисовский цех по праву считается одним из самых современных цехов в системе «Вторчермета».

— Ежегодно мы инвестируем немалые средства, которые направляются на технологическое перевооружение, создание комфортных условий труда для работников, обновление площадок для хранения металлолома, — рассказывает Николай Дакуко. — Прорывными в этом плане стали предыдущие два года: приобрели ножницы для резки металлолома с усилием реза 1000 тонн, заменили пакетировочный пресс, установили дробилку чугуна — теперь переработка этого вида металлолома стала высокотехнологичной. Закупили полноповоротные перегружатели, автомобили-ломовозы и ряд другой техники. Благодаря замене устаревшего оборудования уменьшилось количество занятых на работах с вредными условиями труда, снизились выбросы вредных веществ в атмосферу, значительно повысилась производительность труда.

В следующем году обновление ждет и Молодечненский цех.

—  Запланированы приобретение новых пресс-ножниц и перегружателя металлолома, модернизация автомобильных весов и трансформаторной подстанции, предусмотрели дальнейшую укладку твердого покрытия на площадке хранения лома. В планах также приобрести железнодорожную ветку, которую мы пока что арендуем, и основательно ее отремонтировать, — по-хозяйски рассуждает Александр Гриб.

ОАО «Белвторчермет» работает на перспективу, четко зная, чтó необходимо сегодня для успешной работы в будущем. По словам Сергея Лукашенка, модернизация позволит увеличить производительность труда в подразделении, а также его пропускную способность.

Оборот лома внутри страны имеет стратегическое значение, считает Сергей Лукашенок

Объемы, с которыми работает Молодечненский цех, действительно немаленькие. В зоне его ответственности четыре района: Молодечненский, Вилейский, Воложинский и Мядельский. Цех выполняет основные технологические операции: газовая и ножничная резка, а также работа с чугунным ломом. Техническая база подразделения представлена тринадцатью единицами автотракторной и транспортной техники. На самовывозе работают пять машин с манипуляторами, две машины с полуприцепами, а также самосвал. Есть специальная техника на случай, если у предприятия-ломосдатчика образовался крупногабаритный лом: работники Молодечненского цеха выедут к сдатчику и разрежут металл до транспортабельного состояния.

Основа — кадры

Непрерывность и ритмичность ломозаготовки, эффективность технического перевооружения, и, как следствие, достижение поставленных задач — все это, в первую очередь, зависит от коллектива. В Борисовском цехе трудятся 50 человек, в Молодечненском — 32. В ОАО «Белвторчермет» ценят своих людей. Здесь низкая текучесть кадров, многие работают в структуре предприятия по 20 и более лет. Например, Иван Сорока в борисовском подразделении с 1999 года. Начинал крановщиком, потом перешел на автомобиль с манипулятором. Предприятие развивалось на его глазах. Говорит, условия работы не сравнить с теми, что были 20 лет назад.

Водитель автомобиля с манипулятором Иван Сорока

— Когда я только сюда пришел, здесь была одна небольшая сторожка, — вспоминает Иван. — Стояли краны ГПК-5, которые неспешно ходили по рельсам. Работа была сложная, с низкой производительностью. Сегодняшняя техника по мощности превзошла ту в разы. И если 20 лет назад мы перерабатывали в месяц 1700 тонн металлолома, то сегодня в четыре раза больше.

Водитель погрузчика Геннадий Лобановский

Уважают здесь и Геннадия Лобановского. За 26 лет работы цех стал для него родным. Работал газорезчиком, машинистом крана, а теперь управляет современным погрузчиком.

— Молодым парнем пришел сюда за высокой зарплатой. А остался на четверть века, — с улыбкой говорит Геннадий. — У нас очень дружный коллектив, поддерживаем друг друга и, если нужно, заменяем. Специалисты у нас универсальные. Вот я, к примеру, могу сесть за руль любой нашей техники.

Евгений Малец работает в «Белвторчермете» 31 год

Водитель Евгений Малец из молодечненского подразделения заочно соглашается с борисовским коллегой:

— Мне нравится и сама работа, и наш коллектив — устоявшийся и сплоченный. Молодых водителей учим в первую очередь технике безопасности. Соблюдать ее очень важно, ведь производство травмоопасное, — говорит Евгений Малец.

Бригадир водителей Станислав Баутрель

Стаж бригадира водителей Станислава Баутреля тоже немалый — 27 лет. Из них 15 он работает по нынешней профессии.

— Наша бригада состоит из пяти водителей. Каждый работает ответственно, соблюдает технику безопасности, следит за качеством лома и выполняет план. Горжусь, что у нас такой коллектив. Благодарю всех за профессионализм и вклад в развитие всего объединения, — улыбается Станислав Баутрель.

Выкладываются вторчерметовцы на все сто не только на рабочих, но и на спортивных площадках. Например, Надежда Чубрик защищает спортивную честь предприятия на республиканских соревнованиях среди работников предприятий государственного объединения «Белвторчермет». Плавание, теннис, велосипед, лыжи — чего только нет в ее арсенале. В подразделении же Надежда работает на весовой — контролером лома и отходов металла.

В обязанности Надежды Чубрик входит контроль качества лома от момента приема до отгрузки

— И даже в пиковый период сдачи лома мы остаемся и принимаем сырье. До последнего клиента! — вот наш принцип работы, — рассказывает Надежда.

Мастер по ремонту оборудования Александр Курец

Для комфорта персонала в каждом подразделении ОАО «Белвторчермет» оборудованы современные душевые и гардеробные, комнаты приема пищи с холодильниками, электрическими плитами, микроволновыми печами — подобная кухня далеко не у каждого есть дома. Люди ценят такую заботу и дорожат своим рабочим местом. Эти слагаемые вкупе с профессионализмом руководства и работников всех подразделений гарантируют ожидаемый результат: востребованная продукция высокого качества, отличные производственные и социально-экономические показатели, сплоченный и дружный коллектив, четкая перспектива.

ОАО «Белвторчермет»

г. Минск,

ул. Платонова, 20Б-7

Тел.: (+37517)239-80-01

minsk@bvm.by

УНП 100071565

Подписывайтесь на наш Telegram-канал МЛЫН.BY | Минская правда, чтобы не пропустить самые актуальные новости!