Советский электромонстр, который не прижился, или чем запомнился МАЗ-525 ХТТУ

В послевоенные годы Советский Союз активно развивал тяжелую промышленность. Страну нужно было восстанавливать после немцев, да и время не стояло на месте. Было решено сделать акцент на горнодобывающей отрасли. Такие стремления частенько приводили к появлению самым разным инженерным решениям. Порой чересчур смелым и новаторским. Одним из таких стал электросамосвал МАЗ-525 ХТТУ, созданный в 1954 году.
Этот гигантский 25-тонный карьерный самосвал представлял собой поистине революционную для своего времени машину. Вместо грохочущего дизельного двигателя он был оснащен мощными электромоторами общей мощностью 230 лошадиных сил. Это давало не только высокую мощность, но и плавность хода, а также точность управления. Инженеры пошли еще дальше, оснастив МАЗ-525 ХТТУ электрогидроусилителем руля, что сильно облегчало управление этим «монстром». К слову, даже процесс опрокидывания кузова был электрифицирован.

Однако идеальный на бумаге проект столкнулся с жестокой реальностью промышленного производства. Главной проблемой стало непрерывное электропитание в условиях карьера. Прокладка достаточно мощных линий электропередач в такой специфичной среде представляла собой огромную задачу — стоимость и сложность этой инфраструктуры значительно превосходили все рассчитанные показатели. Помимо прокладки кабелей, необходимо было решать вопросы защиты этих кабелей от повреждений в сложных условиях работы карьера. Кроме того, система питания сама по себе была не слишком надежной.
В результате, несмотря на впечатляющие технические характеристики, проект МАЗ-525 ХТТУ был признан нецелесообразным и был свернут. Не нашел он практического применения и из-за ограниченных возможностей аккумуляторных батарей того времени. Огромный вес самосвала и его мощность требовали значительного заряда, который быстро исчерпывался.

Тем не менее, МАЗ-525 ХТТУ по-прежнему занимает почетное место в истории советского автопрома как смелый эксперимент, который требовал учета всех факторов при разработке и внедрении новых технологий.
Рекомендуем

