Тропами партизан. Лучшие книги о борьбе подпольщиков в годы войны

16 июля 1944 года в только освобожденном, разрушенном, но не сломленном Минске проходил уникальный парад. В парадных колоннах шли партизанские отряды, а не регулярные войска. В годы Великой Отечественной войны на территории страны сражались с врагом 374 000 партизан. И сегодня в нашей подборке — топ 5 лучших книг о борьбе партизан и подпольщиков. Вы взглянете на мир глазами матери, которая рискует всем, но помогает партизанам; мысленно пройдетесь по знакомым столичным улицам… А действительно ли они так знакомы? Знаете, где был лагерь, огороженный колючей проволокой, и какие улицы скромно умалчивают о своей героической истории?
«Минская правда» совместно с заведующей библиотекой Острошицко – Городокской школы Наталией Амётовой вернет вас на литературной машине времени назад и покажет, какой ценой досталась белорусам Победа.
Алесь Адамович, «Партизаны. Война под крышами»

Роман «Война над крышами» — первая книга дилогии Алеся Адамовича «Партизаны». Как отмечал сам писатель: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью».
«Ничто на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей».
Адамовичу было 14 лет, когда началась война. Партизанские будни писателю знакомы не понаслышке — осенью 1941 года он стал связным. А его мать, ставшая прообразом Анны Корзун в романе, подправила сыну метрику, уменьшив возраст на год, чтоб спасти его от угона в Германию.
«Оказывается, не так уж трудно быть неуловимым, особенно если тебя боятся ловить».
В автобиографическом произведении у всех персонажей были свои прототипы — у полицаев и партизан, бежавших пленных и простых жителей. Станет ли русский солдат полицаем и предателем? Удастся ли Корзунам уйти к партизанам? И что помогало белорусскому подполью не терять веру в Победу?
«Соседка Надя рассказала, что ее Инка прячет за печкой от немцев котят. Она, конечно, убеждена, что раз кур взяли и поросеночка, так уж котят, тепленьких, с пушистыми хвостиками, схватят сразу».
Алесь Адамович, «Хатынская повесть»

Из 9200 населенных пунктов, разрушенных и сгоревших в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси, более 5295 были уничтожены вместе со всем или с частью населения. Хатынь сейчас — символ всех деревень, сожженных фашистами, память о нечеловеческой жестокости.
«И все-таки фашизм — это клевета на человека. Даже доисторический наш пращур в звериной шкуре, даже он не заслуживает такого оскорбления — быть предком фашиста».
Сюжет разворачивается вокруг воспоминаний Флёра, который был в партизанском отряде в годы войны. Диверсии, ранение, контузия. Страшная правда о родной деревне, сожженной вместе с жителями. Что ждет партизан, окруженных немцами? И найдет ли Флёра свою Глашу, попавшую в Озаричи?

«Тот, кто был хотя бы однажды ранен или контужен, уже не прежний человек. Он уже ощутил, как это будет. До этого лишь зная, что смертен, а теперь — ощутил».
Иван Новиков, «Руины стреляют в упор»
Повесть Ивана Новикова рассказывает о минских подпольщиках, которые действовали в годы Великой Отечественной войны. Сам автор — писатель-фронтовик, он в рядах Красной армии в должности начальника разведки дивизиона освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию.

До конца 1950-х годов тема антифашистского подполья в Минске была под запретом. И книга Ивана Новикова «Руины стреляют в упор» стала первой ласточкой в деле восстановления справедливости в отношении Минского подполья.

В 1971 году вышли первые четыре серии одноименного телефильма. А пятая и шестая — в мае 1974. Идея о съемке принадлежала Петру Машерову. Именно после просмотра фильма Брежнев поддержал решение о присвоении Минску звания города-героя.
«Володя слышал, как стучали тяжелые сапоги фашистских патрулей. Больше ничто не нарушало тишину в замершем городе. Казалось, за окном — кладбище. А может, оно так и было? Через несколько кварталов отсюда, в Центральном сквере, жуткий неподвижный месяц обливал холодным светом тела повешенных Казинца, Демиденки и других подпольщиков. На Суражском рынке, на Комаровке, на Червенском рынке — по всему городу толстая проволока сдавливала горло тем, кто до последнего дыхания хранил верность своей Родине».
Улицы Казинца, Жудро и Кабушкина знакомы многим минчанам. Но какие истории скрываются за этими названиями? Несмотря на то, что в книге много художественного, писатель будто оживил события давно минувших лет.

После прочтения книги город предстанет в новом виде. Чему свидетелем стала скульптура мальчика с лебедем? Что было на месте парка Челюскинцев и в каких лесах под Минском скрывались партизаны?
«Когда я иду по его светлым, просторным улицам, любуюсь его чудесными площадями, садами и скверами, везде слышу голос:
— Вы не забыли нас, живые? Вы помните, как мы здесь боролись и умирали? Мы, коммунисты, горячо любили свою Родину, любили больше собственной жизни и засвидетельствовали это беспощадной борьбой с фашизмом, доказали своей смертью.
Это голос героев минского подполья».
Иван Шамякин, «Брачная ночь»

Летом 1942 года Валя вновь встретилась со Степаном, впервые с начала войны. Он оказался тем человеком, с которым она вышла на связь в городском подполье. В такое сложное время их любовь возобновилась.
«Людзі, што дзеці, нават разведчыкі, ім ні ў чым нельга даваць паслаблення».
Летом 1943 года партизаны с подпольщиками планировали бомбардировку железнодорожной станции, через которую фашисты отправляли военные эшелоны в Курск и Орел. Подать световые сигналы и навести бомбардировщики на цель должен был Степан. Для согласования действий с большой земли в партизанский отряд прибыла разведчица Маша. Валя провела Машу к Степану, и с тех пор лишалась душевного покоя. Однажды, не выдержав, Валя самостоятельно отправилась в город и оказалась на свадьбе Степана и Маши…
«На вайне самае паганае — залішне думаць пра сябе, ад гэтага, напэўна, робяцца баязліўцамі».
Иван Шамякин, «Глубокое течение»
19-летняя Татьяна, возвращаясь в отчий дом, неожиданно становится матерью для чужого еврейского малыша.
«Все повернулись туда, откуда прозвучали выстрелы, и увидели молодую женщину, еврейку. Она бежала, прижимая к груди ребенка. Ее длинные черные косы были распущены, волосы спутались, в них застряли листья, хвойные иглы, паутина. В глазах женщины был ужас, синяя кофточка ее была разорвана в нескольких местах, ноги — в крови. Добежав до беженцев, она упала на колени и протянула ребенка».

Даже родному отцу Татьяна не призналась, что ребенок не ее. Сохранить и вырастить всех детей —такое обязательство чувствовали люди на оккупированной территории. Откуда растет желание участвовать в партизанской борьбе и как в годы войны появлялось это глубокое течение, такое опасное для врага — все это в пронизывающей повести Ивана Шамякина.
«Большая сила — мечта. Человек без нее как бы ничто».
На что готова мать ради своих детей? Удастся ли Татьяне спастись, когда в дом придут полицаи? И было ли место для любви и счастья в непростые годы, омраченные жестокостью и смертью?

«Язык народа — жизнь во всех ее проявлениях».
Автор: Наталья Солдатова
Рекомендуем




