Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Дирижер Президентского оркестра Виталий Кульбаков: «Творческих коллег убеждаю, но не ломаю!»

Дирижер Президентского оркестра Виталий Кульбаков: «Творческих коллег убеждаю, но не ломаю!»
Фото: Вячеслав Цуранов

Для Президентского оркестра Беларуси, который стал брендом в нашей стране и за ее пределами, этот год юбилейный. Во Дворце Республики мы попали на репетицию их в течение дня несколько, нам удалось пообщаться с главным дирижером Виталием Кульбаковым.

Виталием Кульбаков рассказывает, что с музыкой рос с детства, родители пытались вселить в душу мальчика любовь к аккордеону. Но он предпочел духовые виды музыкальных инструментов и теперь делится эмоциями со слушателем.

Президентскому оркестру, который вы возглавляете, 20 лет. Каково это, быть сердцем и мозгом такого масштабного коллектива?

— Сердце Президентского оркестра — это Андрей Маврин, наш «ударник», я скорее мозг. Уже третий год руковожу этим единым организмом. Сложно это или нет, сам оценивать не берусь, пусть со стороны говорят, насколько у меня это получается. Как каждый солдат мечтает стать генералом, так я мечтал быть главным дирижером. Творческого азарта от самой должности скорее нет, а вот от процесса — ежесекундно. Не могу сказать, что есть амбиции в занятии высоких должностей или позиций: сейчас стараюсь всю энергию направить на новые проекты, модернизацию уже существующих. Еще нужно усовершенствовать гастрольную деятельность, в Беларуси имя наработали, нужно выходить за пределы родной страны.

Президентский оркестр недавно вернулся из России, где состоялся гастрольный тур, также часть музыкантов сотрудничает с театральным проектом Заслуженной артистки Беларуси Веры Поляковой. Были на гастролях в Пскове и Великих Луках. Наш творческий год уже распланирован, выходных крайне мало.

Как начинающему музыканту с амбициями присоединиться к такому именитому коллективу, как Президентский оркестр Беларуси?

— Амбиций недостаточно, желающих работать с нами очень много, важен опыт оркестровой деятельности, так как возлагаемые задачи колоссальны. Например, на Республиканский фестиваль национальных культур нужно отработать до идеала 61 произведение на один концерт. И не просто выучить, но и соблюсти традиции исполнения, которые свойственны определенной национальности. Я раскладываю партитуру и вижу, какой музыкант и как должен ее исполнить, прорабатываю с ним мелочи подачи исполнения.

А «вкусовщина» возможна в этом случае? Чтобы музыкант с вами поспорил, сказав, что это, например, нужно иначе исполнить?

— Понимаю, что работаю с творческими людьми, у которых может быть свой взгляд и мнение. Трудиться в творческом коллективе всегда приятно и полезно: мы учимся друг у друга многому. Но здесь важно помнить, на ком вся ответственность за выступление — на главном дирижере. И когда со мной особенно сильно спорят и пытаются навязать свой взгляд, я говорю: «хорошо, но в случае ошибки вся ответственность на вас». После этой «магической» фразы музыкант начинает более здраво оценивать свои силы и мнения, чаще всего соглашается с первоначально заявленной мною идеей. Многие люди очень хотят руководить, но забывают, что руководить это одно, а еще нужно отвечать за каждый шаг свой и своего коллектива. Повторюсь, я выслушиваю мнения каждого, понимая, что работаю с творческими людьми, с видением которых нужно считаться, чтобы эта творческая искра не угасла.

Над какими проектами сейчас работаете?

Кроме гастрольной и концертной деятельности мы также готовим проект, приуроченный к Году исторической памяти. Запланирован на осень, он покажет, как менялась музыка в различные эпохи становления нашего государства. Все значимые мероприятия республиканского значения также без нашего участия не обходятся, рекомендуем зрителям следить за афишей.

— Как гастрольные планы корректировались с учетом пандемии в 2020 году?

Да, это как раз совпало с моим назначением, могу сказать, что сработали мы мобильно, быстро, отключив эмоции. Весной зрителя не потеряли, перейдя в онлайн-формат концертов, провели три таких концерта. Потом лето, мероприятия проводили на открытом воздухе. К счастью, в первые полгода пандемии у нас в коллективе никто не заболел, впоследствии, если и заболевали, то без тяжелого течения болезни.

Есть ли творческие приметы, суеверия?

Как таковых нет, но есть наблюдение: чем сложнее идут репетиции, что-то на них случается, порой не очень хорошее, тем лучше мы в итоге выступаем. Мобилизируем силы! Могу сказать, что к концерту, к которому долго готовишься, отдаешь всего себя зрителю и слушателю, на следующий день — эмоциональная яма. Этому и радуешься, понимаешь, что доволен своей самоотдачей, затем смотришь — а уже скоро другой концерт, который тоже нужно отработать физически и эмоционально также на уровне. Творческим людям приходится бороться с эмоциональным выгоранием.

Вы входили в состав жюри отборочного тура «Славянского базара 2022», что вообще цените в музыкантах и как измерить талант?

— Талант это хорошо. Но в первую очередь я смотрю на профессионализм. Артист должен хорошо исполнять произведение и более того — эмоционально держать зрителя. Бывало такое: начинает конкурсант хорошо, потом на середине выступления просто «падает». Возможно, начинает на таланте, но отсутствие профессионализма его губит. А сколько стрессовых ситуаций может быть в процессе выступления! Главное не теряться и не забывать, что ты, прежде всего, артист и отвечаешь перед зрителем за то, что он видит и слышит. Ошибок быть не должно, песню нужно прожить.

Хороший пример — Анна Трубецкая. Она состоявшийся артист с талантом и профессионализмом, поэтому логично победила на отборочном туре «Славянского базара». Пусть ее конкуренты не обижаются, но равных ей не было. И харизма тоже должна быть, она цепляет. Когда зритель видит итоговый результат на сцене, он не анализирует колоссальную подготовку команды людей на протяжении длительного времени, чтобы подарить каждому эмоции, искусство и творчество!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем