Меню
Мядельский райисполком

Совершил 226 боевых вылетов и участвовал в 16 воздушных боях. О белорусском летчике Василии Демидове

летчик Василий Демидов
Фото: из открытых источников

Средняя школа №21 города Витебска именная: она носит имя советского летчика времен Великой Отечественной войны, уроженца деревни Черея Витебщины, Героя Советского Союза Василия Демидова. И он не просто земляк-витеблянин, Василий Александрович в 1960-е годы работал в СШ №21 Витебска заместителем директора по патриотическому воспитанию и одновременно учителем труда, здесь же учился его сын.

И по воспоминаниям коллег-учителей и учеников СШ № 21 Василий Александрович Демидов был человеком со стержнем, высоких душевных качеств, поэтому и оставил о себе добрую память.

Так, Прасковья Константиновна Амосова, коллега по работе, с теплотой рассказывала: «1 сентября 1963 года в Железнодорожном районе открылась новая школа – №21. Демидов был переведен в новую школу из СШ № 25 и о нем знали, что он военный летчик, Герой Советского Союза, по состоянию здоровья был вынужден уйти из Армии.

Василий Александрович энергично включился в работу. В школе сразу создалось представление о нем как о человеке исключительно добросовестном и надежном. Он отдавал себя новой работе целиком — иначе не мог. Его ученикам было легко — он умел объяснять доходчиво и наглядно. Василий Александрович понимал, что не только дает знания, но и формирует мировоззрение своих учеников. Часто после уроков ребята оставались в мастерской, работали или слушали рассказы фронтовика о войне. Совершенные подвиги он не считал геройством. «Я просто выполнял свой долг», — говорил Василий Александрович. Очень скромный, добрый, отзывчивый человек. О нем можно говорить только хорошее. Учителя его уважали».

А вот как отзывался Юрий Горбунов, ученик Демидова: 

— Со школы я подружился с Мишей Демидовым. Внешне он был очень похож на своего отца — Василия Александровича, который учил нас столярному и слесарному делу. Уроки труда по расписанию были последними, и мы часто задерживались в мастерских. Что-нибудь делали и слушали рассказы учителя о войне. Все мальчишки уважали Василия Александровича. Не потому, что он казался каким-то особенным, героем, наоборот, он был очень простым, с ним можно было обо всем поговорить…

Школа, аэроклуб и путь в боевую авиацию 

Школьные годы Василия Демидова прошли в областном центре, и уже в старших классах школы он увлекся авиацией и поступил в Витебский аэроклуб. Убедившись в правильности выбора жизненного пути, Василий, окончив школу и аэроклуб, решил учиться в Борисовской школе военных летчиков-бомбардировщиков. Он успешно сдал экзамены, и 14 августа 1940 года был зачислен в школу. А в ходе начавшейся Великой Отечественной войны, он вместе с другими курсантами, был эвакуирован в город Омск, где продолжил обучение.

После окончания школы в мае 1942 года Василий Демидов в группе молодых летчиков был направлен в 1-ю учебно-тренировочную бригаду 1 -й воздушной армии для освоения боевого применения самолета Пе-2. Один из его первых полетов завершился аварией, в результате которой Демидов получил серьезные травмы обоих бедер. Его доставили в местный госпиталь, и врачам довелось приложить немало усилий, чтобы спасти летчика, у которого начала развиваться гангрена. И лишь высокий профессионализм военных медиков позволил Василию Демидову вернуться в строй. Он снова стал летать, и освоив Пе-2, в марте марта 1943 года убыл на фронт, в 10-й отдельный разведывательный авиационный полк (ОРАП).

Боевой путь: от первого ордена до Золотой Звезды Героя

И Василий Демидов прошел в составе 10-го отдельного разведывательного авиаполка 1-ой воздушной армии весь свой боевой путь. Воевал на Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и вновь на 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Орловской (июль-август 1943), Смоленской (сентябрь-ноябрь 1943), Витебской зимней (декабрь 1943- февраль 1944), Белорусской (июнь-август 1944), Прибалтийской (сентябрь-октябрь 1944), Восточно-Прусской (январь-апрель 1945) наступательных операциях.

5 апреля 1943 года при выполнении разведки в районе Брянск-Рославль-Киров над аэродромом Брянск разведчика Василия Демидова перехватили четыре Fw-190. Отстреливаясь, Демидов сумел уйти в облака, однако, чтобы выполнить боевую задачу, выйдя из облаков с другой стороны, под обстрелом зенитной артиллерии все-таки сфотографировал аэродром и железнодорожный узел Брянск.

Когда при сборе сведений для подготовки операции «Багратион» 28 апреля 1944 года Демидов вел разведку на участке Чернявка — Березина, его самолет атаковали 3 Fw-190. Противник атаковал самолет 4 раза, при этом воздушный стрелок-радист экипажа Данилова расстрелял весь боезапас, после чего Демидов, умело и энергично маневрируя самолетом, делал все, что мог, чтобы не дать противнику вести прицельный огонь по безоружному самолету вплоть до того момента, пока и у противника не закончились боеприпасы, и он прекратил атаки.

4 мая 1943 года Василий Демидов разделил со своими однополчанами радость присвоения 10-му ОРАП почетного наименования «Московский» А 19 июня Демидова и самого представили к первой награде — ордену Красной Звезды. К тому времени он выполнил 44 боевых вылета, из которых 25 были признаны успешными. Разведка велась в районах Кирова, Рославля, Смоленска, Могилева, Орши, Спас-Деменска. При этом было заснято 22 аэродрома противника.

Читаем в наградном листе: «При выполнении боевых заданий настойчив и смел. Имеет 5 встреч с воздушным противником, много раз обстреливался мощным огнем зенитной артиллерии, но каждый раз успешно выполнял поставленную боевую задачу».

В июле-августе 1944 года Василий Демидов, будучи уже командиром звена, принял участие в освобождении родной Беларуси, неоднократно отличился и заслужил ордена Отечественной войны, последовательно 2-й и 1-й степени, и орден Красного Знамени.

И снова строки из фронтовых документов:

*** «После первого награждения произвел 36 боевых вылетов на дальнюю разведку в тылу врага на глубину 100-150 километров. Проявляет исключительную настойчивость, смелость». Награда — орден Отечественной войны 2-й степени.

*** «Произвел 119 боевых вылетов на воздушную разведку. Проявляет смелость, настойчивость и мастерство». Награда — орден Отечественной войны, но уже 1-й степени.

*** «Фотографирование площадей обороны и отдельных объектов противника — 4100 квадратных километров. Фотографированием вскрыто главные полосы обороны немцев в районе Витебск-Горки и промежуточных рубежей до рек Днепр, Березина, Неман». Награда — орден Красного Знамени.

15 июля 1944 года, ведя разведку в районе Граево-Осовец, Лык-Сувалки в районе Граево (у города Белостока, прим.), у самолета лейтенанта Василия Демидова отказал один двигатель. Имея запас высоты, экипаж на одном двигателе сумел сделать фотосъемку и, развернувшись в сторону аэродрома, преодолев 310 километров, совершил посадку на своем аэродроме.

Далее боевой путь 10-го ОРАП и лично нашего земляка Василия Демидова пролег через Литву, откуда и производилась разведка крупнейшего пункта обороны противника — Кенигсберга — цитадели прусского милитаризма и германского фашизма. Оборона города строилась очень давно и опиралась на разветвленную сеть полевых укреплений, водных каналов и фортов. 

17 октября 1944 года командир полка представил Василия Демидова к награждению орденом Красного Знамени. Однако командующий 1-й ВА генерал-полковник авиации Хрюкин изменил это решение, и Демидова был награжден орденом Богдана Хмельницкого.

Очень трудным был день 2 ноября 1944 года. Задания на разведку получили два экипажа. Ближнюю разведку Пиллкаллен — Малвишкен выполнял экипаж Ил-2 летчика лейтенанта Матвеева. В результате обстрела зенитной артиллерией самолет получил повреждения, летчику удалось совершить вынужденную посадку на своей территории, но машина ремонту не подлежала.

Экипаж же Демидова выполнял разведывательный полет с фотографированием линии обороны района Куштен-Растенбург, а также объектов города Гумбинен. Во время аэрофотосъемки Пе-2Р шел, не выполняя никаких маневров для точности фотографирования, и представлял заманчивую цель для зенитной артиллерии врага. В результате самолет получил прямое попадание снаряда, который повредил топливную систему. Оценив ситуацию и управляемость самолета, экипаж завершил фотосъемку, затем Демидов развернул машину в сторону фронта и ушел на восток. Летчику удалось дотянуть до своей территории и совершить вынужденную посадку. Сам он получил травму головы, но остальные члены экипажа остались невредимыми. Важное боевое задание было выполнено.

 Наградой тогда Василию Демидову стал еще один орден Красного Знамени, читаем в наградном листе: 

— Ведя разведку и фотографирование на Ангенбургском, Гумбиненском, Кенигсбергском направлениях, проявил исключительную настойчивость, мужество и умение, связанное с хитростью летчика-разведчика. 

В начале весны 1945 года командир полка майор Александр Родин подписал наградной лист на Василия Демидова, представляя его к званию Героя Советского Союза. В частности, в этом документе указано:

«К 1 марта 1945 года совершил 226 боевых вылетов. Сфотографировал 24.150 квадратных километров территории и оборонительных рубежей, 165 аэродромов. Выявил 1678 самолетов противника, 927 железнодорожных эшелонов, 32.900 автомашин, 25 барж и теплоходов врага. Участвовал в 16 воздушных боях, в которых его экипажем сбито 2 вражеских истребителя».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года старшему лейтенанту Демидову Василию Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

До высот в послевоенное время

После войны Герой Советского Союза Василий Демидов продолжил служить в военной авиации, и ему еще очень повезло: его родной 10-й Московский отдельный Краснознаменный разведывательный полк был выведен в Беларусь, и он летал в мирном небе Пинска, Мачулищ, Речицы. В 1955 году в звании подполковника Василий Демидов закончил командный факультет Военно-Воздушной академии, успешно переучился на реактивный стратегический дальний бомбардировщик Ту-4 и стал командиром 550-го бомбардировочного авиационного полка дальней авиации.

А еще ему, боевому летчику Великой Отечественной войны, командиру полка стратегических бомбардировщиков, после катастрофической «резки» авиации Хрущевым, довелось командовать ракетной частью. Но, в 1961 году, отказавшись от штабной работы в Москве, подполковник Герой Советского Союза Василий Александрович Демидов возвращается на родину, в Беларусь, и поселяется в любимом Витебске.

С 1962 года один год он работает заведующим мастерскими в СШ №25 города Витебска, а потом 3 года заместителем директора по патриотическому воспитанию, учителем труда в СШ № 21.

А с 1967 года по 1982 год Василий.Демидов — снова в авиации — диспетчером службы движения Витебского аэропорта, руководит полетами малой авиации.

Многие годы Василий Александрович принимал активное участие в общественной жизни города, за мирный труд он награжден Почетной Грамотой Верховного Совета БССР. 

И еще о памяти нашего славного земляка

Ушел из земной жизни прославленный летчик, человек с именем на мирном поприще, Василий Александрович Демидов 11 июня 1989 года, похоронен в родном Витебске. На доме в Витебске, где он проживал, установлена мемориальная доска, а его портрет размещен на Аллее Героев Советского Союза в городе Чашники Витебской области.

У поэтессы Марии Извольской есть строки, посвященные советским летчикам Великой Отечественной войны:

Мы Истребителями были!
Бомбардировщиками были!
Штурмовиками рвались в Бой!

Спасало нас: родное небо!
В боях бывали, где Бог не был:
В огне была Земля и Небо, —
Не все вернулись мы домой…

Но как, мой друг, могло случиться?
Что из небес стальная птица:
На Землю больше не садится?!…
И вдруг молчит твой позывной? 

К счастью, позывной Героя Советского Союза, летчика Великой Отечественной войны Демидова Василия Александровича и сейчас звучит в эфире!

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59