Меню

Не писал писем с фронта — был уверен в гибели: история 99-летнего ветерана-победителя

Фото: smolevichi-24.by

Духовная стойкость, мужество и самопожертвование — именно из таких составляющих рождается героизм даже в 16-летнем мальчике, который решил уйти в партизаны, а потом сражался за Родину в ожесточенных боях на фронте. Уникальное интервью дал изданию «Край смалявiцкi» ветеран Великой Отечественной войны 99-летний Адам Адамович Криштапович. Герой награжден орденами Красной Звезды, Ленина, Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени и «За отвагу».

— Адам Адамович, расскажите, как для вас началась война?

— О начале войны узнал из приемника, который был у нашего учителя Тарасенко, а вот немцев впервые увидел в июле 41-го на перекрестке родного Пекалина. Тогда они с колонной техники двигались со стороны Смиловичей в направлении Смолевичей. Наш деревянный мост через реку Уша не подошел фашистам, поэтому его взорвали. Чтобы наладить себе переправу, они разобрали рядом стоящий магазин. В этот день никого не трогали, фотографировались с детьми и взрослыми. Я вспоминаю, как отец моим братьям, сестре и мне, старшему сыну, сказал: «Не стоит думать, что к нам идут хорошие люди. Идут звери, и они будут издеваться». Знал он это не понаслышке, воевал с немцами в империалистическую войну. И он был прав.

— Как попали в партизанское движение?

— Я и сам у истоков партизанского движения стоял. Наши войска отступали, а мы с моими школьными товарищами подбирали и прятали оружие и боеприпасы, которые отдавали партизанам. Мне пришлось дважды вступать в партизанский отряд. В первый раз я ушел в октябре с одним парнем и девушкой в партизаны. Нам тогда повоевать не удалось, отправили нас обратно. Но партизанам продолжал помогать, передавая собранное оружие. А вот когда пришел в марте 42-го, там и остался воевать. Немцы были злейшими зверями, в их точной программе было наше уничтожение. С первых дней оккупации за малейшую провинность и неповиновение они вешали людей. Из наших предателей делали полицаев, руками которых издевались над жителями. Если ловили партизана, убивали его и всю семью, а дом сжигали. Семью пришлось переселить в землянку.

Когда Красная армия освободила Смолевичи, партизаны направились на фронт. Но перед этим в разрушенном Минске прошел парад партизан, где принял участие и Адам Криштапович

— Ваша роль в партизанском движении?

— Наша основная война — минирование железной дороги и подрыв эшелонов с немцами. Я был в составе партизанского отряда «За Советскую Белоруссию» в диверсионно-подрывной группе. На моем счету 13 подорванных эшелонов. Железная дорога Минск — Орша тщательно охранялась. Наша диверсионная группа должна была разведывать подходы и подрывать эшелоны. За это был награжден орденом Красной Звезды. Фактически партизанские отряды немцы сами «создали». Куда было деваться коммунистам, которых фашисты уничтожали?

— Но ведь железная дорога тщательно охранялась врагом?

— Действительно, очень трудно было подобраться к железнодорожным путям. Немцы вырубали по 250 метров леса вдоль железной дороги по обе стороны, даже пни убирали. И в таком чистом поле с патрулирующими фашистами было тяжело подобраться к путям. Но задачу нужно было выполнить любой ценой, велась рельсовая война. Разные случаи бывали. Сразу весь эшелон не удавалось уничтожить, но многие вагоны шли под откос от удара при подрыве паровоза. Но чтобы его взорвать, нужно было 20 килограммов тола, который добывали из брошенных снарядов. Поначалу не умели, долбили железякой по снаряду, искра получалась — очень опасно было. Потом научились по-умному добывать, старались не касаться стенки снаряда.

— Население поддерживало партизан?

— Еще как поддерживало! Что бы было с нами, если бы не поддержка односельчан. К сожалению, были и предатели, которые уходили в полицаи. Но их было немного, в основном это бывшие сидельцы из тюрем. Когда забирали у населения продукты, приходилось делать тайные землянки и прятать там зерно и картошку. После подрыва тринадцатого эшелона командование решило назначить меня партизанским комендантом в деревню Великий Лес, на месте которой после войны построили аэропорт. Я должен был следить за порядком. Партизаны ведь тоже были разные, некоторые мародерствовали. Поэтому в 1943-1944 годах населенные пункты были четко распределены между отрядами. Даже приходилось определять очередность, когда люди могли взять единственный трактор, чтобы посеяться.

— Когда пришла освободительная Красная армия на территорию Белорусской ССР, война для вас закончилась?

— Мы участвовали в зачистке после разгрома фашистов Красной армией. Дрались те до последнего, даже своих лошадей убивали, чтобы нам не достались. Запомнился хорошо случай, когда мне в плен сдались два немца, как потом оказалось, это были офицер и его адъютант. После освобождения Беларуси в июле 1944 года попал в действующую армию вместе со всем отрядом. Служил в третьем Котельниковском танковом корпусе в составе Прибалтийского фронта. Входил в группу десанта. В октябре того же года был ранен в голову и ногу, провел два месяца в госпитале. Продолжил службу в 24-й гвардейской краснознаменной пехотной дивизии под Кенигсбергом. Много было убито, местами поля были устланы трупами. Я не писал с фронта писем, был уверен, что погибну…

— Где застали новость о Победе?

— Победа застала меня в госпитале. Помню, что медсестры и врачи плакали от счастья. Я тогда был переведен в отделение выздоравливающих, хотя изначально надежды на положительный исход не было. Вторично тяжелое ранение я получил в январе 1945 года под городом Черняховском. Немцы шли в контрнаступление в развернутом порядке: два танка и пехота. Пришлось вести огонь через бугор, который очень мешал. Поэтому пустил очередь из пулемета «Максим» поверх голов немцев. Они залегли. За это время сумятицы успел занять выгодную позицию и открыл огонь. Фашисты стали отступать. Контратака была сорвана, а самого ранило. За освобождение города получил медаль «За отвагу». Из армии демобилизовался 19 декабря 1945 года.

Адам Адамович — яркий представитель несгибаемого поколения, которое спасло не только нашу страну от фашизма. Несмотря на солидный возраст и пережитое, ветеран не теряет оптимизма и доброты. Искренне желаем ему крепкого здоровья, мира, добра и благополучия.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59