Жертв называли материалом, а расстрелы — акциями. Как фашисты чинили расправы в Старых Дорогах
В одной из комнат Стародорожского историко-этнографического музея висит карта с названиями деревень. Возле многих — огненный знак. Что он означает, догадаться нетрудно: во время войны эти населенные пункты были сожжены. Некоторые частично, другие разделили судьбу Хатыни. Этот регион Минской области хлебнул лиха не меньше других. О подробностях геноцида свидетельствуют документы, протоколы, предметы быта невинных жертв расстрелов…
Безмен, держатель ведра для колодца, кочерга
К середине 1941 года в Старых Дорогах проживало не менее 1000 евреев. Многие занимались торговлей, были среди них и ювелиры, кузнецы, сапожники, портные.
— Они хорошо делали свое дело, поэтому в городе их уважали. Некоторым удавалось разбогатеть и открыть уже постоянные мастерские, магазины. Вот этот безмен, — старший научный сотрудник Стародорожского историко-этнографического музея Екатерина Сидорок показывает на небольшое металлическое приспособление с крючком, — был необходимой вещью для торговцев. С его помощью взвешивали картофель, морковь, сахар, крупы, муку.
О том, что немецко-фашистские войска начали наступление, жители Старых Дорог слышали. Но люди были уверены: враг будет разбит на чужой территории. Хотя некоторые, чувствуя опасность, все-таки покинули город. Другие не решились оставить нажитое.
— 28 июня город был занят немцами. Как и везде, оккупанты начали проводить политику геноцида еврейского населения. Местные сочувствовали евреям, прятали их у себя, за что расплачивались собственной жизнью, — говорит Екатерина Сидорок.
До последнего вздоха оставался человеком старый врач Шапелко, житель Старых Дорог. В одном из отделений больницы, где он работал, тайно находились две больные еврейские женщины. Гестаповцы узнали об этом. Ворвавшись в больницу, они вытащили женщин из кроватей и расстреляли их, а доктора повесили.
Пуговица с места расстрела
— Вскоре после начала оккупации немцы устроили в городе гетто — в четырехугольнике улиц Горького, Свердлова, Урицкого и Кирова. Причем никаких ограждений не было: даже на колючую проволоку фашисты не стали тратиться, разве что выставили охрану из патрулей. Видимо, расчет был такой: бежать евреям с маленькими детьми на руках и старыми родителями все равно некуда. А если и попытаются — будут убиты.
Попытки побега действительно были. Евреев, а это порядка 1000 человек, загнали в бараки, не разрешая выходить на улицу. Делали вылазки, искали хоть какое-то пропитание.
— Тратить время и силы на охрану узников гетто фашисты не собирались, поэтому уже на 6 августа 1941 года назначили первую массовую казнь. В этот день к лагерю подогнали несколько грузовиков, людям приказали забираться внутрь. Они уже знали, куда их повезут и зачем, понимали, что больше не вернутся.
Одна из еврейских женщин, которая шла в толпе приговоренных к смерти, попыталась спасти хотя бы своего четырехлетнего сына. Она протянула ребенка местной женщине в надежде, что та спрячет малыша. Но подоспевший фашист вырвал мальчишку из рук и вместе с матерью бросил в кузов.
Машины с людьми остановились в урочище Кошарка. Тут уже были выкопаны рвы. Евреев по нескольку человек подводили к ямам и стреляли, как по мишеням. Пули убивали не всех, некоторых просто ранили. Люди падали в ямы еще живыми — а через несколько минут на них сверху бросали мертвые тела. Затем рвы засыпали землей. Свежий холм еще долго шевелился, это под тяжестью песка задыхались полумертвые люди, маленькие дети.
Окончательно Стародорожское гетто было ликвидировано 19 января 1942 года, все то же урочище Кошарка. Только на этот раз узников заставляли раздеваться, партиями подводили к яме и убивали.
В урочище Кошарка расстреляли и сотни мирных жителей, военнослужащих, партизан, подпольщиков, людей разного вероисповедания. В 90-е годы в этом месте установили памятник «Жертвам фашизма», или «Реквием».
Рубашка бывшей узницы
В райцентре на месте бывшей танцплощадки немцы открыли биржу труда. Сюда сгоняли трудоспособную молодежь, которую затем вывозили на работу в Германию. Кто-то попадал на фабрики и заводы, другие становились рабами у фермеров. Отношение к людям было нечеловеческое: хлеб из теста, смешанного с опилками и растениями, маленькая комнатка на несколько человек.
Всего в немецкое рабство было угнало более 2600 жителей Стародорожского района.
Языльская трагедия
6 августа 1941 года вошло в историю как «Языльская трагедия». В эти дни между частями 121-й стрелковой дивизии и гитлеровцами завязался бой. Потери были с двух сторон.
— После боя один из жителей деревни Языль нашел в поле убитого немецкого офицера, забрал его документы и передал в немецкую комендатуру, — рассказывает Екатерина Сидорок. — Реакция коменданта была незамедлительной: он посчитал, что офицер погиб не в бою, а от рук сельчан. Деревне был вынесен приговор, приведенный в исполнение 6 августа.
Мужчинам приказали взять паспорта и явиться в фашистскую комендатуру. Объяснили это так: будут выдавать новые документы для проживания на оккупированной территории. Местные сначала ничего не заподозрили, но когда рядом поставили автоматчиков, а потом стали выводить из группы по двое и расстреливать, — все поняли.
— Один из сельчан, которого вели на смерть, смог сбежать, что еще больше озлобило карателей. Они просто стали стрелять во всех оставшихся мужчин без разбору. Потом вскочили на мотоциклы: ехали по деревне — убивали женщин, детей. Это был последний день для 47 мирных жителей Языля.
Своих жертв фашисты называли «материалом», а расстрелы — «переселением», «акциями». «Работали» гитлеровцы деловито, спокойно. Обязательно с перерывами на обед. Пока обедали — обреченные ждали смерти…
***
На Стародорожчине есть несколько деревень, которые повторили судьбу Хатыни. Одна из них — Добрица, сожженная фашистами в начале 1943 года. Практически всех жителей гитлеровцы расстреляли, спастись удалось одной женщине с маленькой дочкой. Они успели выбраться из горящего дома через окно. На следующий день женщина вернулась в деревню, чтобы собрать останки сожженных сельчан и похоронить на кладбище.
После войны Добрица не возродилась.
***
Анкеты на жертвы геноцида. Такие документы в послевоенное время заполняли родственники убитых евреев. В графе «Обстоятельства смерти» указаны разные причины — карательная операция, плен…
Но устраивали фашисты не только массовые расстрелы. Особый повод для расправы был не нужен: потеря нашивки, подозрительный вид, самовольное передвижение по городу — и пуля находила свою жертву.
Звания Праведников народов мира удостоены более 700 белорусов: среди них и жители Стародорожского района.