Дорогами передовиков, или Один день из кабины комбайнера
Если для горожан лето – пора отпусков, то для аграриев это во всех смыслах пора горячая. Корреспондент МЛЫН.BY решила узнать о труде комбайнера непосредственно из кабины «корабля полей».
При подъезде к деревне Строчицы Минского района асфальтированное покрытие сменилось брусчаткой, затем и вовсе песком, а ограждения вдоль дороги – стеной кукурузы. Машина и пассажиры покрылись пылью, но это ерунда по сравнению с чарующими видами. Жаль, что полюбоваться ими не получилось – к нам навстречу с внушительной скоростью двигался огромный зерноуборочный комбайн.
– Вы уж извините, спокойно побеседовать не получится, погода отличная – самое время для жатвы, – комбайнер ОАО «Щомыслица» Александр Маковецкий приглашает занять место в машине.
– А у вас здесь шумно! Не болит голова к концу дня? – спрашиваю.
– Это вы, наверное, ко мне так торопились, что не позавтракали и не смогли дверцу закрыть, – улыбается Александр и со всей силы захлопывает дверь. И действительно, теперь практически ничего не слышно, можно и поговорить.
По словам комбайнера, его рабочий день – с восьми утра и до самого вечера, а то и ночи. Ведь пока погода хорошая, а зерно не сырое – работать можно. С самого утра бригадир и агроном влагомером проверяют процентную влажность зерна и в зависимости от показателей распределяют полевые работы. Комбайнеры сдают путевки, подписывают реестры и отправляются в поле. Там проводится техническое обслуживание комбайна, смазка и заправка. С 10 утра комбайнеры приступают непосредственно к работе.
Раз в год комбайны проходят дефектовку: проводится техническое обслуживание узлов и агрегатов, затем они становятся на зимнее хранение.
– А какие у вас перерывы, если рабочий день до 12 ночи и без выходных?
– Перерывы есть, пять минут, – улыбается собеседник.
– Всего пять минут? – удивилась я.
– Можна і больш, але што тады заробiм? – расставил все точки над «i» Александр.
Два раза в день на поле привозят полноценные горячие комплексы, которых, как говорят механизаторы, впрок хватает. Внутри кабины – встроенный холодильник. Там у рабочих припрятаны прохладительные напитки. К слову, кабина достаточно удобная, механизмы гидравлические, что позволяет задействовать меньше физических сил и сконцентрироваться на самом процессе жатвы.
– Всего в нашем хозяйстве пять комбайнов. Сейчас мы работаем на американском, белорусские настроены на уборку рапса. Я уже шестой год в ОАО «Щомыслица». В поле пришел сразу после училища. Сначала работал на энергонасыщенном тракторе в Витебской области, а сейчас вот в Минской, на комбайне, – собеседник прервал рассказ, и машина чуть замедлила ход.
Интуитивно стало понятно, что мы проезжаем опасный участок. За неровностью среди золотых колосьев небольшой зеленый островок. Почему-то подумалось, что в траве может лежать камень. Уже оставив препятствие позади, Александр Маковецкий рассказал, что в таких местах камни не встречаются. А если что – в комбайне предусмотрен камнеуловитель.
Максимальная скорость на комбайне – 20 км/ч, средняя для работы – 3 км/ч.
– По секрету скажу: на ячменном поле работать сложнее, чем на пшеничном. Там колосья и зерна больше, соответственно, и тоннаж выше, а это зарплата. Да и если выйти в майке и шортах в ячменное поле, тело будет чесаться и покроется красными точками. Если погода хорошая, как сегодня, можно в день 60 тонн намолотить. Вы обернитесь, – указал рукой Александр.
Действительно, сзади находится большой бункер, в который попадает уже очищенное после молотильно-сепарирующего устройства зерно. Бункер вмещает в себя 7 тонн зерна и за время нашего разговора успел заполниться доверху. Нам даже повезло увидеть, как комбайн подъехал к машине и выгрузил в кузов через длинный шнековый транспортер все намолоченное зерно.
– Вот так мы и собираем золото полей, – скромно заметил Александр, возможно и позабыв, какой это важный для страны труд.
Аккуратно спускаясь по высоким ступенькам, встретили помощника комбайнера из другого экипажа. Да еще какого! Виктория Попко, 26 лет. В поле с самого детства. Ее папа почти 40 лет отдал работе на комбайне и с 18 лет девушка трудится его помощником в поле. Сейчас у нее есть основная работа, но каждый отпуск проводит здесь.
– Физически работа сложная, но морально – именно то, что нужно. Поначалу было непросто, болели глаза, но было интересно. С самого утра я помогаю обслуживать комбайн, сама смазываю цепи, бывает, перепачкаюсь мазутом. Но основные мои обязанности – следить, чтобы ничего не попало в жатку, и проверять валки на потери зерна. Если такое случается, настройки комбайна нужно изменить, – со знанием дела рассказывает Виктория. Задерживать расспросами мы ее не стали. Упустишь время – потеряешь урожай!
Мариам Шлапунова
Фото Елены Таборко