Гражданство — это не про паспорт. Разбираем слова Президента о «карте поляка»
«Я достаю из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин…»
Классика. Жесткая. Поэтическая — Маяковского. Политическая — это был период не «сентиментального» СССР. Да и в годы «мягкого» Союза — люди так же конкретно гордились своим красным паспортом. «Стесняться» стали элиты. Или так — элитки и бомонд. Шушукающая и охающая публика от самиздата. Элиты — это те, кто с народом на плаху. Кто за Родину «живота не жалея». Иногда и в застенках — не на виду. Как император Николай II, например.
Только самопожертвование — осиливает БАМ, «Химволокно», «БелАЭС. Не важно на каком ты посту: пограничном или аграрном, главное, чтобы на часы смотрел реже, «когда конец рабочего дня» — и айда в очередь за «картой поляка». Нелицеприятную тему как-то толерантно обходили. А жители приграничья с Польшей подняли. Не элиты. А простые. Во всеуслышание задали вопрос Первому. Потому что, они сами создают себе качественную жизнь. Без всяких ЦУРов. Надеются на себя, а не на карты поляка. Президент ответил сдержано:
«Не хочется обидеть и людей. Вот я в Гродно со многими знаком. Они и во власти работают. Но карта поляка у них в кармане лежит. Я говорю: «Мужики, ну как так?» — «Александр Григорьевич, да Вы не переживайте, если надо — завтра отдадим». Ну, говорит, все брали, мы взяли. Там поехать куда-то, еще какое-то преимущество было. Ну, все получали, говорит, и мы получили. Не хочется подрезать этих людей. Поэтому мы делаем аккуратные шаги», — пояснил глава государства.
Не обидеть людей — все чаще звучит в посылах Президента. Да, обладатели «карточек» — не враги. Так… кредит дешевле, бонусы и плюшки. Но одно дело, когда эта карта поляка у автослесаря. Обычная выгода. Иное — у чиновника. Это другое. Это уже политика. Это как признание того, что за Бугом/бугром лучше. А ведь делать лучше здесь — это как раз задача чиновников. А последних в людей государевых «карты поляка» точно не сделает. Еще один нюанс. «Карты поляка» — это маленький, но уверенный шаг, в геополитической игре — великой идее столетий — расширения Польши на политической карте. И коль люди с «картами поляка» — значит поляки. Вот она «Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska» — пазл сложился. Но поляком, как украинцем, русским и евреем, в Беларуси можно быть без всяких карт и двойного гражданства. В этом уникальность нашей страны. От конфессионального многообразия в архитектуре Ивья до высот песенного творчества на фестивале национальных культур в Гродно. Такая она Беларусь. Родной дом для разных народов. Но титульная ментально образующая нация — белорусы. По крови. Или по убеждениям.
Наша уникальность и наша гордость. Наша же Ахиллесова пята. Нынешние власти сумели собрать под одним мирным небом разные конфессии, народы. При том, что есть те, кому близок Достоевский, и те, кому дорог Мицкевич. Оба связаны с нашей землей. Но если писатели лишь раскрывают многообразие нашей души. То Муравьев и Калиновский, Суворов и Костюшко. И у последних остались даже усадьбы на территории одной области — Брестской. И у каждого белоруса свой герой. Исторический капкан. А теперь представьте, что эти плевелы исторического плюрализма всыпаны на политическую почву. Так и поступили в 20-ом. Дальше о контрнаступе западного мира на русский. Никто же никого не ущемлял. Всехсвятский храм на улице Калиновского. Даже костел, где крещен и отпет последний Король Речи Посполитой — в отменном состоянии. Самая главная его заслуга в развале Варшавского княжества и то, что был фаворитом Екатерины II. Хорошо, тогда исходя из исторического плюрализма, почему же никак не отражен другой факт. Последняя ставка Николая II — в Могилеве. Он тоже последний. Русский император. И барельеф тому, кто бегал в женских колготках по сцене у нас есть. АХ, да знаменитый земляк. А памяти о канонизированном императоре — нет. Давайте уже определятся. Мы что создаем? Мир сомнительных развлечений или нравственных патриотов?
Западный, русский мир — у нас он свой белорусский. Во всех смыслах. И у каждого белоруса свой герой. Исторический капкан. Давайте не будем создавать его для молодежи. «Каб чужынцы ў нашай бажніцы свечкі не ставілі». Впереди факультативные занятия по белорусскости: «Святыні роднага краю» и «Духоўная спадчына Беларусі (IX ст. 1569 г.)». Вы поняли почему так конкретно? Это же дата Люблинской унии. Дата плевка в наше прошлое. Элитки ради своего комфорта отказались от веры предков. Уже тогда хватало даже не Иванов, а Андриев, не помнящих своего родства.
В 20-ом это повторилось. Напоминает двух сыновей. Один работает на земле родителей. Старается преобразить батьковскую хату, другой — просто сначала ждал, когда ему достанется наследство. А потом просто потребовал. Ничего нового. Библейские патеры. Вот и вся политика перемен. Слова Президента: «Гражданства можно лишить только тех врагов, которые, живя здесь или где-то, борются против нашей страны. Мы же с вами хлебнули этого добра в свое время. Только в этом проблема. И в этом плане мы еще практически никого не лишили гражданства. Но упреждающе они должны понимать, что если вы наши враги и боретесь против нашей страны там, к санкциям призываете (эти лахушки и прочие тихушки), так что с вами возиться. Только это имеется в виду».
Говорим про гражданство, подразумеваем преодоление ментальной пропасти. Восхищаться можно Достоевским или Сервантесом. Но главное — крепко чувствовать не только ногами, но и сердцем свою родную землю. Быть гражданином. Чтобы больше никакого космополитизма.
«Пережимать не надо людей. Люди должны жить свободно на своей земле, в своем обществе. Чтобы они высказывали позицию свою, никого не боялись. В противном случае зачем такое государство, где будут давить людей. Поэтому очень важно не перегнуть палку. Это не я придумал. Это народное выражение», — добавил Александр Лукашенко.
Если проще заблудших надо убеждать, а не унижать. Это точно по-белорусски. Даже без паспорта понятно. Так поступают наши люди.