Будет ли «работать» предельная цена на российскую нефть?
2 сентября страны G7, как утверждается, пришли к решению об установлении предельной цены на российскую нефть. Как и предлагали ранее Соединенные Штаты, их идея, которая заключается в запрете страховать и финансировать транспортировку сырья, приобретенного по более высокой цене, чем «потолочная», получила одобрение других участников сделки.
Инициаторы введения очередной санкционной инновации уверены в успехе своей инициативы, потому что морская транспортировка нефти фактически монополизирована немногочисленными операторами.
Несмотря на утверждение, что решение принято, его детали не известны, что означает возможную дальнейшую его корректировку. Известно точно лишь одно: эмбарго на российскую нефть, предусматривающее запрет на транспортировку нефти морем, вступит в силу с 5 декабря.
Таким образом, основная интрига заключается в том, будут ли эффективны принятые «большой семеркой» с подачи США санкционные инновации?
Серьезная проблема для реализации задуманного кроется уже в том, что в нем заложен компромисс: с одной стороны, есть желание нанести максимальный ущерб российской экономике в целом и нефтепереработке в частности, а с другой, — не допустить повышения мировых цен на нефть в связи с возможным отказом России от поставки сырья на рынок.
Если вдуматься, то американцы и «большая семерка», вводя «потолок» цен на нефть, отказываются от практики их формирования рынком, возвращая функционирование рынка нефти и газа в эпоху монополистического капитализма, который охарактеризовал Владимир Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк». Дело в том, что для контроля за ценами, хочешь-не хочешь, а придется создавать монополистическое объединение в форме картеля (соглашения, в данном случае, об установлении монопольно низких цен), но его участниками будут не предприятия и банки, как в эпоху классического империализма, а целые государства, согласившиеся покупать российскую нефть по цене, которая не будет превышать предельную. Привлечь в этот картель максимальное количество партнеров станет еще одной проблемой: Индия и Китай, покупающие в настоящее время российскую нефть с большим дисконтом, казалось бы, заинтересованы в импорте за более низкую цену, но эти государства вряд ли захотят портить хорошие отношения с Россией.
Другим, менее влиятельным государствам, можно, в конце концов, пригрозить вторичными санкциями, если они не вступят в антироссийский санкционный картель, но не факт, что они не будут искать возможности для обхода ограничений. Так что, проблему контроля над реализацией ценового сговора тоже никто не отменял. Проконтролировать выполнение условий соблюдения соглашения будет практически невозможно, потому что нефтепереработку можно наладить в любой стране, выгодной с логистической точки зрения, а установить принадлежность нефти, как исходного сырья, абсолютно невозможно.
Воспрепятствовать реализации ценового сговора может и сама Россия, нанеся более сокрушительный удар по экономикам стран-импортеров, просто приостановив торговлю нефтью по невыгодным ценам. В этом случае цена барреля нефти, исходя из оценок различных аналитиков, может подскочить до 180, а то и до 400 долларов. А это будет катастрофа, экономические последствия которой будут ужасны.
Если же Россия из соображений доброй воли на это не пойдет, то она сможет торговать нефтью и лишиться сверхдоходов, но предпримет шаги для компенсации бюджетных потерь путем ослабления рубля. Российские монетарные власти уже признали, что сильно укрепившийся рубль бюджету не выгоден, и ищут механизм для его ослабления.
Поэтому, все известные нам на данный момент обстоятельства указывают на то, что США и «большая семерка» очень далеки от реализации своего замысла о «потолке» цен на российскую нефть, а все их заявления нужно воспринимать с высокой долей скептицизма.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!