Зачем нужна математика в обычной жизни, рассказала педагог с 40-летним стажем
В мире, где информационные потоки бурлят, а технологические новшества появляются ежедневно, роль учителей кажется особенно важной. По сути, они формируют будущее. Елена Чернецова работает в школе более 40 лет. Есть ли выгорание у педагогов, как в жизни может пригодиться математика, рассказала она корреспонденту «МП».
Ежегодно в первое воскресенье октября в Республике Беларусь отмечают день учителя, по статистическому портрету учителя-женщины составляют 87,3%, сообщает Белстат.
Из игры в профессию
Учить детей, рассказывает Елена Николаевна, было мечтой с детства, и она ни разу не усомнилась в правильности выбора.
— Прежде всего примером для меня был Меркушев Семен Михайлович, мой учитель математики. Он показал, каким должен быть педагог. В детстве я часто играла в школу и представляла, как сижу за учительским столом. Всегда с вдохновением объясняла своим игрушкам новую тему, проверяла тетради и выставляла оценки в журнал.
А мечтам, как говорится, свойственно сбываться. После окончания МГТИ имени Горького Елена получила диплом по специальности учитель математики.
— И вот я учитель… Было огромное желание «сеять разумное, доброе и вечное». Но я даже представить не могла, с каким количеством трудностей предстоит столкнуться. Проверка тетрадей, детские взлеты и падения, решение конфликтов между учениками, родительские собрания. Но это меня не остановило, а разогрело интерес, и я решила отправиться в новое путешествие, которое позволит мне стать тем, кем я себя представляла.
После этого женщина работала секретарем Смолевичского РК ЛКСМБ, инструктором отдела пропаганды Смолевичского РК КПБ. А помимо этого, Елене удалось работать и замдиректора по воспитательной работе.
— Я считаю, что нельзя сравнивать нашу профессию с другими: все они важны и значимы по-своему. Но только у учителя результат будет виден не сразу — не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причем его уже нельзя исправить. Наши ошибки могут ранить душу ребенка на всю жизнь.
Каждый день учительницы математики плотно заставлен событиями и встречами, замечаниями и советами, разговорами и смехом, и, конечно, многим другим, ведь помимо преподавания Елена Николаевна — классный руководитель 9 «А».
От теории к практике
Елена Чернецова рассказала нам, как синус и косинус встречаются там, где этого совсем не ожидают — в повседневной жизни:
— Во всех областях геометрии, физики и инженерного дела используют синус и косинус, а точнее тригонометрические вычисления. Их можно использовать для построения любой формы волны — музыки, которую все мы слушаем; цифрового сигнала, который передаем по Wi-Fi, даже зыби на море. Кроме этого, такие, с первого взгляда непонятные слова, помогают врачам изучать и понимать рентгеновские, радиомагнитные и ультразвуковые волны.
Вдобавок, математика помогает вкусно готовить: пересчитывать пропорции ингредиентов, рассчитывать правильное время приготовления. А во время ремонта царица наук способствует расчету количества материалов, благодаря ей можно измерить объем и площадь комнат. Любителям сэкономить математика поможет сравнивать цены, рассчитывать скидки и определять выгодные предложения, чтобы избежать переплат, рассказала педагог.
Учитель с 40-летним стажем назвала 5 причин учить предмет, даже если вы гуманитарий:
- Тренирует память
- Помогает планировать бюджет
- Может стать основой для карьерного роста
- Математика развивает логическое мышление
- Может стать основой для карьерного роста
Результат: не числа, а судьбы
Истинную ценность учителя определяет не только его профессиональная подготовка, но и результат его работы.
— Вкладывая в своих учеников частичку своей души, я хочу видеть, что все произошедшее в классе обязательно отзовется в их взрослой жизни. Они будут добрыми, умными и чуткими и счастливыми.
Достаточно ли быть просто хорошим специалистом или все-таки нужен талант? Елена Чернецова отмечает, что в школах учится много талантливых детей и всем им нужны талантливые учителя. Специалисты своего дела, которые научат и воспитают, тоже необходимы. А нужны детям и те, и другие.
— Современный учитель — это не профессия, а образ жизни. Чтобы идти в ногу со временем, я принимаю участие в различных конкурсах и мероприятиях. В 2005 году я была дипломантом районного конкурса «Учитель года», принимаю участие и в художественной самодеятельности, турслетах для педагогов. Я люблю спорт, играю в теннис и волейбол и путешествую. А потом охотно делюсь не только знаниями, но и жизненным опытом.
Непреодолимых преград, рассказывает педагог, нет. Сама работа вдохновляет.
— Мы, педагоги, выбрали одну из самых сложных профессий. Работать с детьми всегда тяжело. Но еще сложнее — давать им знания. Поэтому задача каждого педагога — найти подход к ребятам.