Почему США и Евросоюз отсрочили введение «потолка» на российскую нефть
С 5 декабря США и ЕС должны были ввести предельные цены на российскую нефть, но решили повременить до 19 января следующего года. Формально причину отсрочки американцы объясняют тем, что они не успели разработать механизм предельной цены на импорт нефти из России. В этом ли основная причина? Или американцы что-то не договаривают?
Вполне возможно, что решение связано с вероятностью всплеска цены на нефть, который очень нежелателен в преддверии выборов в Конгресс. Цена может и так вырасти, потому что с 1 ноября сокращают свою добычу участники ОПЕК+ на 2 млн. баррелей в сутки. Если бы Россия прекратила заключать фьючерские сделки на декабрь на фоне введения «потолка», то цена достигла бы небывалых высот. Так что, своим решением американцы защищают прежде всего свой собственный рынок, выдумывая для этого формальную причину.
Поскольку государства ОПЕК+ не собираются замещать российскую нефть своей, дефицит нефти неизбежен. Раз так, то цена может снова перевалить за 100 долларов за баррель. Это означает, что параметры «потолка» нужно будет пересматривать, что говорит о его неэффективности.
В последние полгода Россия переориентировала свои поставки в Азию, Африку и на Ближний Восток, в дружественные страны, после того, как американцы в апреле ввели эмбарго на ее нефть, а ЕС намерен сделать это с 5 декабря. В таких условиях никакие предельные цены вообще не имеют смысла. Быть может, американцы просто хотят уйти от порочащих их бессмысленных движений и сохранить лицо? Посмотрим, что будет после 19 января.
Сценарий, связанный с ростом цен на нефть не выгоден самим американцам, под каким бы благовидным предлогом они не вводили ограничения, следствием которых неизбежно будет рост цен на энергоносители. Для того, чтобы сдержать рост цен на бензин, Байден уже распорядился распечатать стратегический резерв, из которого уже к концу этого года на рынок попадет около 100 млн. баррелей сырой нефти, что вернет стратегический резерв к показателю 1984 года.
Американцам не выгодны ценовые катаклизмы еще и потому, что им дешевле импортировать нефть, чем добывать ее у себя в стране, где действуют экологические ограничения и трудовые ресурсы стоят дорого.
Бенефициарами роста цен на нефть могут быть только частные нефтедобывающие компании, которые в этом году получат рекордную прибыль, но не США как государство, которое получает с компаний всего лишь налог на прибыль, формирующий бюджет не более, чем на 10%.
Байден, ведя речь об успехах американской экономики на предвыборном митинге в Пенсильвании, видимо оговорившись, серьезно пригрозил нефтедобывающим компаниям дополнительной налоговой нагрузкой на сверхприбыли, которые они получают, желая трансформировать их в доходы государства, рост зарплат и рабочих мест.
Нельзя также забывать, что топливные ресурсы нужны самим Штатам, потому что 36% электроэнергии вырабатывается посредством сжигания нефтепродуктов, от поставок которых страна, естественно, зависит и заинтересована, чтобы они были подешевле. Какой уж тут «потолок», если дефицит нефтепродуктов пробьет его ценовыми показателями?
Рискну предположить, что после 19 января американцы к идее предельных цен на импорт российской нефти больше не вернутся, потому что до конца не известно, как отреагирует рынок и чего будет больше, пользы или вреда.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!