Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«Не хотим, чтобы нас обзывали экономическим ресурсом». Вязович о недопуске «МАЗ-СПОРТавто» к Дакару

«Не хотим, чтобы нас обзывали экономическим ресурсом». Вязович о недопуске «МАЗ-СПОРТавто» к Дакару

В конце ноября интернет облетела тревожная новость: белорусских спортсменов, с 2012 года участвовавших в ралли-трейде «Дакар», исключили из списка участников, а саму команду не пустили на погрузку в порт. Причина всему — санкции. О том, как развивались события, МЛЫН.BY узнал из первых уст: о произошедшем рассказал пилот, мастер спорта, начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.
Что случилось?
Команда заранее была готова к трудностям: спортсмены предполагали, что в 2021 году из-за санкций «могут быть проблемы конкретно у МАЗа». Поэтому заручились поддержкой Белорусской автомобильной федерации и с ее помощью зарегистрировались на гонке. Экипажам даже успели выдать номера. Но когда команды прибыли на паром, на котором все участники гонки едут в Саудовскую Аравию, оказалось, что белорусские автомобили просто отказываются загружать.
— Нам объявили, что наша техника не может быть допущена в порт. В случае ее заезда она может быть либо арестована, либо, если организаторы возьмут на себя ответственность и все же погрузят технику на паром, его не выпустят из порта, — рассказывает Сергей Вязович. — Для нас это стало полной неожиданностью: команда начала подготовку к ралли «Дакар» сразу после выступления на «Шелковом пути», держала постоянную связь с организаторами гонки. Обе стороны знали ситуацию вокруг нашей страны и МАЗа, но никто не мог предполагать, что такая ситуация произойдет в момент загрузки автомобилей.

После отказа пустить белорусских спортсменов в порт, они развернулись и 26 ноября уже прибыли в Минск. Сергей Вязович извинился перед аудиторией за продолжительное молчание и объяснил, что команда не давала комментарии, потому что пыталась разобраться в ситуации и связаться с организаторами. Те, по словам Сергея Вязовича, очень неохотно выходили на связь. При этом начальник команды подчеркнул, что неправильно говорить о том, что решение о недопуске было принято организатором ралли. По мнению начальника команды, компания приняла подобное решение не самостоятельно — на нее было оказано давление, и она была вынуждена не допустить белорусских спортсменов к гонке.
Почему?
По словам организаторов, решение принималось на основании Постановления ЕС, где указывается, что «никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры».
Команда «МАЗ-СПОРТавто» получила следующий ответ:
 «Активы любого вида, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, которые могут использоваться для получения средств, товаров и услуг, будут определяться как экономические ресурсы. Принимая во внимание, что участие команды МАЗ в ралли «Дакар» станет возможностью для рекламы автомобиля этого бренда и потенциально поспособствует росту доходов и преимуществу на зарубежных рынках, <..> внешний вид бренда будет соответствовать понятию экономические ресурсы в соответствии с европейскими правилами».
— То есть речь сейчас идет вообще не о спортивном соревновании, что для меня является шоковой ситуацией как для спортсмена, — подчеркнул Сергей Вязович. — Мы едем туда соревноваться и не имеем желания, чтобы нас обзывали «экономическим ресурсом». Прежде всего, «МАЗ-СПОРТавто» — это спортивная команда. Когда нам говорят, что мы — экономический ресурс, который можно использовать… Немного обидно это слышать от организаторов гонки, для которых мы и являемся экономическим ресурсом. Только выгоду получает не предприятие «МАЗ»: рейтинги растут как раз у организаторов мероприятия, потому что наша команда создает интригу во время гонки «Дакар» и притягивает огромную аудиторию. Нам оказали огромную поддержку и участники гонки, и команды в целом, и болельщики из многих стран мира. Но, несмотря на это, мы чувствуем себя так, будто от нас отказалась семья.

Чем это грозит
Технически, команде не только отказали в участии в ралли-трейде: поскольку с этого года «Дакар» является одним из пяти этапов Чемпионата мира, белорусских спортсменов лишили самой возможности представлять страну на мировой арене — у нашей страны просто не существует альтернативы спортивным грузовикам «МАЗ».
— Поэтому мы не сможем принять участие ни в одном из этапов Кубка мира, даже в тех, которые проходят на территории СНГ. На мой взгляд, это абсурдная ситуация, — отметил Сергей Вязович.
Сами спортсмены могут принять участие в соревнованиях – но не автомобилях «МАЗ», даже если машины принадлежат не заводу, попавшему под санкции, а Белорусской автомобильной федерации. Но «МАЗ-СПОРТавто» такой вариант даже не рассматривают:
— В дальнейшем команда будет выступать только на этой технике. Были разные предложения: закрыть значок «МАЗ», закрасить… Для нас крайне важно остаться при своем логотипе. Могу сказать за себя: я работаю на заводе с 2003 года, с коротким перерывом в 2009-2012 годах. И как спортсмен, Сергей Вязович состоялся на «МАЗ-СПОРТавто», на грузовиках марки «МАЗ», и сегодня пойти на уступки… ради чего? Самолюбия? Я на это не готов. Считаю подобный шаг унижением спортсменов и достижений конструкторов, — подчеркнул начальник команды.
Дальнейшие действия
Команда до сих пор пребывает в состоянии расстройства и шока, но не перестает пытаться разрешить ситуацию, хотя она уже «перешла грань»:
— Над спортсменами бесконечно издеваются: то заберут флаг, то гимн, теперь — попытка отобрать автомобиль. Это не красит весь мировой спорт и, на мой взгляд, недопустим сам процесс решения этих вопросов: либо замалчивание, либо [решение] с точки зрения силы: когда ты являешься организатором и трактуешь правила, как хочешь. Мы крайне возмущены этой ситуацией, – отметил мастер спорта, пилот и начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.
Он также заявил, что «команда готова к выступлению на «Дакаре» при любом раскладе»:
— Мы продолжим делать ту работу, которую вели до этого, чтобы в любой момент, как только будет возможность, и дальше представлять интересы автомобильного спорта за пределами Беларуси на самом высоком уровне.