10°
Меню

Играть глазами, но без слов. История Елены из дома-интерната

Елена
Фото: Эвелина Бурбуть. В самом начале пребывания в доме-интернате Елену невозможно было уговорить сфотографироваться, но теперь она выглядит и чувствует себя намного увереннее

Можно привести немало примеров, когда музыканты, потерявшие слух, и актеры с дислексией добивались успеха и известности. Для этих сильных людей диагноз не стал поводом опустить руки, уйти в депрессию. Но не все могут справиться с проблемой самостоятельно. И порой очень важно, чтобы рядом находились те, кто в трудную минуту могут помочь.

Сирота при живой матери

Если вы увидите Елену, вряд ли сможете сдержать улыбку. Эта девушка настолько лучезарная, пропитанная внутренним светом, что мгновенно располагает к себе и пробуждает в собеседнике положительные эмоции.

В свидетельстве о рождении она записана как сирота, хотя родилась в многодетной семье. К сожалению, родители Елены позволяли себе злоупотреблять спиртным, из-за чего были лишены родительских прав. Впрочем, за детей они бороться, вероятно, и не собирались.

Елена поддерживает контакт с родной сестрой. Правда, только по телефону. Приехать в интернат и встретиться пока не получается: у сестры трое маленьких детей, которых она растит одна. Но женщина часто звонит, иногда даже присылает письма. Благодаря этому Елена знает, что у нее есть семья, родной человек, который о ней всегда помнит.

Девушки хотели связаться с матерью, надеясь на воссоединения с родным человеком, но та осталась равнодушной ко всем попыткам.

С 2006 по 2019 год Елена находилась в Червенском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а потом переехала в Красную Слободу, как только тут открылось это учреждение.

— Когда Лена приехала к нам, ее воспитатель из Червеня нам записочку передала, в которой было написано: «Позвоните по этому номеру — расскажем про детей». И уже с того момента мы как-то общаемся, созваниваемся с ней. Заочно сдружились. Лена сама к нам приходит, спрашивает, звонили или нет, — рассказывает сестра-хозяйка Анна Головко.

Сестру-хозяйку Анну Головко девушка считает своей второй мамой и всегда обращается к ней за помощью

Я спросила у культорганизатора Краснослободского дома-интерната Анны Бондацкой, как сотрудникам удается общаться с Еленой, ведь девушка даже не разговаривает.

— Она же понимает нас, слышит. Произносит некоторые слова, жестами показывает. Впрочем, все можно угадать по ее выражению лица. Когда она с нами, даже нет уже той стеснительности, что была изначально. Но, когда приходят новые люди, закрывается. Это естественно для людей с таким диагнозом.

Отыгрывать эмоции глазами

Что хотела бы сказать Елена, легко понять и без слов. Девушка размахивает руками, приглашая взглянуть на ее работы, и округляет глаза, показывая свои достижения. Талантов у нее много, но начнем мы с самого необычного. Что делать человеку, который пробует себя в актерском искусстве, но лишен возможности произносить текст? Вместо слов — чувства и эмоции, которые Елена передает с помощью мимики, жестов, пластики, то есть пантомимы.

Елена — девушка талантливая: все поделки созданы ее руками

— Моя задача — найти у каждого из наших ребят какую-то искорку, подобрать такое творческое занятие, которое смогло бы заинтересовать, поднять настроение, активизировать скрытые резервы. И вот я посмотрела на эту девочку: песни она слышит, но петь не может. Тогда решила задействовать ее в пантомимах — и у нас очень хорошо получилось, — отмечает Анна Бондацкая

В первом спектакле, в котором девушка получила роль, воспитанники дома-интерната представили историю любви. Партнер Елены играл парня, который хочет подружиться с ее героиней, но постоянно получает отказ. Конец, конечно же, был счастливым: девушка получает в подарок цветок и наконец-то отвечает взаимностью на любовь молодого человека. С ролью, как говорит Анна Бондацкая, Елена справилась превосходно.

Пантомимой в Краснослободском доме-интернате кроме Елены занимается еще один мужчина с синдромом Дауна, который тоже не может говорить. Собственно, жанр пантомимы здесь начали развивать именно ради них, чтобы эти два талантливых человека, получили свой шанс стать настоящими артистами. Теперь же они выступают на различных праздниках, проводимых в доме-интернате, перед гостями. Вскоре тут планируют открыть кружок, чтобы привлечь к постановкам больше воспитанников. Есть задумка использовать белый грим — тогда актерам будет проще соответствовать жанру и эмоции станут более явственными для зрителя.

Чистоплотность и детская наивность

— Лена — аккуратистка. Если где-то не убрано или кто-то плохо помылся, она ко мне приходит и выражает свое недовольство таким жестом, как будто говорит: «Фу-фу-фу». А у нее даже одежда вся по стопочкам аккуратненько разложена, — с гордостью говорит Анна Головко.

Помимо театра у Елены еще много увлечений. К примеру, она занимается вязанием, делает поделки, рисует картины, ездит со своими творениями на выставки. Елена посещает занятия в лечебно-трудовой мастерской. А еще девушка с удовольствием работает в цветниках дома-интерната.

— Свой страх перед чужими Лена пытается перебороть, что уже достойно уважения, — отмечает директор Краснослободского дома-интерната Наталья Кравец. — Усилием воли убирает эмоциональную преграду — и идет выступать. На самом деле для нее это сильнейший стресс, потому что после этого она себя очень плохо чувствует… — Елену стараются как можно чаще выводить из зоны комфорта, то есть за территорию интерната, где обстановка незнакомая. Так девушка постепенно избавляется от страха, учится чувствовать себя спокойно среди чужих людей. Например, каждый август воспитанницу берут на праздник поселка. И если изначально девушке давались такие прогулки крайне тяжело, а страх зашкаливал, то теперь для нее это уже стало нормой. Кроме того, Елену постоянно привлекают к мероприятиям с участием гостей, волонтеров. Так она учится больше общаться с социумом, а не только с привычным для нее коллективом.

— Лене просто немножко не повезло с родителями. Если бы она жила в нормальной семье, была бы замечательной хозяйкой. Старалась бы, работала по дому. Сейчас возможности самостоятельного выхода в социум у нее, к сожалению, нет: она очень наивная и доверчивая. Если бы где-то еще до 18 лет нашлась семья, которая бы ее усыновила или взяла на воспитание, было бы все по-другому. А так ее дом здесь, — подытоживает Наталья Кравец.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59