Кому и как аукнутся эмбарго и потолок цен на российскую нефть
5 декабря вступят в силу две ограничительные меры на экспорт российской нефти: эмбарго Европейского Союза и потолок цен G7 и Австралии, призванные ограничить доходы России от продажи углеводорода. Понятно, что вводимые меры могут сказаться не столько на России, сколько на самих творцах эмбарго и потолка цен, а также на совсем ни в чем неповинных третьих странах.
Итак, со следующего понедельника начинает действовать запрет Евросоюза на поставки российской нефти по морю. Трубопроводный экспорт эмбарго не затронет, т.е. Венгрия, Чехия и Словакия, куда российская нефть прокачивается по нефтепроводу «Дружба», будут получать сырье без всяких ограничений. Но это только 10% от экспортируемой Россией в Европу нефти, на остальные 90% наложено эмбарго. Россия последние полгода искала пути, куда перенаправит нефтяные потоки. И они были найдены: нефть с дисконтом покупали Китай, Индия и Турция. Насколько долго эти страны будут скупать нефть пока не ясно, но непонятно также и то, присоединятся ли к ним другие импортеры.
Европа очень рассчитывает на эффективность своего шага, но также просчитывает и свои возможные потери, во избежание которых заключает контракты с другими нефтедобывающими странами, увеличивая поставки из США, Саудовской Аравии, Великобритании, Бразилии и даже Анголы. В ЕС утверждают, что недостатка в нефтепродуктах и сырой нефти не будет, остается открытым только вопрос цены на них, которая может взлететь. Вполне логично предположить, что могут возникнуть и различного рода логистические трудности.
В минувшую пятницу ценой больших усилий в G7 смогли договориться о потолке цен на морские поставки российской нефти на уровне 60 долларов за баррель, который в нынешних условиях не сыграет большой роли, потому что баррель российской Urals торгуется по 60-65 долларов, а себестоимость добычи составляет от двадцати до сорока долларов. Ценовой потолок может понижаться в «зависимости от ситуации», но для его изменения может снова начаться длительная дискуссия, как было в этот раз. Отказ России от торговли нефтью с теми странами, которые будут придерживаться потолка цен, тоже никто не отменял, а, значит, рынок сузится, что чревато ростом цен, как это случилось с газом. К тому же, для поддержки на прежнем уровне экспортных потоков Россия купила около сотни танкеров, которые смогут перевозить нефть без оглядки на европейских страховщиков и с экономией на фрахте. Всем понятно, что Россия должна была рано или поздно продвинуться в формировании своего танкерного флота, потому что по морю экспортируется около 80% российской нефти.
С другой стороны, пока Россия продолжит обзаводится собственными танкерами, а крупнейшие импортеры будут создавать собственные страховые компании, чтобы не подходить под юрисдикцию Евросоюза, реально может возникнуть дефицит нефти, что спровоцирует рост цен, особенно, если государства ОПЕК в очередной раз для увеличения собственных доходов сократят добычу.
Как ни странно, наибольшую вероятность сохранения существующих цен на нефть гарантирует рецессия, которую небезосновательно ожидают на Западе, в результате чего спрос на нефть упадет.
В конце концов, потолок цен и эмбарго будут работать только в случае легальных поставок. Ни для кого не секрет, что в настоящее время на рынок Европы и США поступает даже подсанкционная иранская нефть, которая перекачивается из одних танкеров в другие на рейде и в открытом море или смешивается с сырьем других поставщиков в терминалах, потому что такие схемы практически невозможно отследить.
Как ни крути, Запад все равно остается в проигрыше, для России в данный момент абсолютно ничего не меняется, а в несомненном выигрыше остаются нефтедобывающие страны Ближнего Востока, которые будут поставлять сырье в Европу вместо России.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!