Меню

Исследовали новый пакет санкций ЕС против Беларуси на предмет дыр

Урсула фон дер Ляйен
Фото: Getty Images, dpa и из открытых источников

Читателю наверняка знакомо чувство бессилия, когда в пакете с пакетами пытаешься найти хороший — и не находишь. То же самое касается 15-го пакета санкций Евросоюза, который готовят против Беларуси — с одной стороны он дырявый, а с другой — грязный.

«Минская правда» погрузилась в тайны европейских полимеров и узнала страшное.Оказывается, санкции против Беларуси напоминают воду и решето: в Европе до сих пор нет единой позиции по некоторым отраслям, например, экспорту азотных удобрений. И белорусская задача, чтобы, как в поговорке, и овцы были целы, и волки сыты.

Для этого под санкции отдают головную компанию, например, завод, который расположен в Беларуси (чтобы отчитаться перед волками-еврокомиссарами). Но при этом санкционное сырье в ЕС может легко продавать компания с другим названием и юрисдикцией. И даже если такую вычислит экономическая разведка, то будет создан новый поставщик, и все заинтересованные игроки, как с востока, так и запада, продолжат обход санкций.

За это время вокруг теневых поставок возник целый бизнес из посредников, которые сами предлагают услуги в Европе, и, как правило, именно они потом попадают под новые санкции ЕС и США как якобы «белорусские» или «российские» компании. Получается, санкции уровня ЕС слишком громоздкие и неэффективные и заведомо имеют лазейки, чтобы уважаемые люди могли их обходить.

Все бы ничего, но есть другая проблема — география, а конкретно — Польша и Литва. Из-за войны на Украине мы пришли к ситуации санитарного кордона, когда Прибалтика, Польша и Украина, даже не координируя свои решения с ЕС, могут вводить односторонние санкции против Беларуси. Что будет мешать нам, в силу географии, завозить товар, например, в Германию и Францию кратчайшим путем, даже если немцы и французы будут за.

газ

Более того, если вдруг по условиям мирных переговоров Евросоюз снимет с нас ВСЕ санкции, это мало повлияет на реальный транзит из Беларуси. Потому что все равно останется фактор Польши и Литвы, которые действуют по указке США. Нам они элементарно закроют доступ к портам, трубопроводам и железной дороге. Понятно, логистику можно построить хоть через Иран, но тут уже мы будем за нее платить сами, а значит, зарабатывать меньше.

Маленькая азотоносная война

Яркий пример — те же азотные удобрения. Белорусская продукция сегодня стоит примерно в 5 раз дешевле, чем европейская, потому что 80% стоимости удобрений — это затраты на них газа. Из-за войны Евросоюз сегодня покупает последний примерно по 550 долларов за тысячу кубометров (на пике доходило и до 2), а мы за газ всю дорогу платим около ста.

Именно из-за газа энергоемкие отрасли, которые были в Европе, в том числе производители удобрений, убегают в Китай и США либо закрываются. И речь не только о немецких производствах, типа BASF или SKWP, но и польской группе «Азоты». Позиция польского Минфина максимально наглая: считают, что мы специально разоряем им азотную отрасль и наводняем Европу дешевыми удобрениями. Поэтому в одностороннем порядке поляки пытаются закрыть весь азотный импорт, чтобы защитить своего производителя, хотя такого решения на уровне Евросоюза нет.

Но доказать они ничего не могут: на мочевине ведь не написано, откуда она, а по вкусу и цвету не определишь. И любая компания тут же подаст на такой запрет в европейский суд и выиграет. Но ведь не мы начали эту игру: именно санкционная политика, в которой Польша приняла самое активное участие, вызвала подорожание газа, что теперь приводит к убыткам польских предприятий. А ведь во время взрыва «потоков» радовался нынешний глава МИД Сикорский и писал: «Спасибо, США!». Если же большой друг Польши Зеленский перекроет транзит российского газа с 1 января, то рыночная цена для Польши может вырасти еще раза в 2.

Зато на фоне заоблачно дорогого газа всегда будут те, кто вопреки ценному мнению поляков готов покупать дешевую продукцию из Беларуси и России. Как можно догадаться, это структуры сельского хозяйства и трейдеры удобрений, которые с ними работают. Но тут уже азот перестает быть предметом польско-белорусских отношений, как нефть и газ, это уже часть внутренней войны между Евросоюзом и США за рынок ЕС. Поэтому внешне это выглядит как ограничения, которые на Беларусь накладывают якобы за диктатуру и поддержку России. Но по итогам санкционной войны мы даже увеличили экспорт, а вот Европа попала в кризис.

Азотомор

Первый этап конфликта возник во время зерновой сделки, когда США начали завозить украинское зерно в ЕС под видом транзита в какие-то свои порты и далее — якобы голодным детям. Но, во-первых, это зерно было не украинское, а американское, потому что земли Украины переданы в залог оружия и управляются структурами США. Во-вторых, никакого транзита в порты, чтобы кормить голодную Африку, не было. Зерно заезжало на территорию Польши и Румынии, там по документам становилось польским и румынским и шло на внутренний рынок ЕС. Конечно, это обвалило цены в сельском хозяйстве и разорило европейских фермеров. Но интересно, что санкции против белорусских удобрений даже тогда не сняли: то есть можно покупать дешевое готовое зерно, а вот — дешевые удобрения, чтобы самим вырастить зерно — нельзя. Такая вот борьба с голодом.

калий

Второй этап — блокировка американцами нашего экспорта удобрений в Европу. Если смотреть в плане экономики, то весь 2020 год был одной большой спецоперацией против белорусского калия и азотных удобрений, чтобы те больше не попадали в ЕС. И за счет более дорогих, опять же, взлетала цена на европейскую продукцию на фоне дешевого украинского зерна. Что приведет к банкротству европейских фермеров, а дальше, когда их совсем не останется, ЕС начнет закупать продовольствие в США. Это без газа можно спать в одежде и топиться дровами, а без еды и «Минской правды» человек жить не может. Поэтому покупать будут все и на американских условиях, это монополизация рынка.

Президент поэтому и говорит, что нам, как ни странно, выгодна сильная Европа. Потому что иначе, если европейское производство и внутренний рынок будут захвачены США (а к этому все идет), мы больше не сможем играть на европейских и американских противоречиях. Второй момент — на фоне ослабления Брюсселя будут все более непредсказуемо вести себя страны на востоке ЕС. 

Хорошо проданное старое

Еще в 1990-х БНФ предлагал создать «Балто-черноморский коллектор», когда Прибалтика, Польша, Украина и Беларусь объединяются, закрывают для России доступ нефти и газа на европейский рынок и с этого живут, по сути, шантажом. То была американская схема против объединенной Германии, и сломался в ней только один элемент — Беларусь, где националисты так и не пришли к власти, и не стали частью этого кордона. Кстати, именно чтобы обойти «пояс шантажа», русские и строили «Северный поток» по дну моря прямо в ФРГ.

Северный поток

Но все имеет обратную сторону, и сегодня такой санитарный кордон американцы применяют уже против нас, чтобы не экспортировали в Европу удобрения, лес и другое сырье. А если и делали это, то на выгодных для них условиях, типа победы на выборах пропольского кандидата.

И чем слабее будет европейский центр, тем агрессивнее — блок Прибалтика — Украина — Польша. Если сегодня для введения санкций ЕС против Беларуси нужно согласие всех стран, то, пока у нас будет внутренний союзник в виде европейского бизнеса, пакет можно заблокировать либо он будет беззубым и компромиссным.

А вот Польша показывает иную позицию — силы. То есть нас пытаются принудить, чтобы разорвали отношения с Россией в их интересах, привели к власти прозападную группу и еще поставляли туда рабочую силу. Но тут, как говорится в польской народной поговорке, самим надо быть осторожнее: придут такие морозы, что козел к козе примерзнет.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59