Меню

Венесуэла вместо Украины: как Трамп разыграл новую геополитическую сделку

Венесуэла вместо Украины: как Трамп разыграл новую геополитическую сделку
Фото: Getty Images, AP Photo, GLOBAL LOOK PRESS, depositphotos.com, РИА Новости

В американскую политику возвращается старый и добрый Голливуд. Бравые коммандос со звёздно-полосатыми шевронами снова «спасают Америку», наказывая плохих парней. Трамп, как утверждается, сохранил сотни тысяч жизней молодых людей от наркозависимости. Для развратного молодого поколения — это реальная угроза.

В адрес Трампа аплодисменты звучат и от матерей из одноэтажного и разноцветного Техаса, и от родителей из фешенебельных особняков богатого американского Севера. Даже на Манхэттене уныло радуются — там, где наркотики давно стали мейнстримом досуга. Интересно, а посетители острова Эпштейна (где и, главное, как развлекалась самая «рукопожатная» элита Штатов) насколько были «против» такой заразы в американском обществе?

Самые горячие головы успели связать дерзкий поступок Трампа с желанием вытеснить из американской повестки разоблачения и скандалы — американским блицкригом над Венесуэлой. Уставшим от оливье и новогодних огоньков — немного политической конспирологии. Но начнём с фактов.

От лодки, идущей за британским военным кораблём, — до авианосных ударных групп

При воздушной поддержке, в ходе атаки на мирный Каракас, американский спецназ захватил действующего 49-го президента Венесуэлы и его супругу. В наручниках и с завязанными глазами Николаса Мадуро вывезли — а точнее, этапировали — в США. Чету Мадуро намерены судить по обвинению в «наркотерроризме». Однако всё это больше похоже на захват заложников. Наличие супруги в руках американского правосудия гарантирует «открытость к сотрудничеству» самого лидера венесуэльских социалистов.

Для захвата главы суверенного государства был использован авианосец. Вообще, авианосцы — этакий милитаристский фетиш американской гегемонии: мол, доплывём и разбомбим любых несогласных и неудобных. Пиратская философия. Ведь наземные операции у американцев, мягко говоря, не получаются — достаточно вспомнить Вьетнам и Афганистан.

На пресс-конференции Трамп чётко дал понять: политический курс Каракаса определять «в группе» будет Вашингтон. США добьются от Венесуэлы компенсаций для американских нефтяных компаний и не исключают возможного размещения своих войск на территории страны — если потребуется. Вот это и есть аннексия.

Трамп также подтвердил, что его предупреждения в адрес президента Колумбии Густаво Петро остаются в силе. После операции в Венесуэле хозяин Белого дома призвал не забывать о доктрине Монро, а затем с самодовольной ухмылкой заявил, что теперь её называют Донро — в честь него, Дональда, поскольку его администрация якобы превзошла цели внешнеполитической концепции прошлого. И в этом он, пожалуй, прав.

Доктрина Монро названа в честь президента США Джеймса Монро. 2 декабря 1823 года он выступил с речью против вмешательства европейских сверхдержав в дела Западного полушария. Это стало первой декларацией внешнеполитического курса тогда ещё слабых Соединённых Штатов — своеобразным договором о разделе сфер влияния. Со временем доктрина не только ограничила европейское влияние в Северной и Южной Америке, но и стала основой гегемонистской и агрессивной внешней политики США — как в Западном полушарии, так и далеко за его пределами.

Изначально США опасались стать «лодкой, идущей вслед за британским военным кораблём». Сегодня же сила Штатов зиждется на наличии собственных авианосцев: в их распоряжении — десять авианосных ударных групп.

Начиная с конца XIX века положения доктрины использовались для оправдания бесчисленных интервенций в Латинской Америке, на Гавайях и в других регионах, положив начало эпохе «Америки — мирового гегемона». При этом сами США неоднократно нарушали негласные соглашения, пересекая «красные линии» и расширяя зону влияния далеко за пределы Атлантики.

По разным оценкам, только в прошлом веке американские спецслужбы были причастны более чем к 80 переворотам в Латинской Америке. Начиная с Вьетнама, США вооружённым путём вмешиваются и в дела стран Восточного полушария — Ирака, Афганистана, Украины и многих других. Достаточно было одной пробирки, чтобы развязать «Бурю в пустыне» и свергнуть режим Саддама Хусейна. В случае с Венесуэлой даже пробирки не понадобилось. Интересно, найдут ли в спортивном костюме Мадуро флешку со схемами работы наркокартеля?

Как доктрина Монро превратилась в Донро

Доллар уже не внушает прежнего доверия, заявления о переходе на электронный бакс пока остаются заявлениями, плебисцит не радует, европейские лидеры не спешат платить за «защиту от Востока» и не слишком-то дрожат на ковре в Белом доме. БРИКС и ШОС усиливают риторику, а американский дипстейт не благоволит. И вот — сторонники Трампа готовы переименовать «Тору» американской внешней политики, доктрину Монро, в Донро. Это успех. Колоссальный успех.

И, конечно, простое совпадение: венесуэльская нефть слишком «вкусная» для американской нефтеперерабатывающей отрасли. Именно под неё в своё время и создавались перерабатывающие мощности США. Что там суверенитет и стабильность какой-то страны?

Трамп возвращает Америку к величию, утраченному при администрации Байдена. Надо понимать: выборы в США — это шоу, а президенты — менеджеры для закулисья. Закулисью понадобился национально ориентированный, цисгендерный тип — геополитический абьюзер. Трамп — экскаватор.

То, что Америка — страна политического закулисья, подтверждают и цифры плебисцита: нестабильные для уверенной победы, но без каких-либо потрясений — это же демократия. В 2024 году у соперницы Трампа от Демократической партии Камалы Харрис было 223 голоса, у Трампа — 279. А вот для Венесуэлы подобная «небольшая разбежка» — уже внутренний кризис. Как так?

Тем, кто сегодня ликует в своих запутавшихся интеллектуальных построениях, стоит не торопиться с эффектом Гуайдо. Посмотрим, насколько Венесуэла станет сытнее и богаче после «законного» свержения «нелегитимного» главы государства. Молдова уже наступала на эти грабли. Украина — тем более.

Или «нелегитимного» Мадуро можно отстранить, а «просроченного» Зеленского — нельзя? Меняются фамилии, но не линия поведения Белого дома. 35 лет назад таким же образом изъяли главу Панамы.

Резолюции Совбеза ООН, политес геополитики, девальвированная демократия, международная безопасность под обломками, атаки беспилотниками и артиллерийские прилёты, захваты американским спецназом чужих президентов на суверенных территориях и брюссельское «а-та-та» о международном праве. Как давно, утомительно и, увы, циклично всё это происходит.

Восстание рабов подавлено?

Лучшего момента для своего кульбита и гамбита у Трампа ещё не было. Пока мы решаем проблемы в восточнославянском макрорегионе, они укрепляют свою гегемонию. Неужели Венесуэлу поменяли на Украину? Обычная сделка. Китай вмешиваться тоже не стал — он укрепляет свои позиции в Тихоокеанском регионе. Центры мировых сил занялись зачисткой собственных зон влияния.

Европа — вне игры. У Европы — катастрофа. На фоне разросшегося евроскептицизма разлад усиливается из-за финансирования Украины. Бессмысленная борьба с Россией на украинской территории. А тем временем реальная угроза — впереди: миграционный кризис, недовольство общества из-за ухудшения экономической ситуации и, как следствие, рост крайне правых настроений. Как мы помним, для потомков Гёте голодный желудок часто преобладает над поэтикой души, и они легко поддаются захватническим планам «Барбаросса» и идеям, сформированным ещё Фридрихом Барбароссой. Тем более что сама Европа уже до неприличия вооружена.

Декаданс — всеобъемлющий. Кризис искусства влияет на политику. Кризис в политике влияет на экономику. С отступлением от себя — христианства и традиций, с реинкарнацией «прогрессивного» цивилизованного язычества — отказом от детей и пола — Старая Европа дряхлеет и слабеет.

В США первыми «просветлели» и поняли: ЛГБТ-повесткой они сами себя погубят и Китаю проиграют. Поэтому вновь устремились ястребом на новые жертвы. Или, возможно, они никогда и не отказывались — лишь ждали удобного момента. После развала СССР знатно «погуляли» по Балканам и Ближнему Востоку. А теперь дерзость в Венесуэле — это осознание США нового развала — на этот раз Коллективной Европы.

Это урок для всех. И особенно для тех, кто с вожделением косится на европейский постгуманизм и брюссельскую демократию. Правда, Кая Каллас сказала что-то там про международное право. Госпожа министорка — всё современное международное право зиждется на Победе советского Солдата, память и Победу которого вы сегодня хороните под ковшами экскаваторов.

Зря разящий меч Воина-освободителя мы перековали на орало, как на советской скульптуре-аллегории у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Вот теперь и приходится договариваться.

Наш Первый и о необходимости сильной Европы говорил, и чёткие инструменты сдерживания в рамках БРИКС и ШОС предлагал создавать. Но пока на этих площадках звучит лишь риторика о многополярности. А Трамп показал — или, скорее, проучил — это «восстание рабов». Сделал так, как выгодно ему.

Осудили, но не помогли

Ряд стран осудили произошедшее, но не помогли. Президенты соседних с Венесуэлой государств выплеснули эмоции в соцсетях. Совбез ООН пообещал собраться вечером в понедельник. Более расторопное американское правосудие займётся Мадуро уже с утра.

Слабость Венесуэлы — во внутреннем разладе. Каким бы сильным ни был Мадуро, он так и не стал Чавесом. Это — о роли личности в истории. Или о диктатуре, как это называют на Западе.

Внутренняя мощь нашей страны персонифицирована. Дружба, а не соперничество по украинскому сценарию — с Россией; сотрудничество с Китаем — страховка от «Венесуэлы-2026». Этим двум мировым центрам силы невыгодна нестабильность в Беларуси: России — по многим направлениям, Китаю — как мировому производителю и транзитному пути в Европу.

А чтобы американцы сели с нами за стол переговоров, нужно было сначала не купиться на голливудскую улыбку их демократии, а затем выстоять под давлением. Ну и всегда чётко держать свою позицию. Пока нет коллективного Спартака многополярного мира, уповать остаётся лишь на внутреннюю силу.

Подобный большой передел мира в последний раз происходил после большой войны. Сейчас, похоже, акторы глобальной геополитики договорились между собой — без большой войны, но с небольшим жертвоприношением. Самых слабых и нерасторопных отправляют на жертвенник прокси-войн. Яркий пример — Украина.

Никогда ещё новогоднее поздравление Первого не начиналось с кадров, где главнокомандующий принимает доклад у министра обороны, а до этого — заслушивает председателя КГБ. Ничего необычного — безопасность. Но важны детали.

Западному истеблишменту неймётся. В капитализме давно регулирует не рынок, а захватническая идеология. Алчность не имеет совести, но по своей природе боязлива. Для этого у нас есть инструменты возмездия — «Орешник» и ТЯО. Но крепче всего этого — консолидация национального коллективизма.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59