Эпштейн — это Распутин для Запада. Как разложение элит дискредитирует всю государственность
Обнародование информации по «делу Джеффри Эпштейна» демонстрирует миру степень морального разложения западной политической элиты. Так считает кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии БГЭУ Олег Казак.
Уже известны десятки имен высокопоставленных политиков, бизнесменов, артистов, в отношении которых имеются доказательства их причастности к насилию и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. По данным Минюста и ФБР, число жертв превышает тысячу человек. При этом на данный момент имеется лишь один осужденный — сообщница Эпштейна Гислейн Максвелл, которая в 2022 году была приговорена судом к 20 годам лишения свободы.
Сам характер публикации материалов вызывает определенные вопросы. Основной массив документов — почти 3,5 миллиона файлов — был размещен в открытом доступе 30 января. Значительную их часть составляют откровенные фейки, созданные с целью дискредитации политических оппонентов или представляющие собой плод фантазии психически неуравновешенных людей.
А вот действительно важные документы таинственным образом исчезли из Сети — и это объясняли… «перегрузкой сервисов». Сейчас работа журналистов и экспертов, пытающихся разобраться в «файлах Эпштейна», напоминает сортировку отходов из мусорного бака.
Многие фигуранты скандала любят публично рассуждать о важности моральных ценностей, семейных традиций, религиозных чувств. Все мы знаем, что в Великобритании монарх и члены королевской династии должны олицетворять стабильность государственного строя и служить воплощением моральных ориентиров в политике. В то же время одним из участников дела стал бывший принц Эндрю Маунтбеттен-Виндзор, который, согласно обнародованным данным, обещал в знак благодарности за услуги, оказанные Эпштейном, незаконно пролоббировать выгодный для финансиста контракт с британским правительством. Запятнали себя контактами с Эпштейном и представители королевских домов Дании, Швеции и Норвегии.
Ставшие достоянием общественности эпизоды вызывают прочные аналогии с нравственным разложением знати Римской империи периода ее заката или с фигурой французского полководца времен Столетней войны Жиля де Ре.
Из более близких к нашему времени исторических персонажей вспоминается Григорий Распутин. Личность «старца» была овеяна слухами — о степени их достоверности в научном сообществе до сих пор нет единого мнения — о его сектантстве, пьянстве и аморальном образе жизни. Влияние подобных фигур на принятие важнейших политических решений стало одним из немаловажных факторов, дискредитировавших саму идею российской государственности и ускоривших скатывание страны в братоубийственную гражданскую войну.
Возьмем соседнюю Польшу, в которой римско-католическая церковь играет важную роль в общественно-политических процессах. Религиозность многих простых поляков, конечно, заслуживает принятия и одобрения. В то же время представители духовенства далеко не всегда являются моральным ориентиром для своих прихожан. В 2018 году в Польше вспыхнул политический скандал, связанный с фигурой скончавшегося в 2010-м первого капеллана «Солидарности» Хенрика Янковского, обвиненного в педофилии. Это вызвало настоящую кампанию против злоупотреблений в польской церкви. Фонд жертв педофилии «Не бойтесь» представил интерактивную карту всех известных случаев растления малолетних со стороны представителей клира — их оказалось более 250.
«Дело Эпштейна» и другие подобные случаи демонстрируют нам, что современная западная элита, пользуясь привилегиями, практически создает параллельную, скрытую от глаз общественности реальность, в которой царят вседозволенность, попрание базовых моральных норм, следствием чего становится деградация правовой системы и девальвация высокопарных заявлений о свободе и демократии. Все это может привести к обострению социальной напряженности, которая грозит перерасти в глобальные конфликты.
Рекомендуем