Какой новой «сделки» попытаются добиться американцы от Ирана
Иран и США заявили о своей готовности к переговорам, которые могут пройти в ближайшее время в Турции. Никаких дополнительных деталей стороны пока не дают, но абсолютно ясно, что они попытаются максимально разрешить все имеющиеся противоречия. Но удастся ли это сделать?
Вопрос сложный, ибо в 2018 году именно первая администрация Трампа разорвала «ядерную сделку» с Тегераном, поскольку американскому лидеру и примкнувшему к нему Израилю показалось недопустимым, чтобы Иран имел право на разработку «мирного атома».
Чего желает Трамп
Старого варианта «ядерной сделки», сущность которой заключалась в контроле над ядерной программой Ирана со стороны МАГАТЭ с определенными ограничениями по уровню обогащения урана, американцам сейчас будет недостаточно.

Американцы захотят добиться не только отказа Тегерана от попыток создания ядерного оружия, но даже от мирной ядерной программы, т.е. отказа от ядерной энергетики как таковой.
Согласится ли Тегеран на такие условия? Скорее всего вряд ли, потому что для него мирный атом не только вопрос дешевой энергии, но и вопрос статуса в мировом сообществе, тем более, что Иран как государство имеет многотысячелетнюю историю.
Второе, чего бы хотелось американцам, так это обезопасить свои военные базы, находящиеся в регионе, а также Израиль, являющийся их ключевым союзником на Ближнем Востоке. Сделать это невозможно без ограничений в отношении ракетной программы Ирана. Известно, что количество иранских ракет постоянно растет, как и дальность и точность их боевого применения. Поэтому американцы под предлогом того, что ракеты могут попасть не в те руки (Иран, дескать, может передать свои пусковые установки третьим странам или «подконтрольным террористическим группировкам»), что создаст дополнительную угрозу региональной безопасности, могут потребовать полного ракетного разоружения.
При этом вопрос будет также стоять о лишении Ирана технологий производства ракетных вооружений, которые, по мнению Вашингтона и Тель-Авива также могут быть кому-нибудь переданы. Только в обеих столицах не принимают в расчет, что отсутствие у Ирана ракет создаст для него экзистенциальную угрозу, ибо Исламская Республика географически расположена в кольце, мягко выражаясь, не очень дружественных по отношению к себе государств.
Ещё одна «хотелка» Штатов и Израиля может быть связана с роспуском так называемых подконтрольных или союзных Тегерану движений на Ближнем Востоке, которые он якобы использует для продвижения своих интересов в регионе, включая противостояние Израилю.
В силу известных причин, сейчас движения, поддерживаемые Ираном, находятся в своем не лучшем состоянии, постоянно балансируя в поиске новых вариантов обеспечения необходимыми ресурсами, которое они могут получить не только из Ирана для восстановления своей боеспособности.

Только в Вашингтоне и Тель-Авиве забывают сказать о том, что личный состав группировок даже после формального роспуска никуда не денется, он просто перейдёт под контроль других региональных игроков, например, Турции или Саудовской Аравии, которые вовсе не дружественный Ирану. Так что, отдавать готовые относительно дееспособные структуры своим оппонентам Исламской Республике не с руки.
Есть ли перспективы у «сделки» по-американски
Собственная ядерная программа, ракетная программа, а также группировки, подконтрольные Тегерану, можно считать теми активами, без которых само существование Исламской Республики может быть поставлено под вопрос. Отказаться от этих жизненно важных ресурсов Иран не сможет. Поэтому, американцам на переговорах в Турции, если они состоятся, логично было бы умерить свои аппетиты.
Вашингтон такую перспективу прекрасно осознает, поэтому вынужден будет смягчить свои условия, поскольку Иран не может сделать невозможное, — поставить уступками под угрозу само свое существование, чего, по сути, хотят добиться американцы без решения «иранской проблемы» силовыми методами, которые могут быть неэффективны, дорогостоящи и небезопасны.
«Сделка» в том виде, которую попытается навязать Трамп, обречена на провал.
Рекомендуем