Станет ли Балтика внутренним морем НАТО?
Генсек НАТО Столтенберг заявил о вступлении в блок нового члена — Финляндии. Заявка была одобрена Турцией и Венгрией, в то время как переговоры по Швеции еще продолжаются.
В практическом плане армии Швеции и Финляндии были давно интегрированы в атлантический блок, там постоянно проводились совместные учения НАТО против России в условиях Севера. Теперь к этому добавятся новые военные объекты и воинские контингенты. Чтобы достичь паритета, Россия, скорее всего, демонстративно перенацелит на Финляндию часть ядерного арсенала, чему финны вряд ли обрадуются. Кроме того, за счет финнов будет оборудовано более 1200 километров сухопутной границы. Одновременно возрастает и риск ядерной эскалации, если США разместят свое ядерное оружие в Финляндии — подлетное время ракет до РФ составит около 5-6 минут, то есть повышается риск ответно-встречного удара по Финляндии.
Стратегическое же значение для США имеет не Финляндия и не Швеция, а Дания — это страна, которая может при необходимости закрыть выход из Балтики, то есть начать полноценную морскую блокаду российский военных и гражданских судов в своих проливах. В самом худшем варианте Балтийский флот окажется заперт в Калининграде и в районе Финского залива у Санкт-Петербурга, как было в начале Великой Отечественной войны. Проблема Балтфлота существует давно, а с началом СВО угрозу Санкт-Петербургу попыталась создать Эстония, заявив о расширении так называемой «прилежащей зоны» для контроля гражданских судов, чтобы перекрыть российское судоходство. Также, кроме Дании, стратегическое значение для США имеет Норвегия, где на мысе Нордкап размещены военно-технические средства, позволяющие блокировать российский Северный флот в Мурманске. То, что к перечисленным странам добавятся «нейтралы» — Швеция и Финляндия — мало что изменит.
В качестве основной альтернативы для России остается Северный морской путь — руководство РФ рассматривает схему обхода Балтики через Северный Ледовитый океан и вкладывается в инфраструктуру крайнего Севера. Сегодня там строится несколько новых терминалов для перевалки угля, сжиженного газа, нефти и логистические мощности, которые будут обслуживать Севморпуть в случае морской блокады Балтики.
Также принято считать, что из-за таяния льдов к 2050 году в Арктике станет возможным круглогодичное судоходство без ледокольной проводки. Балтийское море, как и большая часть НАТОвской инфраструктуры, в этом случае сильно потеряет свое значение, а в самой России есть точка зрения, что и Черное, и Балтийское море могут стать практически бесполезными. Соответственно, встает вопрос о том, какой флот нужен России и в каком объеме он будет финансироваться в условиях «железного занавеса» от Санкт-Петербурга до Крыма.
В плане же гипотетического сухопутного наступления на Россию ключевое значение имеет Прибалтика — это плацдарм, который создает угрозу Санкт-Петербургу. Для ответа у России есть Калининград, где размещены современные ракетные вооружения, создающие угрозу западным столицам. В идеале НАТО хотело бы добиться не только сухопутной, но и морской блокады Калининграда. Поэтому в возможном противостоянии западными центрами моделируются различные сценарии, основной из которых — это пробитие российско-белорусской группировкой так называемого «сувалкского коридора» длиной примерно 80 километров по территории Литвы и Польши. С одной стороны, такой коридор сможет отрезать НАТОвскую сухопутную группировку в Прибалтике, а с другой стороны — позволит пробиться к заблокированному Калининграду.
В текущих же условиях вопрос о степени участия Финляндии и Швеции в НАТО — это предмет для торга на случай катастрофического положения дел на Украине, если переговоры все-таки начнутся. Также это вопрос воздействия на патриотическую аудиторию в России. Либеральная повестка сегодня массового влияния не имеет, поэтому вся внешняя пропаганда ориентирована на патриотические круги. Среди них есть группа, которую условно называют «всепропальщики» — по факту это основная целевая аудитория громких заявлений о «внутреннем море НАТО». Для них действия Владимира Путина и военного руководства специально трактуются как ошибочные, неверные, в данном в случае в плане отношений с Альянсом. Перед СВО Россией был выставлен ультиматум о нерасширении НАТО, после чего, смотрите, происходит вступление двух новых стран.
Однако в реальности этим странам вряд ли хочется становиться мишенью для российских ракет и делать что-то, кроме громких заявлений. Также неопределенным фактором остается Турция после землетрясения — в 2023 году там пройдут президентские выборы, и вполне возможно, что сейчас турецкий лидер разменивает вступление Финляндии и Швеции на невмешательство американцев в выборы, что и обусловило быстрое прохождение финской заявки.
Конечно, для США вступление двух новых стран — это еще и вопрос имиджа. В противном случае Вашингтон покажет, что он не управляет собственной организацией и что единства в НАТО нет даже по главному вопросу — сдерживания России. Но при этом западноевропейская часть НАТО все равно остается достаточно слабой конструкцией с огромным количеством внутренних противоречий и неэффективными органами управления. Поэтому реальная цель Великобритании и США — преодолеть эти противоречия и затянуть как можно больше западноевропейских стран в прямой конфликт с Россией на национальном уровне.