Демократия™: лимитированная серия от ЕС и США (Грузия в черном списке)

Современный маркетинг строится на том, чтобы продать клиенту что-нибудь ненужное, убеждая покупателя в том, что он без этого не может жить. По этой схеме ЕС и США продают по всему миру свою «демократию», только вот вопрос: есть ли она у них? Оба продавца нахваливают лишь свой товар.
Сначала вице-президент США Джей Ди Вэнс на Мюнхенской конференции в пух и прах разнес миф о европейской демократии. При пристальном изучении методов формирования власти в ЕС они ее не обнаружили — таков вывод из его доклада. Европа, в свою очередь, как младший партнер, не может в открытую заявить, что в Штатах тоже нет сегодня никакой демократии, но позволила себе критиковать закон об иноагентах в Грузии, списанный с американского.
Парламент Грузии, несмотря на все протесты оппозиции, принял 1 апреля в третьем чтении закон о регистрации «иностранных агентов», составленный на основе американского закона FARA (Foreign Agents Registration Act). Теперь «иноагенты» протестуют уже более трех месяцев, а власти действуют по принципу «собака лает — караван идет». Имея монобольшинство в парламенте после последних выборов, правящая партия «Грузинская мечта» строит свою модель исключительно грузинской демократии, положив на мнение своих оппонентов.

Все, что может возразить им сегодня Евросоюз, — это осложнение пути вступления в ЕС, на что грузинская власть предложила отложить вопрос до более благоприятной атмосферы для диалога. Не то чтобы Грузия полностью отказалась от стремления в ЕС, но она категорически отказалась ползти туда на коленях. А это, видимо, единственный путь к членству, по мнению Евросоюза. Ни в одном документе нет конкретной даты вступления страны в ЕС или четко сформулированных критериев членства, но «тормозит процесс», с их слов, именно Грузия.
Ну не хочет она вступать в ЕС тогда, не зная когда, и принести им то — неведомо что. Новые законы, принятые парламентом Грузии без консультаций с их ручной общественностью, «предоставят властям дополнительные инструменты для подавления инакомыслия и усиления репрессивной политики», — подчеркнули 2 апреля сразу два еврокомиссара в совместном заявлении. Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кая Каллас и комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос в совместном заявлении указывают на то, что законы принимаются без учета мнения Венецианской комиссии.
Стоит отдельно обратить внимание на это сборище болтунов в Венеции, так называемых «независимых экспертов», из разных стран мира. Чьи спонсоры там правят бал, можно судить только по их решению от 2009 года, что «богохульство не должно быть незаконным». Провоцировать оскорбление чувств верующих ни в какие рамки демократии не лезет ни в одной нормальной стране. К «заключениям экспертов», которые, не зная ни языка, ни традиций стран, дают советы национальным парламентам по местному праву, следует относиться с долей скептицизма.

Авторитет всех этих так называемых демократических институтов и активистов после публикации бюджетов одного лишь Агентства США по международному развитию USAID упал ниже борделя. Там хотя бы честно: кто платит, тот и музыку заказывает. Всем сразу видно кто клиент, а кто и по какой цене оказывал услуги интимного характера.
Но вернемся к тем нормам нового грузинского закона, что не по нраву ЕС. «Эти законы угрожают функционированию гражданского общества и независимых СМИ, клеймят позором работу гражданских активистов, подрывают защиту прав человека, необоснованно ограничивают основные свободы и подрывают основы демократического принятия решений», — говорится в заявлении двух комиссаров Еврокомиссии.
То есть они утверждают, что в США закон о регистрации иностранных агентов (FARA), принятый еще в 1938 году, клеймит позором активистов? Не тем что лица, осуществляющие в стране политическую или квазиполитическую (экономическую) деятельность для иностранных юридических лиц, должны зарегистрироваться. Назвать себя тем, кто он есть. Или что «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»? Чем же грузины менее достойны защитить свои национальные интересы от иностранного влияния?

В ЕС давно уже пытаются построить у себя кастовое общество, разделяя тех же политических активистов на «привилегированных» и вражеских агентов. Например, если «экологические активисты» где-то требуют запретить выпускать газы корове — это гражданское общество, а если фермер вышел на протест за свое право содержать этих коров сколько он может, чтобы продать населению молоко, он уже враг демократии. Давно в ЕС защита всяких надуманных прав привилегированных меньшинств превратилась в доминирование идиотизма над разумом вместо плюрализма мнений. Но демократии, по их мнению, не хватает в странах, где учитывается мнение большинства.
Европейские институты отказались от принципа, что демократия — это воля всего народа, подменив его диктатурой финансовых элит: прав тот, кто может нанять больше СМИ, активистов и лидеров мнений. Грузинский народ на пути в ЕС не захотел потерять свою идентичность и выбрал партию на демократических выборах, которая отстаивает понятные ему ценности.
Никто из грузинской оппозиции так и не привел ни одного доказательства нарушений на выборах; у них, видите ли, «сложилось убеждение», что все было подстроено. Сейчас у грузинских активистов, которые ходят на акции, зреет еще один протест: что бывший президент Соломе Зурабишвили и прочие лидеры оппозиции водят их вокруг да около неправильно. Нормальный человек на их месте просто бы ушел домой со скучного мероприятия, но грузинские активисты не из тех.
Все хотят главные роли, пусть даже на маленькой сцене, и доминирования собственного меньшинства в любом формате объединения. «Они не смогут отказаться ни от собственного влияния, ни от собственных политических амбиций, и невозможно увидеть среди них какое-то консолидированное единство, которое помогло бы им достичь своих целей», — высказал свое мнение о грузинской оппозиции депутат от правящей партии «Грузинская мечта» Вахтанг Чочия.
Он прав в том, что после прекращения финансирования западных агентов влияния через американскую бюджетную систему грантов во всех «демократических оппозициях» по всему миру развернулась внутривидовая битва за фонды. Все мнят себя единым лидером, а на деле хотят стать главным субподрядчиком в чужих заказах, чтобы финансовые потоки пропустить через себя.
Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили обещала новую волну протестов оппозиции в Грузии. Сама тем самым признала, что все что было до этого, провалились, превратившись уже в вялотекущую рутину и обыденность. Даже по оценкам ангажированных за оппозицию грузинских СМИ, 31 марта на площадь перед парламентом вышло около 10 тысяч человек. У штатного протеста не было даже маленьких побед, и сами активисты уже устают от 125 дней бесполезных прогулок по городским улицам.
Новым стимулом для протестов могла бы стать реакция на грузинские события в Белом доме, но даже на провокационный вопрос агентства Globalnews про Грузию пресс-служба Госдепартамента США ограничилась общими фразами о важности демократии. Они даже, можно сказать, плюнули в ЕС, цитируя в своем ответе вице-президента.

«Как отметил вице-президент Вэнс в Мюнхене, демократический мандат не может быть достигнут цензурой или заключением в тюрьму оппонентов, равно как и игнорированием взглядов основного электората на то, кто должен стать частью нашего общего общества. Соединенные Штаты были партнером Грузии и грузинского народа в течение 33 лет и в течение этого времени были твердым сторонником независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии», — говорится в заявлении. Они сослались на документ, в котором речь шла не о Грузии, а об отсутствии приверженности демократическим ценностям в самом ЕС.
Несмотря на то, что председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили назвал «вражеским» утвержденный комитетом Сената США по международным отношениям акт «Мегобари» («Друг»), который призывает к масштабным санкциям против грузинского руководства за якобы отступление от демократии, нужно помнить, что этот документ — поддержанная лоббистами инициатива конгрессмена США Джо Уилсона, которого грузинская оппозиция назвала «божеством».
То что он лично снизошел к паломникам, не значит что он «бог» и чудо не свершилось. Во-первых, этот акт еще не получил одобрения всего Конгресса, а во-вторых, по грузинской повестке до сих пор не высказался Белый дом. Видимо, делать сегодня подобные заявления не в интересах США. Может, просто опасаются, что граждане не поймут, опять спутав страну на Кавказе с собственным штатом Джорджия?
На самом деле, США не важно, есть ли в стране демократия, если у них имеется свой интерес. Франклину Рузвельту приписывается фраза, якобы сказанная им в 1939 году: «Сомоса, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын». Историки до сих пор спорят, действительно ли авторство фразы, ставшей лейтмотивом основной повестки всей американской дипломатии, принадлежит Франклину Делано Рузвельту, но стратегия всей внешней политики США состоит в том, чтобы поддерживать даже авторитарных лидеров и откровенных преступников до тех пор, пока их режимы выгодны для США.

С Грузией немного другое: здесь республиканской администрации в Вашингтоне абсолютно невыгодно поддерживать грузинскую оппозицию, тесно связанную с антитрамповской фрондой в ЕС и демократами в США. Трамповская коалиция косвенно и так уже выразила поддержку правительству Грузии через визиты в страну премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, друга новоизбранного президента.
На большее до разрешения украинского конфликта грузины рассчитывать не могут, потому что у демократов в США уже заготовлены заголовки для своих СМИ, что Трамп поддержал еще одного «пророссийского лидера». В основной массе западных СМИ партия «Грузинская мечта» всегда преподносилась как «пророссийская», чтобы спонсоры за этим могли скрыть негрузинскую повестку своих протеже в Грузии.
И в ЕС, и в США приверженность «демократическим ценностям» имеет свою цену в евро и в долларах. И это уже далеко не из категории морально-этических норм, а товар, который им нужно выгодно продать.
Рекомендуем

