Меню
Голас Любаншчыны

Конфликт труда и капитала: как из страны «золотого миллиарда» не стать банановой республикой

бананы
Фото: из открытых источников, в качестве иллюстрации

При нынешнем уровне технологий Земля может прокормить 8-12-миллиардное население. Если, конечно, заставить работать одних и ограничить в потреблении других. Но легко это сделать только на словах.

Входите ли вы в средний класс

Как выглядит современный миропорядок? Есть «золотой миллиард», он же «Большая семерка». Есть группа стран-сателлитов, которая работает буферной зоной для «миллиарда» в силу географии. И есть остальной мир с голодом, болезнями, грязной средой и рабским трудом, откуда качают ресурсы.

труд

Однако это крайне упрощенная схема. То, что вы родились в США, вовсе не гарантирует вам попадания в «золотой миллиард». Когда в результате глобального разделения труда из США и ЕС начали «убегать» производства, не выдержав конкуренции с китайцами и индусами, европейские и американские рабочие, многие из которых прибыли из той же Африки и Азии, из «золотого миллиарда» вылетели. Зато порядка 100 тысяч китайских крупных собственников в него вошло и сегодня пытается влиять на политику КНР «изнутри».

КНР сильно зависит от американского рынка сбыта. Как будет решена эта проблема, не совсем ясно. Видимо, через расширение международных структур по типу ШОС, а также систему национальных расчетов вне доллара.

Для описания этого явления у западных экономистов есть понятие «средний класс». Грубо говоря, к нему относят тех, кто получает доход от 10 до 100 тысяч долларов в год. Таких в мире примерно 1 миллиард. В основном это граждане западных стран ЕС, США, Кореи и Японии (последние являются союзниками Запада в Азии). Но если вы занялись подсчетами и выяснили, что ваша зарплата не дотягивает до десятки в год, не надо расстраиваться. По западной методике вы, скорее всего, тоже относитесь к «золотому миллиарду», потому что имеете доступ к медицине, образованию, другим бесплатным общественным благам, а также инфраструктуре (пользуетесь, например, интернетом). Подавляющее большинство населения Земли живет СИЛЬНО хуже.

С точки зрения Запада, ваше нахождение в «золотом миллиарде» — это временное явление, ошибка истории, и ваш уровень жизнь надо опустить. Например, организовать вам военный конфликт на 20-30 лет. Вдвойне не повезло тем, кто родился в богатых нефтеносных странах, таких как Ирак и Ливия. Чтобы сбить мировую цену на нефть, их выгоднее разбомбить до уровня каменного века, чем включать в союзники по «золотому миллиарду» и делиться доходами. Некоторым, правда, повезло больше. Например, Саудовской Аравии. Но лишь потому, что США сами выбрали ее в качестве опорной точки на Ближнем Востоке.

Альтернативу этой «прекрасной системе» пока могут составить только коммунистический Китай и Индия, которые уверенно идут по пути модернизации. Однако тут немало нюансов. Курс Китая только при Председателе Си Цзиньпине стал антиамериканским и полностью суверенным. Когда-то США предлагали Китаю создать группу G2 («Группа двух» или «Большая двойка» — концепцию активно продвигал ныне покойный Бжезинский) и стать ключевым американским союзником по примеру Японии. Только в конце 2000-х Китай ответил однозначным отказом, положившим начало конфронтации с Вашингтоном.

Что касается Индии, то эта страна при огромном населении гораздо слабее технологически, чем Китай, и не сможет себя обеспечивать в случае блокады. Кроме того, в Индии остается сильное британское влияние, в том числе через диаспору в Англии.

В перспективе западники хотели бы использовать Индию и Россию против Китая. От этой идеи они вряд ли откажутся, однако в военном плане ни с Россией, ни с Китаем, ни с Индией (это тоже ядерное государство) сделать ничего не могут.

Почему перевороты выгоднее войны

Собственно, поэтому в мире до сих пор не изжиты цветные революции. Их придумали как комплекс относительно мягких мероприятий, которые гораздо дешевле обходятся организаторам, чем полноценная война.

революция

Полигоном для отработки таких революций стала Латинская Америка, а с конца 80-х — страны соцлагеря и СНГ, где начали проводить выборы на альтернативной основе. Бархатными революциями разрушили соцлагерь, и пока с Западом длился медовый месяц, дружбу постсоветских элит можно было покупать «за стекло и бусы» — за обещания, поцелуи и поддержку на выборах. На тот момент в странах молодых демократий за власть боролись либо выходцы из номенклатуры, либо националисты из диссидентских групп. И первые, и вторые наперебой бежали «дружить с американцами». Но как только в бывших соцстранах и республиках СНГ оформились более-менее самостоятельные элиты (где-то финансовые и промышленные — в результате приватизации, а где-то — открыто рейдерские и бандитские), в цветные революции вдохнули новую жизнь. Сегодня их уже проводят не под лозунгом свободы и демократии, а под предлогом борьбы с коррупцией, потому что американцы изначально выращивали под своей крышей коррумпированные системы («сукин сын, зато наш»). Коррупция при таких режимах — это бомба под фундаментом. Ее можно в любой момент взорвать, чтобы сбросить вчерашних «друзей», если они проявят излишнюю самостоятельность.

И главное, это дешево. Так, помощник госсекретаря США Виктория Нуланд отмечала, что в евромайдан для смещения Януковича было вложено около $5 млрд. Для сравнения: год боевых действий на Украине Западу обошелся примерно в $120 млрд. Это объем военной, гуманитарной и финансовой помощи, не считая разрушенной инфраструктуры и жилого фонда. Эффективность «мягких» мероприятий оказалась выше в 30 раз.

Общий объем западной помощи Украине с начала СВО в 2,7 раза превысил ее бюджет на 2022 год.

Но то пример стран второго мира, которые с советского времени имеют хоть какой-то задел для суверенитета. Если же речь идет о стране третьего мира, то власть там сама ищет внешней поддержки и готова завести иностранный капитал на любых условиях, разместить у себя любые военные базы, лишь бы обеспечить внутреннюю стабильность. А крайними всегда окажутся наемные рабочие. Им устроят такой праздник труда на местных рудниках и шахтах, что даже методы плантаторов XIX века не смогут составить ему конкуренцию.

Третий мир и банановые демократии

Принято считать, что чем выше занятость, тем ниже криминализация общества. И наоборот: высокая безработица порождает самые разные формы преступности, в том числе этнические, когда целые государства и народы создают проблемы себе и окружающим.

Как это работает? Если западный бизнес приходит в слабую страну с разложившейся социалкой, он волей-неволей вынужден создавать для работника минимальные условия. Временно это гарантирует какую-никакую стабильность, но на практике приводит к выкачиванию прибыли вообще из всех сфер. В XXI веке массовым явлением стали частные школы, частные больницы, частные охранные агентства, частные следователи, частные военные компании и даже частные тюрьмы. Не говоря уже о массовой приватизации промышленности и коммунального хозяйства. В передовых странах Латинской Америки даже приватизировали водопроводы и ввели запрет на сбор дождевой воды по требованию МВФ.

С использованием иностранного капитала в стране начинается ликвидация кормовой базы, разоряются мелкие и средние предприниматели — их сбрасывают до уровня наемных работников. А дальше из-за высокого социального расслоения развитие экономики в принципе теряет смысл: бедняк не может себе позволить новый местный товар или услугу, а для богача это будет недостаточно престижно. Таким образом структура экономики консервируется и на долгие годы остается сырьевой. Возникает так называемая банановая республика.

И даже если к власти в банановой республике в какой-то момент (например, на волне голодного бунта) придут самостоятельные силы, они ничего не смогут сделать с экономикой, потому что ресурсов для этого в стране нет. Более того, Запад тут же ее обложит санкциями, чтобы ей нельзя было брать в долг и обслуживать свои кредиты. В итоге уровень жизни начнет падать, недовольство — расти и на очередных выборах с помощью цветной революции выберут очередных марионеток. Либо, как вариант, развяжут гражданскую войну, чтобы вымыть из страны остатки рабочей силы в сопредельные «правильные» государства.

Но даже если прозападные силы в банановой республике не лютуют и худо-бедно кормят работника, среднему человеку от этого не становится легче. Частный капитал в принципе не способен справляться с глобальными проблемами, такими как война, эпидемия, чрезмерно высокая или низкая рождаемость, преступность, стихийное бедствие, плохая экология. Вспомните, как целые страны, вроде Гаити или Ливана, оказались в полуразрушенном состоянии. У них не было возможности организовать помощь своим гражданам в условиях чрезвычайной ситуации (цунами, техногенная авария и т. д.)

еда

Наверное, как оправдание звучит довод о том, что иностранный капитал создал пусть и непрестижные, но рабочие места: люди заняты на плантациях и в шахтах. Однако любая компания хочет получать трудовые ресурсы как можно дешевле, поэтому марионеточное правительство никогда не содействует полной занятости. Наоборот, чем больше безработных, тем дешевле предложение рабочей силы. В идеале нужно остановить вообще все, кроме одной отрасли, которая принадлежит иностранным хозяевам, а лишних работников перевести в сферу услуг.

Постиндустриальное общество и пирожки

Чтобы завернуть все действо в красивую обертку, появилась идея о постиндустриальном обществе. Это такая «сказка для туземцев», объясняющая им, почему зеркала и бусы очень ценны: мол, они красиво блестят и хорошо отражают солнечных зайчиков. Суть в том, что западному капиталу в 90-х нужно было быстро провести деиндустриализацию второго мира, чтобы ликвидировать конкурентов в машиностроении, электронике, оборонном, космическом и авиационном секторе. Речь шла не просто о выносе и закрытии производств — о выкачивании инженерных кадров, человеческого капитала, научных школ. Все это было вывезено и сконцентрировано вокруг западной промышленности (через систему грантов или грин-карт), а оставшимся гражданам предложили пойти в торговлю; стать челноками, таксистами; заняться малым ларечным бизнесом, туризмом… Якобы за сферой услуг — будущее!

Чтобы вы понимали, норма прибыли в секторе услуг составляет от 12% до 22% — при условии, что вы работаете хорошо и у вас есть конкуренты на рынке, которые предлагают аналогичные услуги по схожей цене (например, вы печете пирожки и продаете их друг другу). А вот норма прибыли для монополизированной промышленности не ограничена ничем: при себестоимости айфона в $200, он может стоить на рынке и $2000, и $3000, потому что никто другой айфоны не производит. Это цена телефона, а есть еще рынки самолетов, высокоточного оружия, подводных лодок, строительной техники, куда вы никогда не сможете влезть, не имея капитала и научных кадров.

Так создается (и бережно сохраняется) мировая система разделения труда. Если вы не попали в «золотой миллиард», можете растить бананы (копать медь, полупроводники, добывать нефть и газ) либо обслуживать тех, кто это делает. Какой-либо другой работы для вас просто нет. Но если вы умный и талантливый молодой человек — пожалуйста: западные дяди придумали такую схему, как «мобильность трудовых ресурсов». Вот вам на выбор 10 программ, как переехать на учебу/работу в другую страну из «своей дыры».

Бонусом идет так называемое внешнее управление. Его суть не в том, что в вашем государстве работает американское посольство, командующее министрами по телефону. Главное, что вся ваша экономика теперь производит только бананы (или газ, нефть, медь), а значит, вы полностью зависите от рынка сбыта одного продукта и от мировой цены на него. И если за тридевять земель случится кризис/война, это моментально повалит вашу суверенную экономику.

мусор

Таким образом, День труда — это не какой-то отживший и бесполезный праздник непонятно для кого. Это символ преодоления проблем, которые столетиями копились человечеством и которые частично удалось решить только в ХХ веке. Но сегодня система эксплуатации опять возвращается к колониальным схемам. Более того, помимо старых проблем перед человеком труда замаячила перспектива не просто работать в шахте, а делать это 24 часа в сутки за лайки, репосты и с микрочипом в голове. Новые технологии открыли такие безграничные возможности для эксплуатации человечества и контроля над ним, что система античного рабовладения скоро покажется приятным отдыхом на природе.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59