Меню
Голас Любаншчыны

Боевые планеры в годы ВОВ. История о подзабытом оружии Победы и героях «одноразовых» самолетов

планер
Фото: из открытых источников

Уникальный памятник: десантный планер Г-11 был установлен 27 июня 1987 года в городе Шумерля Чувашской АССР, ныне Чувашской Республики в составе Российской Федерации, в память о земляках-шумерлинцах, работавших на авиационном заводе №471 в годы Великой Отечественной войны, выпускавшего боевые планеры, а также в честь летчиков и бойцов-десантников, воевавшим на них. У подножия монумента на холмике установлена мемориальная плита со словами: «1941–1945. Десантный планер Г-11. Монумент установлен в честь планеристов-десантников, летчиков и изготовителей десантных планеров, самолетов ЯК-6, У-2, ПО-2 Шумерлинского авиационного завода № 471 в годы Великой Отечественной войны».

памятник

Монумент представляет собой копию планера Г-11 военных лет. В масштабе 1:2. Разработчик планера — Грибовский Владислав Константинович.

ИЗ ИСТОРИИ БОЕВОГО ПЛАНЕРИЗМА

В Советском Союзе расцвет планеризма, как вида авиации, пришелся на 1920-е – 1930-е годы, когда начался настоящий бум планерных школ. Напомню читателям тогдашний всесоюзный лозунг «Все на самолет!». Но так как самолетов на всех желающих покорять небо не хватало, пришлось пользоваться более простым вариантом. И планерные школы стали появляться даже в глубинке, доступность и относительная дешевизна деревянных планеров способствовали этому. А надо сказать, что первые свои уроки летного дела многие наши воздушные асы Великой Отечественной войны получили, занимаясь именно планеризмом.

Об использовании планеров в военное время стали задумываться в нашей стране уже 1930-х годах и первыми конструкторами военно-десантных планеров стали уже названный нами Вячеслав Грибовский, Павел Гроховский и Г. Грошев. И именно в КБ Владислава Константиновича Грибовского и был построен первый в мире такой планер. Ему же принадлежит и авторство самого массового в годы Великой Отечественной войны военно-десантного планера Г-11. Все гениальное просто: деревянная машина вмещала летчика и 11 десантников со всем снаряжением. Простота и совершенство конструкции поражали даже опытных летчиков, и Г-11 стал основным боевым планером, он постоянно использовался для доставки десанта и военных грузов к месту боевых действий. Были также и ситуации, когда планер пролетал над запланированной территорией, сбрасывал нашим войскам и партизанам военный груз и вновь возвращался на базу.

Только за период 1941–1942  годов было изготовлено около 500 таких планеров.

Удачным вариантом боевого планера стала и конструкция КБ Олега Константиновича Антонова, получившая наименование планер А-7. Машина изготавливалась также из дерева, и могла взять на борт 6 десантников. А-7 выпускались до 1944 года. За это время фронт получил по разным данным от 400 до 600 таких машин. Также, наряду с серийной моделью А-7, создавались и особые, приспособленные под специальные цели варианты этого планера.

планеры

Нельзя не упомянуть еще об одной модели, относящийся к разряду уже тяжеловесных планеров. Это аппарат авиаконструкторов Д. Н. Колесникова – П.В. Цыбина, под названием КЦ. Этот тяжелый планер мог взлетать с максимальным весом боевого груза более 4,4 тонн, в отличие от 1,9 тонны того же А-7, и взять на борт до 18 экипированных бойцов-десантников. В период с 1941 по 1943 год с конвейера сошло более полусотни таких планеров, но в дальнейшем их производство было свернуто.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНЕРОВ НА ФРОНТАХ

В самом начале Великой Отечественной войны было сформировано два планерных полка, и летчики, летавшие на планерах, или как прозвали их, «одноразовых» самолетах, проявили себя воистину героически.

Вот только несколько боевых операций, которые провели полки планеристов, способствовавших успеху на фронтах.

 *** Одна из них известна под названием «Антифриз». В начале 1942 года неожиданно ударили сильные морозы в районе Сталинграда и наша боевая техника встала. И тогда по тревоге подняли оба планерных полка, их загрузили бочками с антифризом, и из Подмосковья летчики взяли курс на Сталинград. Полет в насквозь продуваемых кабинах планеров продолжался больше 8 часов, к тому же были сложнейшие метеоусловия. Не говоря уже о том, что приборы, показывающие высоту и скорость просто замерзли. В ходе проведения операции было потеряно по различным причинам 3 самолета-буксировщика и 10 планеров, погибло несколько летчиков, но поставленная боевая задача была выполнена. Всего тогда по воздуху переправили до 60 тонн антифриза и других грузов военного назначения.

планер

Из воспоминаний одного из участников этой уникальной операции летчиков-планеристов: «Были моменты, когда не поймешь в каком положении летишь. От усталости начинают в глазах огненные разноцветные круги появляться, какие-то горящие звездочки, как бенгальские огни. Вижу перед собой три самолета-буксировщика! Мираж! Изо всех сил ударил себя кулаком по лбу — мираж исчез. Немного погодя видимость улучшилась, и я увидел силуэт моего буксировщика, уже не мираж. Тело ниже пояса коченеет, кабина-то фанерная, со щелями, дует немилосердно, а выше пояса я в горячем поту. Были моменты, когда наступало безразличие, хлопнусь — ну и черт с ним! Но потом взъярился, ну уж нет, фрицам я такой подарок не сделаю, долечу! И долетел!»

 *** Планеры применяли для транспортных операций и под Сталинградом, и под Ленинградом.

 *** С 1943 года с помощью грузовых планеров доставлялись различные грузы советским партизанам. К сожалению, часто для самих планеров это был полет в один конец, летчиков же возвращали на самолетах, и они снова и снова взлетали на боевые задания на своих «одноразовых» машинах. Естественно, немцы знали об этих полетах и всячески пытались им противодействовать, даже создавали ложные посадочные полосы для планеров. И один полет планера закончился трагически: летчик принял такой ложный аэродром за партизанский и пошел на посадку. В последнюю минуту он понял свою ошибку и, не желая попасть в руки врага, бросил планер резко вниз и при столкновении с землей героически погиб. 

 *** В сентябре 1943 года в ходе боев на Днепре была проведена масштабная операция по высадке тактического десанта в тыл противника. В ходе операции для высадки десанта и снабжения его боеприпасами было задействовано 35 планеров.

летчик

И ВСЕ ЖЕ, ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ БЫЛО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫМИ ГРУЗАМИ ПАРТИЗАН

Решение об этом было принято в Кремле на заседании Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД), с участием ряда командиров партизанских отрядов, бригад и соединений.

Первая крупная операция такого рода проводилась в марте 1943 года в интересах белорусских партизан. Основным местом доставки военных грузов стал Бегомльский аэродром, где и производилась посадка планеров. Но летали планеры и в другие места, где базировались белорусские партизаны, и была возможность обеспечить безопасность маршрутов и приземления.

Полеты выполнялись с аэродрома Старая Торопа, расположенного в Калининской, ныне Тверской, области, на летном поле которого самолеты-буксировщики и планеры выстраивались в ряды на линии предварительного старта. Стальные тросы длиной 95–110 метров примыкались концами к замкам на хвостах самолетов и к носам планеров. В качестве буксировщиков использовались самолеты СБ, Ли-2, ТБ-3 или ДБ-3Ф (Ил-4), иногда применяли и самолет-разведчик Р-6 и истребитель «Харрикейн». А Ли-2 и ДБ-3Ф, имевшие более мощные двигатели, могли буксировать сразу пару планеров типа А-7.

карта

Известно, что Ли-2 был военно-транспортным самолетом, поэтому при буксировке одного планера в его кабину брали некоторое количество груза в парашютных десантных мешках. Их сбрасывали после отцепки планера, на втором заходе. А буксировщики СБ и Ил-4 иногда несли такие мешки на своих бомбодержателях. 

Полеты выполнялись ночью, одиночными связками с интервалами между ними. Всего в группе могло быть до десятка связок.

Летчик-планерист ориентировался в воздухе по пламени из выхлопных патрубков моторов самолета. Связи между ним и буксировщиком не было, общение только условными световыми сигналами и знаками. Цель обозначалась на местности кострами, выложенными определенным образом. О моменте отцепки летчику планера сообщали миганием аэронавигационными огнями самолета-буксировщика. Далее же он действовал самостоятельно: предстояло в темноте найти площадку, определиться с направлением захода и, собственно, приземлиться, не разбив при этом планер, груженный всем, таким необходимым партизанам для ведения боевых действий в тылу врага. Тем временем буксировщик сбрасывал тот груз, что перевозил сам, и уходил на свой аэродром базирования.

После приземления планер разгружали, а так как в большинстве случаев буксировщик с партизанской площадки взлететь не мог, поэтому планер сжигали, летчик-планерист оставался в отряде, пока его не вывозили на Большую землю. Если же позволяла длина полосы партизанского аэродрома, то буксировщик садился и увозил планер обратно, заполненный ранеными и документами с боевыми донесениями, разведывательными сведениями и наградным листами на отличившихся партизан.

За 60 боевых вылетов к партизанам были доставлены 142 человека — специалистов подрывного дела, 4 тонны взрывчатки, 12000 ручных гранат, 100 противотанковых ружей, 95 минометов, 1900 автоматов, 700 винтовок, 95000 патронов, 3 тонны медикаментов и другие грузы, в том числе и пищевая соль. Всего в период с 6 по 20 марта 1943 года было израсходовано 65 планеров А-7 и Г-11. Доставлено ими также было и 60 тонн других грузов, пять типографий и 10 радиостанций, а еще 106 человек руководящего состава. Партизаны районов Селявщина и Бегомль в Витебской области в результате операции получили тогда оружия и боеприпасов больше, чем за весь предыдущий год.

Вторая крупная планерная операция по снабжению партизан началась в конце апреля 1943 года и проводилась до весны 1944 года. Ей предшествовала тщательная подготовка летного состава и материальной части. Был проанализирован и учтен опыт предыдущих полетов в тыл врага, в значительной мере переработана тактика полетов, улучшено оборудование планеров и самолетов-буксировщиков. На этот раз вместе с планерми А-7 и Г-11 использовались тяжелые двадцатиместные планеры КЦ-20, соответственно буксировщиками использовались самолеты СБ и Ил-4. Аэродромами же подскока служили Старая Торопа, Лужки и Адреаполь.

самолеты

К партизанам вылетали большими группами. Стартовали примерно за полчаса до наступления сумерек, линию фронта пересекали уже в темноте, на цель выходили ночью. Самолеты, отцепив планеры, возвращались домой перед рассветом. Летчики проводили в воздухе по шесть-семь часов. Спали днем, урывками, избегали выходить на солнце, чтобы не нарушалась аккомодация глаз в темноте.

О БОЕВЫХ ДЕЛАХ И ЗАСЛУГАХ ЛЕТЧИКОВ–ПЛАНЕРИСТОВ

Для более конкретного понимания того, что вклад в Победу в Великой Отечественной войне летчиков-планеристов был значимым, приведу выдержки из истории боевого пути 1-го отдельного авиационно-планерного полка.

«Первую боевую задачу планерный полк выполнял по доставке грузов партизанам Беларуси на транспортных планерах. Первыми пилотами-планеристами, открывшими в ноябре 1942 года боевую историю полка и первыми в истории воздушного флота страны совершившими боевые полеты на планерах были:
— ст. сержант Селезнев Иван Васильевич (погиб в 1943 году при авиационной катастрофе);
— Никашев;
— Чеботарев;
— Андрейченко (пропал без вести);
— Григорьев (погиб при выполнении боевого задания).

В эту первую боевую, малую по своему размеру операцию, доставлено в тыл противника 5,5 тонн боевого груза.

В декабре 1942 года — январе 1943 года в интересах армейского командования полк принимал участие в операции по снабжению тыловых корпусов Сталинградского фронта антифризом.

планер

В период дальнейшего развития наступления войск Сталинградского, Донского, 1-го Степного фронтов полк в районе Котельниково на планерах доставлял радиооборудование, средства связи, медикаменты для наступающих частей КА. Всего было доставлено 8,5 тонн боевого груза.

Февраль — апрель 1943 года полк работал в интересах брянских партизан по доставке боеприпасов и вооружения на транспортных планерах. До 25 тонн разного груза было отбуксировано в тыл врага для партизан, где пилоты-планеристы вместе с партизанами вели боевую работу с немецкими фашистами, за что ряд товарищей награжден правительственными наградами.

Февраль — апрель 1944 года. С аэродрома Старая Торопа производил боевую работу во взаимодействии с партизанами Белоруссии в интересах 1-го Прибалтийского фронта снабжая вооружением, боеприпасами партизанские бригады «Железняк» Героя Советского Союза Дубровского в сложных метеоусловиях.
Несмотря на трудности, которые встречались при выполнении боевых заданий, полк успешно выполнил возложенные задачи командования. За всю операцию полком была доставлена партизанам в тыл 41 тонна боеприпасов и вооружения, Потери за операцию полк имел 3 экипажа. За все время участия полка в операциях совершено около 200 самолетовылетов, около 200 транспортных планеров отбуксировано с разными грузами в тыл врага».

Справедливо писал поэт Анатолий Бурашников, который сам воевал в 1-м отдельном авиапланерном полку механиком, о героизме летчиков-планеристов:

 «Над городом вознесся планер,

 Что был надеждой партизан.

 Когда еще безусый парень

 Летел на нем во вражий стан».

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59