Меню
Мядельский райисполком

Хроника освобождения Беларуси в 1944 году. О подготовке наступательной операции «Багратион»

освобождение Беларуси
Фото: из открытых источников

Из истории Великой Отечественной войны знаем, что стратегические военные операции Красной Армии в 1944 году по освобождению оккупированных немецко-фашистскими войсками территорий Советского Союза известны, как «Десять Сталинских ударов». В ходе зимних и весенних кампаний Красной Армии удалось снять блокаду Ленинграда, очистить от немцев Карелию, Крым и Украину. Пятым же ударом стала Белорусская стратегическая наступательная операция «Багратион», ставившая задачи разгромить немецкую группу армий «Центр» и полностью освободить Беларусь. Это было весьма важно и принципиально, дело в том, что на линии фронта к началу 1944 года образовался, так называемый, «Белорусский балкон» — выступ на восток по линии Витебск – Орша – Могилев. Войска немецкой группы армий «Центр» стояли здесь всего в 500-х километрах от Москвы, в то время как на севере и юге страны враг был отброшен далеко на запад. И, в случае неудач Красной Армии, с оккупированной территории Беларуси немцы имели возможность начать контрнаступление и осуществлять удары своей стратегической авиацией по советской столице. А еще и такой аспект, который ныне приобрел, и правильно, важное историческое значение: три года оккупационного фашистского режима стали настоящим геноцидом белорусского народа. Поэтому освобождение Беларуси Ставка Верховного Главнокомандования считала первостепенной задачей Красной Армии после победы на Курской дуге. И осенью 1943 года были сделаны попытки с ходу уничтожить «Белорусский балкон», используя наступательный порыв наших солдат, но эти попытки, не надо скрывать правду, обернулись весьма большими, тяжелыми потерями, немцы в Беларуси закрепились тогда прочно, создали глубокоэшелонированную оборону, к тому же, опираясь на сложный рельеф местности. И даже вынашивали планы реванша за Сталинград и Курскую дугу. 

Поэтому стратегическую задачу по разгрому немецкой группы армий «Центр» и освобождению Беларуси предстояло решить летом 1944 года. В апреле 1944-го года заместитель начальника Генерального Штаба Красной Армии генерал армии, уроженец Беларуси, Алексей Антонов наметил в Ставке Главного Командования контуры нового наступления в Беларуси: операция носила кодовое название «Багратион» и под этим наименованием вошла в историю. Несколько слов все же о нашем земляке, знаменитом советском военачальнике Алексее Иннокентьевиче Антонове: он был единственным генералом, который наряду с Маршалами Советского Союза удостоился чести награждения орденом «Победа», и его заслуженно уважал сам Иосиф Сталин.

Необходимо подчеркнуть, что тогда, в июне 1944 года, высшее командование Красной Армии сумело извлечь уроки из неудачного наступления на белорусском направлении осенью-зимой 1943-1944 годов. Была проведена реорганизация фронтов: на месте Центрального и Западного были образованы 4 новых фронта: 1-й Прибалтийский и Белорусские фронты: 1-й, 2-й, 3-й. Они имели меньшую протяженность, что облегчало оперативную связь Командующих с передовыми частями. Во главе фронтов были поставлены военачальники, имевшие опыт успешных наступательных операций:

Иван Христофорович Баграмян — командующий 1 ПФ — руководил операцией «Кутузов» на Курской дуге, Иван Данилович Черняховский (3 БФ) – брал Курск и форсировал Днепр,

Георгий Федорович Захаров (2 БФ) — участвовал в освобождении Крыма,

Константин Константинович Рокоссовский (1 БФ) — был участником всех грандиозных сражений Великой Отечественной войны с 1941 года.

Координировали действия фронтов Маршалы Советского Союза А.М. Василевский (на северном направлении) и Г.К. Жуков (на юге, в расположении 1 и 2 БФ). 

Замысел операции состоял в том, чтобы не атаковать в лоб основные укрепления противника по главной шоссейной магистрали Варшава – Минск – Орша – Москва, как это было осенью-зимой 1943-1944 годов. Для прорыва линии фронта Ставка запланировала серию окружений немецких войск под Витебском, Могилевом, Бобруйском. В образованные бреши намечалось вводить танки и молниеносным броском захватить в клещи основные силы противника под Минском. Затем планировалось полностью очистить Беларусь от оккупантов и выйти к тогдашней советской Прибалтике и на границу с Польшей. Серьезные споры вызвал в Ставке вопрос о возможности применения танковых соединений в болотистой местности Беларуси. Константин Рокоссовский упоминает об этом в своих мемуарах: несколько раз Сталин просил его выйти и подумать, стоит ли бросать танки в болота? Но, видя непреклонность Командующего 1-м Белорусским фронтом, Верховный Главнокомандующий все же утвердил предложение Рокоссовского о наступлении на Бобруйск с юга, хотя эта местность на немецких картах была отмечена как непроходимые болота. За годы Великой Отечественной войны Иосиф Сталин научился ценить мнение своих военачальников, даже если оно не совпадали с его позицией, а они, в свою очередь, не боялись отстаивать свои решения. Война научила многому…

А немецкое командование просчиталось, не разгадав планы, что основным объектом советского наступления летом 1944 года станет Беларусь. Так, Гитлер был уверен, что советские войска будут развивать успех на Украине: из Ковеля на север, по направлению к Восточной Пруссии, где размещалась группа армий «Север». На этом участке в распоряжении группировки «Северная Украина» было 7 танковых дивизий, 4 батальона тяжелых «Тигров», тогда как в Беларуси немецкая группа армий «Центр» имела лишь 1 дивизию танков и батальон «Тигров». Кроме того, Гитлер предполагал, что советские войска будут продолжать движение на юг: в Румынию, на Балканы, — в зону традиционных интересов царской России, а затем и СССР. 

Против своей группы армий «Центр» в Беларуси немцы ожидали лишь серию мелких ударов, и они планировали их отразить, опираясь на глубокоэшелонированную оборону (глубиной 270-280 км) и систему крепостей — «фестунгов». Транспортные узлы: Витебск, Оршу, Могилев, Бобруйск, Гитлер приказал объявить крепостями, укрепить для круговой обороны и не сдавать ни при каких условиях. Приказ фюрера сыграл роковую роль в разгроме немецких армий группы «Центр»: во время советской наступательной операции «Багратион» немецкие войска не могли своевременно отступать, попадали в окружение и погибали под ударами советской авиации. Но в начале июня 1944 года такой исход событий не мог присниться фашистам даже в страшном сне: на этом участке фронта гитлеровский Генштаб предусматривал «спокойное лето»… 

Основой же успеха Белорусской операции 1944 года «Багратион» стала ее тщательная подготовка.

Наши разведчики собрали данные о точной дислокации укреплений противника, так, только в зоне действия Прибалтийского фронта, были зафиксированы более 1000 огневых точек и 300 батарей вражеской артиллерии. На основании разведданных, наши летчики наносили упреждающие бомбовые удары не по передовой в целом, а конкретно, по расположению артиллерийских батарей и дотов, облегчая тем самым продвижение наших наземных войск.

Для обеспечения внезапности в войсках соблюдалась тщательная маскировка: машины передвигались только ночью, колоннами, их задние борта были выкрашены в белый цвет. Днем части укрывались в лесах.

Все фронты, участвовавшие в операции, перешли на режим радиомолчания, о предстоящем наступлении было запрещено говорить по телефону.

Войска на макетах и на открытой местности отрабатывали приемы по координации действий всех родов войск на переправах, учились преодолевать болота.

В распоряжение войск поступали автомашины, тягачи, САУ, другие виды техники. На направлениях главных ударов создавался значительный перевес боевых орудий: 150-200 огневых позиций на каждый километр обороны противника.

Ставка запланировала начать операцию на 19-20 июня 1944 года, этот срок был перенесен в связи с задержкой в доставке боеприпасов. На символическом смысле даты 22 июня — годовщины начала Великой Отечественной войны внимание Ставкой не акцентировалось.

Важную роль в подготовке и успехе стратегической наступательной операции «Багратион» сыграло и партизанское движение Беларуси. Вот лишь некоторые факты.

3 апреля 1944 года шел 1017-й день войны… С 3 по 11 апреля прошли ожесточенные оборонительные бои партизанских бригад им.Дзержинского (командир В.М.Монахов), «Советская Белоруссия» (Н.В.Бобков) и 345-го партизанского отряда (С.А.Яроцкий) с карательными формированиями гитлеровцев у деревни Здитово Березовского района Брестской области.

Недалеко от деревни Здитово базировались партизанские формирования и штаб Брестского партизанского соединения, а также Брестский подпольный обком КП(б)Б. В начале апреля 1944 года гитлеровцы сконцентрировали в этом районе отряды СС, 10 артиллерийских и минометных батарей, танки, бронемашины, бомбардировщики.

Партизаны, под защитой которых находилось 10 тысяч мирных жителей, оказались в окружении. Опираясь на созданные укрепления, они, несмотря на артиллерийский обстрел и бомбардировки, в течение 7 дней удерживали свои позиции, нанеся противнику значительные потери. Только израсходовав почти все боеприпасы, партизаны оставили деревни Здитово и Спорово и отошли на вторую линию обороны, штурмовать которую каратели не решились.

На месте боев у деревни Здитово в 1975 году открыт мемориальный комплекс.

11 апреля 1944 года партизаны 25-й бригады имени П.К. Пономаренко разгромили гарнизон гитлеровцев в деревне Сосны Любанского района Минской области. В этот же день началась и до 5 мая продолжалась Полоцко-Лепельская битва — бои партизанских бригад Полоцко-Лепельской партизанской зоны против немецко-фашистских захватчиков.

В конце декабря 1943 года, когда фронт приблизился к северной границе зоны, гитлеровцы решили оттеснить партизан от дороги Витебск — Лепель — Парафьяново, которая связывала 3-ю немецкую танковую армию с тылом. Не добившись успеха, захватчики до февраля 1944 года организовали карательные операции «Праздник весны» и «Ливень». Они собрали 12 полков СС и полиции, части 5 пехотной, охранной и запасной дивизий, отдельный батальон Дирлевангера, танковый полк, бригаду Каминского (всего около 60 тыс. человек), 137 танков, 235 орудий, около 70 самолетов, 2 бронепоезда и сгруппировали силы на 7 участках вокруг зоны. Им противостояли 16 партизанских бригад: 17,5 тыс. человек, 21 орудие, 143 миномета, 151 противотанковое ружье, 721 пулемет и другое вооружение, объединенных под руководством оперативной группы ЦК КП(б)Б и БШПД (руководитель В.Е. Лобанок), находившейся в городском поселке Ушачи. 

11 апреля 1944 года каратели начали наступление, но партизаны оказывали ожесточенное сопротивление, под натиском врага постепенно отходя к Ушачам. Авиация 1-го Прибалтийского фронта бомбардировала скопления немецко-фашистских войск, переправила партизанам более 250 тонн грузов, было вывезено около 1500 раненых; армейские части фронта боями местного значения оттягивали войска карателей. 27 апреля гитлеровцы сузили кольцо окружения до 20 километров вокруг Ушачей.

Командование зоны после согласования с Белорусским штабом партизанского движения, ЦК КП(б)Б и командованием фронта, 30 апреля приказало партизанским бригадам идти на прорыв. 5 мая 1944 года партизанские бригады: 1-я Антифашистская, 16-я Смоленская, имени Ворошилова, имени ВЛКСМ и другие, прорвали вражеское окружение в направлении деревень Паперино — Двор Плино и вывели из блокады около 15 тысяч мирных жителей. 25 дней героически сражались партизаны против карателей. Они нанесли врагу большие потери: было убито 8,3 тысяч солдат и офицеров, ранено 12,9 тысяч, уничтожено и подбито 59 танков, 116 автомашин, 7 бронемашин, 22 орудия, 2 самолета. В память о героях возле Ушачей, в честь подвига белорусских партизан, воздвигнут мемориальный комплекс «Прорыв».

А впереди была битва за освобождение Беларуси.

Продолжение следует

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59