Поздравили, но своего не отдадим: политолог объяснил, чем Батька отличается от «папочки Трампа»

Впервые за несколько лет Александр Лукашенко поздравил не только американский народ, но и лично президента Трампа. Миру быть? Политолог пояснил, что сейчас происходит в белорусско-американских отношениях.
Поздравления «народу США» публиковались все последние годы, несмотря на проблемы и санкции — например, год назад адрес тоже был достаточно теплым по тону (упоминались общие исторические точки — ВОВ, послевоенное восстановление, американская помощь после аварии на ЧАЭС). Тем не менее, администрация Белого дома, связанная с Демпартией, была крайне враждебной к Беларуси. Нашего Президента они не признавали, а все «белорусские» контакты американцы пытались замкнуть на центр в Вильнюсе, придавая ему легитимности через встречи в США и Европе.
Год спустя ситуация принципиально иная, поэтому в поздравлении прямо упомянут хозяин Белого дома. Разумеется, это не случайность, а результат работы, которая велась Беларусью еще накануне американских выборов. Тогда был трезвый расчет, что в США может резко смениться власть (а, значит, и внешняя политика). Поэтому уже первые заявления в адрес Трампа в ноябре 2024 года от Лукашенко, например, поздравление с победой на выборах, были достаточно теплыми.
Можно сказать, что здесь Беларусь использует принцип «разделяй и властвуй» — нам не выгодна и даже опасна единая позиция демократов и республиканцев по нашей стране. Поэтому сейчас делается все, чтобы американцы «почувствовали разницу»: в том числе речь идет о радушном приеме Келлога, белорусских гарантиях в отношении третьих стран и жестах доброй воли в виде освобожденных лиц.

Кроме того, психология самого Трампа легко считывается: после покушения и победы на выборах ему нужно оказывать уважение сообразно статусу и мессианской идее «сделать Америку снова великой» — хотя бы на словах. Можно вспомнить, как НАТО недавно пресмыкалось перед Дональдом на саммите в Гааге и называло «папочкой» — но это уже другая крайность, когда раболепие точно так же не уважают, как и хамство а-ля Зеленский. Поэтому в контактах с Трампом и с его посланниками надо выбирать золотую середину — радушие по форме, но защита собственных интересов — по сути.
Что, конечно, не решает всех наших текущих проблем, но создает нормальный фон для переговоров, чтобы пытаться эти проблемы решить. Тем более, внешняя политика Трампа имеет очень сильный личный окрас, и на примере Зеленского и Ермака видно, что бывает, когда Трампа провоцируют. Поэтому Беларусь, наоборот, старается его НЕ провоцировать.
Вместе с тем, надо помнить, что Президент на торжественном собрании накануне 3 июля был достаточно скептичен в отношении Трампа и его команды. Эти заявления были сделаны специально и публично для правительства, журналистов, актива, политологов, чтобы нынешние шаги в отношении США были оценены ими правильно: это ни в коем случае не сдача стратегических интересов Беларуси, России и не односторонние уступки.

Просто разговаривать лучше напрямую, чем делать это через посредников. Тем более, что в качестве посредников Демпартия навязывала нам беглых, а также страны Прибалтики и Польшу. Нет, с американскими «хозяевами» надо общаться через голову их «подчиненных», но вежливо. Как это делает Россия, Китай, а теперь и Беларусь.
Другой вопрос, что Трамп стратегически ограничен в принятии решений. Общая цель трамповской администрации — создавать проблемы Европе, Ирану и Китаю. Поэтому, грубо говоря, самое реальное, что мы можем сделать — это сместить фокус американского внимания подальше от Беларуси. Власть подает им сигнал «не лезьте сюда с дестабилизацией и войной», мы стоим крепко и не намерены менять внешнеполитический курс. Тем более, что Штаты устроили конфликт в Иране на фоне переговоров с Ираном — и теперь «мы не можем верить вам на слово».
Хотя есть и позитивные сигналы. С американским Днем независимости совпала информация о том, что поставки на Украину будут остановлены (предполагаем, что всего лишь на пару дней). Для Трампа это способ давления на Зеленского, чтобы сделать его более послушным и вывести на нормализацию, но при этом не проиграть войну. Потому что такой проигрыш для Трампа будет означать «новый Афганистан» и потерю лица, так что совсем Украину без оружия не оставят, это ложные надежды.
И в таких условиях Александр Лукашенко решает несколько сложнейших задач одновременно: деэскалация в Европе, снятие санкций, передача сигнала Трампу об ошибочности его внешней политики на Ближнем Востоке, отстаивание китайских и российских интересов в Беларуси — и все это без ущерба для прочности белорусской власти. В чем и заключается реальная работа Президента.
Рекомендуем





