Несмотря на то, что первая и поныне главная железнодорожная магистраль Минской губернии как предка Минской области Смоленск — Орша — Минск — Брест вступила в строй в ноябре 1871 года, днем рождения национальной «железки» и Днем железнодорожника считается первое воскресение августа. Как только этот движимый паром транспорт стал обыденностью, он сразу же включился в экономическую жизнь Северо-западного края, став главным средством перевозки грузов и пассажиров в дореволюционную, советскую и суверенную эпохи. Железнодорожник выдержали все: Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, напряженные десятилетия созидательного труда БССР, упадок 1990-х, возрождение 2000-х и рост на современном этапе жизни страны.
На долю железнодорожного транспорта общего пользования в последнее десятилетие приходится около 75% всех выполняемых в стране грузовых и более 50% пассажирских перевозок. Белорусская железная дорога — современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью около 5 с половиной тысяч километров. Наиболее крупные железнодорожные узлы — Минск, Брест, Гомель, Орша, Барановичи, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Витебск, Полоцк. Множество масштабных железнодорожных станций и пунктов Минщины уровня Борисова, Слуцка и Пуховичей вносят большую лепту в жизнедеятельность «железки» республики по сей день.