Меню

Почему мир катится к войне?

Почему мир катится к войне?
Фото: wid.world, elucid.media, oxfam.de

Экономика и соцсфера многих стран ЕС уже давно находится в зоне турбулентности. А как это отражается на внешней политике стран «золотого миллиарда»?

«Золотой застой» по-французски

После развала СССР различия в доходах между самыми бедными и богатыми в западных странах стали увеличиваться. Динамику соцнеравенства можно рассмотреть на характерном примере Франции. Эта страна является 2-й экономикой ЕС и одновременно находится в первой строчке по расходам на соцподдержку населения. И тем не менее — сегодня бедность и имущественное расслоение в Пятой республике прогрессируют.

А еще недавно тенденция была иной. Между 1945 и 1975 годами доходы среднего француза росли на 6 % в год. И за 30 лет («Славное Тридцатилетие») увеличились с 500 евро до 2500, то есть в 5 раз. Характерно, что аналогичный процесс наблюдался по окончанию Второй мировой войны и в СССР, и отчасти основа тут была общая — модернизация промышленности, автоматизация производства, урбанизация и приток сельского населения в города. Но затем темпы роста стали замедляться и на Западе, и в Советском Союзе — в том числе и по причине завершения действия вышеперечисленных факторов. Однако переродившаяся номенклатура и либеральные идеологи в СССР смогли интерпретировать это в ложном свете — дескать, во всем виновата якобы «неэффективная» плановая экономика и соцсобственность. Скрывая тот факт, что на Западе с ее пресловутой якобы «сверхэффективной» рыночной моделью уже к концу 1970-х годов рост доходов замедлился до 1%, в той же Франции — 1%, а в СССР было 3-4 %. Впрочем, это тема отдельного разговора. Но в целом можно констатировать — предательство и крушение нашего социализма ударило и по трудящимся Франции.

кризис

А с 2008 года, с началом мирового экономического кризиса, французская экономика окончательно погрязла в стагнации, и средний рост доходов до сих пор составляет всего лишь 0,1%. Запомним эту дату — 2008 год.

Конец «социального» капитализма?

При этом соцнеравенство начало сокращаться во Франции с 1870-1880-х годов, после Парижской коммуны, установления республиканского строя, роста рабочего движения и соцпартий. Но наиболее впечатляющий период соцвыравнивания начался с 1910-х, и во многом также под воздействием нашей Октябрьской революции. Вынужденные считаться с завоеваниями советского народа, во Франции, например, ввели подоходный и налог на наследство. И в период этого «Великого социального сжатия» доля доходов 10% самых богатых по отношению к 50% бедных (индекс Пикетти) сократилась с 20% до 8%.

А с 1968 года под влиянием «Красного мая» во Франции и успехов СССР происходит новый этап сокращения соцнеравенства. Правительство существенно повышает минимальную зарплату, и с 1968 по 1982 годы рост покупательной способности населения составляет +130%. И за эти всего 14 лет соцнеравенство в Пятой республике сокращается еще на 38%. Но к середине 1980-х во Франции, как и почти во всем мире, побеждают идеи неолиберализма. А реставрация капитализма в СССР развязывает руки и элите на Западе, которая немедленно приступает к демонтажу соцзавоеваний своих работников. И в целом с 1983 по 2008 годы соцнеравенство по индексу Пикетти выросло во Франции на 11%, а в 2009-2022 годах произошел рост еще на 16%.

При этом наиболее быстрыми темпами растут доходы не просто богатых, а сверхбогатых. С 2008 года состояние 0,001% ультрабогачей, получающих более 1,5 миллиона евро в месяц, выросло в 3 раза. В то же время реальные доходы беднейших 40% населения в 2024 году так и не восстановились после «Великой рецессии» и остаются ниже уровня 2008 года. Зато уровень доходов 1% самых богатых людей во Франции превысил докризисный 2008 год и остается самым высоким со времени Второй мировой войны.

неравенство

При этом госдолг Франции на начало 2025 года достиг астрономической суммы — свыше 3,3 триллиона евро, или 114% от внутреннего ВВП. И в бюджете на 2026 год предлагается заморозить все госрасходы, в особенности на здравоохранение, пенсии и соцпособия. Расти будут только выплаты по долгам и военные расходы.

доходы

Неравенство как причина войны

А вот Германия, 1-я экономика и самая богатая страна ЕС, лучше многих других оправилась от глобального экономического кризиса. И с 2011 года совокупное нацбогатство увеличилось в ФРГ на 39%. Но распределение остается крайне неравномерным, в том числе и между Восточной и Западной Германией. И в первой от бедности страдает почти каждый четвертый в возрасте от 60 до 79 лет. А средний доход домохозяйств в Западной Германии более чем в 2 раза превышает аналогичные заработки у сограждан в восточных землях. Но и в целом в богатой Германии средний класс сокращается уже много лет подряд. В ФРГ с ее лидирующей экономикой 16,8% населения являются бедными (во Франции — 14,5% — бедняки), при этом две трети бедных немцев работают.

И согласно коэффициенту распределения доходов Джини, богатейшие страны лидируют и с точки зрения неравенства. Так, в 2024 году Франция находится на 28-м месте, Германия — на 43-м, Италия (3-я экономика ЕС) — на 46-м по индексу неравенства Джини. Беларусь, кстати, демонстрирует самые высокие показатели соцсправедливости и занимает почетное 3-е место из 156 стран. Богатейшая экономика мира США по равномерности распределения доходов — только на 67-м месте.

Схожим образом обстоит дело и в Евросоюзе в целом. По данным Евростата, каждый пятый европеец в настоящее время находится под угрозой бедности или социзоляции (в 2024 году 94,6 миллиона человек, или 21,4% населения ЕС). И значительного улучшения этих показателей нет как минимум с 2022 года.

Рост неравенства — мировая тенденция. В целом в мире в 2024 году состояние миллиардеров увеличилось на 2 триллиона долларов. И обогащение сверхбогатых происходило в 3 раза быстрее, чем в 2023 году. Одновременно почти половина человечества, около 3,6 миллиарда человек, живет в бедности, то есть менее чем на 6,85 доллара в день.

соцнеравенство

И если внутри западных стран агрессивный курс неолиберальных элит ведет к росту соцнеравенств, то вовне — к нарастанию военной и экономической экспансии. При этом увеличение военных заказов позволяет перезапускать промышленность, находящуюся в кризисе. А военная истерия и рост национализма являются верным средством отвлечения внимания людей от нарастающих соцпроблем. И 2008 год — это не только начало мировой экономической рецессии. Не случайно, именно тогда, на Бухарестском саммите НАТО, было объявлено о предстоящем вступлении Украины в альянс. И если до этого прошло две волны расширения НАТО, то после 2008 года — уже пять — по принятию новых членов блока. А с 2014 года был спровоцирован вооруженный конфликт на Украине — самый масштабный в Европе после Второй мировой войны. Таким образом, беспрецедентная милитаризация стала откровенной попыткой Запада решить проблемы своего экономического кризиса на путях эскалации и разжигания напряженности. С непредсказуемыми для всего мира последствиями…

Автор: Юрий Глушаков

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59