Меню

Жить или доживать? Почему пенсионеры не переезжают к детям в город

пенсионеры Воложин
Фото: Тимофей Чаплинский, жители деревни Дорогунь говорят, что из местных осталось четыре женщины, однако одна из них уже почти всегда проживает у детей в Воложине

Тяжелее всего пережить смерть собственных детей. Это та ноша, которая остается с любой матерью до самого конца. Вроде и нет ее вины в случившемся, но внутри словно что-то точит: мол, не смогла, не уберегла… В жизни Анны Лукиничны Ботян, одной из трех оставшихся жителей деревни Дорогунь Воложинского района произошло такое несчастье — она похоронила одну из двух дочерей. И рана эта не заживает даже по прошествии десятков лет.

пенсионеры Воложин
Анна Ботян плохо ходит и почти не видит, но покидать родную хату не собирается. Да и дочка похоронена тут…

В этой деревне раньше почти у всех была фамилия Ботян. Даже сегодня двух из трех оставшихся местных жительниц зовут одинаково — Анна Ботян. Еще есть два, как тут говорят, постоянно проживающих дачника, приезжают из Минска и Воложина. Один из них даже держит свое хозяйство. Хотя, конечно, это не сравнится с тем, что было раньше, когда в деревне насчитывалось дворов двадцать. Тут же располагался колхоз имени Ленина, в котором и проработала всю жизнь Анна Лукинична.

«Ай, што там у Мінску!..»

Родилась Анна Ботян в 1936 году в деревне Брильки, что находится неподалеку. Ей было всего пять лет, когда началась война…

пенсионеры Воложин

— Такое маё дзяцінства было! — вспоминает Анна Лукинична. — Да вайны яшчэ няблага жылі, а тады, як вайна кончылася, мы гаравалі. Вось так да 14 гадоў я там у калхоз хадзіла, у маткі была малая дзіцянятка. Споўнілася 14 — нашы ў Брыльках дзяўчаты і хлопцы ўжо адпраўляліся ў Мінск на работу. І я паехала. Лёс мой такі.

В школу наша героиня почти не ходила — не успела просто. А позже, после войны, нужно было работать, восстанавливать страну. Поэтому в возрасте 14 лет Анна Лукинична уехала в Минск, где пять лет трудилась на стройке.

— Спачатку цягала цэглу, а потым навучылася, ужо каменшчыкам стала. Цяжкая праца была вельмі, але неяк спраўлялася, на Дошцы гонару была. А тады вярнулася ў Брылькі. Матка мяне захацела забраць. Казала: «Ай, што там у Мінску!.. Вось едзь дадому, тут стройкі пачынаюцца», — рассказывает наша героиня. — Там пашпарт атрымала: на трактарным заводзе быў пашпартны стол. Там таксама інтэрнат пабудавалі. Цяжка было… Ні вады, нічога. Такая сырасць была. А стала лепей — паехала ў Брылькі. Там бацька ўжо вярнуўся з вайны, у калхозе брыгадзірам быў. Сталі добра жыць.

«Тону малака за раніцу збірала!»

А в 1957 году Анна Лукинична вышла замуж и прописалась в деревне Дорогунь на последующие 66 лет. Муж был моряком, служил вместе с ее братом. После окончания службы решил навестить флотского товарища. Так будущие супруги и познакомились.

пенсионеры Воложин

— Мусіць жа даспадобы прыйшлася, — размышляет Анна Лукинична. — Ён тады прыязджаў на ровары ў Брылькі гады два яшчэ. Я рабіла ў сельгастэхніцы, будавалі гараж тут, ваданапорную башню. Я кладку клала, высока. На мяне гавораць: «Аня, упадзеш!» Я як верхалаз лазіла! Потым вось сюды пайшла замуж — калгасніцай стала. І да самога канца, пакуль магла. 62 гады было — яшчэ малако ад насялення збірала.

Еще в конце 1990-х, когда Анна Лукинична принимала молоко у населения, людей в деревне было столько, что все бидоны в одну длинную повозку не помещались. За утро она собирала целую тонну этого ценного продукта!

Дорогуни многое пришлось пережить. В военное время деревня была выжжена, остались стоять только маленькие хатки. Мужу Анны Лукиничны от колхоза выделили участок земли, на котором супруги и построили дом.

пенсионеры Воложин

— З Брылькоў два дзядзькі вельмі добра разумелі па гэтай стройцы, а мужык ужо пры іх навучыўся. І пабудавалі гэтую хатку. Спачатку толькі адну комнатку, а тады ўжо астатнія. Мужык навучыўся — сам вокны парабіў. Ведаеце што? — внезапно вспоминает Анна Ботян. — Не прадавалі ж гэта дрэва, а тут вазілі, на конях. Каля рэчкі кідалі, а потым сплаўлялі далёка туды. Так мы бралі гэтае дрэва. Так было. Дык вось хатка наша нізенькая, бо не хапіла дрэва.

пенсионеры Воложин

Через деревню Дорогунь протекает река Ислочь. Но не сравнить ее с той, что была раньше, много десятилетий назад. Реку пересекали и лесовозы, и тракторы! Со временем речка обмелела, но природа по-прежнему поражает своей красотой. Вдобавок из Налибокской пущи сюда часто заглядывают лесные обитатели. Увидеть дикую лошадь — дело уже привычное. Вот только мало осталось тут людей, которые бы удивлялись подобному зрелищу.

пенсионеры Воложин

— Каб вы зналі, якія былі ўсе тады дружныя! — говорит Анна Лукинична. — Рабілі вось хрэсьбіны якія — з усіх вёсак родзічы з’язджаліся. Мяса сваё было, нешта дакупалі. І вось цэлая хата людзей была. Раней усе нашы бацькі саблюдалі праваслаўныя святы. Цэрквачкі тут не было, так свянцонку вазілі ў Валожын. Хто пешкі, хто на роварах. Як хто змог. А тады ўжо автобус пусцілі — хадзіла такая каробачка…

пенсионеры Воложин

«Унук пра здароўе спытае — аж плакаць хочацца»

Бог наградил Анну Лукиничну с мужем двумя дочерьми. Старшая уехала в Молодечно, младшая — в Воложин. Обе получили среднее специальное образование, вышли замуж. Старшая работала какое-то время в Минске на заводе «Интеграл», потом познакомилась с будущим мужем и вернулась в Молодечно. Успела родить двоих детей, дочку и сына, а после этого начала болеть, из-за чего Анна Лукинична взяла на себя обязанность по воспитанию внуков.

пенсионеры Воложин

Ее младшая дочка работает в ОАО «Воложинская райагропромтехника», проживает с мужем в Воложине и вот уже третий год забирает маму к себе на зиму.

пенсионеры Воложин

— Унукі мае, хай ім дае Бог здароўя, залатыя! І жывуць добра, і прыязджаюць. Ну, у гэтых, маладзечненскіх, матка пахаваная тут. Яны на кладбішча прыязджаюць і да мяне заходзяць. І валожынскія прыязджаюць. Дзякуй ім. Восем праўнукаў у мяне, — с гордостью признается Анна Лукинична. — Гэты малы, шэсць годзікаў, абдыме, скажа: «Бабушка, как твое здоровьичко?» Я аж плакаць хачу. І за дзяцей мне ніколі не было брыдка. Мне зайздросцілі, што дзве дачкі, акуратныя, ніякіх праблем з імі не было.

пенсионеры Воложин

…Слушаешь историю Анны Лукиничны — и хочешь не хочешь, а невольно через себя всю ее боль пропускаешь. Не дай бог кому-либо такое пережить! Душевные раны редко полностью затягиваются. Но главное, чтобы рядом были искренне сопереживающие люди. В конце нашей беседы Анна Лукинична обняла меня и сказала, что ее внуки такие же высокие. А потом рассказывала про соседей, про детей… И напомнила мне одну простую истину: очень важно ценить и беречь то, что имеешь.

пенсионеры Воложин
пенсионеры Воложин

Всем бы лес и речку!

Виктор Комель,

председатель Воложинского сельисполкома, рассказал, как сегодня складывается жизнь в небольших населенных пунктах:

пенсионеры Воложин

— В сельисполкоме — 85 деревень. Наш сельсовет — один из самых больших в районе. К нему уже довольно давно были присоединены три сельсовета — Саковщинский, Дубинский и Бобровичский. Население сегодня составляет 3,5 тысячи человек. Есть три агрогородка: Бобровичи, Дубина Боярская и Саковщина. В них проживает много трудоспособного населения, работают в основном в сельском хозяйстве. Некоторые ездят и в Воложин.

На территории сельсовета также расположены частные предприятия. Например, в Дубине Боярской находится частное производство люминесцентных лампочек. Рабочих там немного, четыре человека, и все местные. Они и в «Великий камень» поставляли свою продукцию, и в Молодечно, когда там «Дажынкі» проходили, оказали спонсорскую помощь клубу в самой Дубине.

Дачники в каждой деревне есть. В основном это наследники, которые заботятся о родительских домовладениях. Некоторые покупают дома. Вот в нынешнем году один дом продали с аукциона. Но многие выбирают для себя участки, где неподалеку есть и речка, и лес, а таких на всех, понятное дело, не хватит.

Что касается захоронения домов, то в этом году три дома уже снесли. От одного из них родственники отказались. А еще два люди разобрали сами. Три пустующих дома у нас пока в разработке, ищем наследников. На данный момент мы примерно на одном уровне с 2022 годом (тогда снесли за год шесть домов).

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59