«Мы не едим рядом с трупами» — 10 вопросов судмедэксперту, которые вы стеснялись задать
Может ли живой человек оказаться в морге? Правда ли, что судмедэксперты едят прямо за секционным столом? Остаются ли на теле и одежде после вскрытия специфические запахи? Эти и другие острые вопросы задали заместителю начальника управления судебно-медицинских экспертиз управления ГКСЭ по Минской области Татьяне Лябчук.
— Что происходит с телом в морге?
— С телом в морге до начала исследования ничего не происходит. Все тела хранятся в холодильной камере для того, чтобы замедлить процессы гниения и разложения. Как правило, вскрытие трупа происходит в первые сутки после того, как его доставили в морг.
В дальнейшем тело кладут на секционный стол, изучают одежду, раздевают, при необходимости обмывают и приступают к исследованию. Экспертиза трупа проводится в случаях насильственной смерти или когда есть подозрения на нее. Также выполняются экспертизы умерших в больнице людей, когда диагноз не был установлен или у родственников имеются сомнения в правильности установления диагноза и оказания помощи.
— Как поступают с органами после вскрытия?
— Все органы тела исследуются. Во время вскрытия проводится забор биологического материала, который отправляется для дальнейшего исследования уже под микроскопом.
После исследования трупа все извлеченные органы возвращаются в тело, все разрезы зашиваются. Тело обмывается и его приводят в максимально «живой» вид: одевают, причесывают, делают макияж, чтобы в последний путь человек отправился красивым.
— Можно ли заразиться от трупа гепатитом или другой инфекцией?
— Конечно. Многие микроорганизмы, та же бактерия Коха, которая вызывает туберкулез, достаточно устойчивы во внешней среде и не погибают после смерти тела. Но сейчас есть хорошие средства защиты, которые позволяют максимально защитить эксперта от заражения инфекциями, которые могут попасть через дыхательные пути или кровь.
А с учетом того, что мы работаем с острыми предметами (ножами, поврежденными костями скелета), эксперт может пораниться, и при контакте открытой раны с трупной кровью может произойти заражение.
— Правда ли, что судмедэксперты едят рядом с трупами?
— Конечно же это выдумка! Да, в нашей профессии отсутствует брезгливость. Ко многим вещам мы относимся проще. Наверное, поэтому существует мнение, что мы едим рядом с трупами прямо за секционным столом. Но это не так.
— Специфические запахи в вашей работе: они остаются на теле и одежде?
— Любые запахи остаются. Волосы имеют «чешуйчатую структуру», поэтому хорошо напитывают любые запахи, не только трупные. Кожа также хорошо впитывает запахи, даже если эксперт в спецодежде. И это нормально. Так устроено человеческое тело. Но вода и мыло творят чудеса.
В случае длительного вскрытия, даже после принятие душа и смены одежды, я иногда чувствую этот запах. Я могу ехать в автобусе и думать: интересно, а люди в автобусе ощущают этот запах? Но это уже особенности профессии. (смеется)
— Растут ли волосы и ногти после смерти?
— Известно такое понятие, как переживаемость тканей. Сердце останавливается, а некоторые клетки могут продолжать свою жизнедеятельность. Как, например, клетки ногтевых пластин. Она незаметна глазу.
Но то, что людям кажется, что ногти у умершего стали длиннее — это не потому, что они выросли, а за счет того, что кожа подсохла, и пальцы как бы сократились.
— Почему трупы двигаются?
— Чтобы они прямо двигались, встали с секционного стола и ушли — такого, конечно, не бывает. После наступления смерти мышцы могут сокращаться. Но это все объяснимо, никакой мистики в этом нет.
— Что происходит с телом человека после смерти?
— Многие интересуются, что происходит с телом, покидает ли его душа. Это больше риторический вопрос. Что же касается физиологии, то тело после смерти претерпевает изменения, связанные с усилением работы микроорганизмов, которые находятся в организме. Начинается процессы гниения и брожения. Человеческое тело, как любой неживой биообъект, претерпевает изменения. При разных условиях окружающей среды тело меняется по-разному. Например, при нахождении тела в сухих теплых условиях происходит мумификация, в толще торфяных болот – торфяное дубление.
— Может ли живой человек оказаться в морге?
— Конечно, может, если он работник морга!(смеется) По-другому — нет. Вскрытие трупа проводится только после развития трупных явлений (охлаждения, трупных пятен и окоченения). Они начинают развиваться достаточно быстро после наступления смерти. Да, иногда мы начинаем вскрывать тело, а оно еще теплое, но по другим трупным явлениям понятно, что перед экспертом находится неживой человек.
— Можно ли скрыть причину смерти?
— Эксперты — профессионалы своего дела — всегда знают, куда нужно заглянуть, на что обратить внимание, чтобы не пропустить знаки, которые могут свидетельствовать о том, что смерть насильственная.
— Снятся ли вам трупы?
— Нет. Хотя один такой случай был. Это было в первый год моей работы. Я проводила экспертизу девушки. На теле у нее было много красивых цветных татуировок. И этой же ночью она мне приснилась. Во сне я у нее спросила — как у нее дела, не больно ли ей было, когда я приводила вскрытие. Она мне ответила, что у нее все хорошо, и она все понимает, что так должно быть. Это был единственный случай за 11 лет моей практики. Наверное, если бы трупы мне снились, я бы не смогла работать экспертом.
— Сталкивались ли вы с мистикой на работе?
— Я в своей профессии опираюсь на науку и реальные доказательства.
В своей работе я вижу много человеческих судеб. И, конечно же, иногда анализирую те роковые обстоятельства, которые произошли с человеком, и не могу их объяснить… Допустим, почему человек в эту секунду оказался на месте, где оторвалась с крыши и упала ему на голову большая сосулька. Или если бы человек на секунду позже вышел из дома, то его бы сбила машина? Или встретился бы он с лосем на дороге, будучи за рулем автомобиля, если бы животное задержалось в лесу? Вот такие роковые обстоятельства, не знаю, насколько они мистифицированы, но они заставляют задуматься, что есть какие-то необъяснимые факторы. Наверное, такое понятие, как судьба все же существует, но я стараюсь не думать об этом.