Volkswagen – все? Европа на пороге краха автопрома
Осень началась для немцев весьма интересно и не очень хорошо, однако с ожидаемых трезвомыслящими людьми показательных новостей. Мало того, что выборы в Саксонии и Тюрингии стали провальными для правящей коалиции (в указанных регионах победу одержали оппозиционные партии), так еще и локомотив автомобильной отрасли страны – концерн Volkswagen Group – нанес весьма серьезный удар по правительству канцлера Олафа Шольца.
Что же случилось?
В минувший понедельник – 2 сентября – впервые за свою почти вековую историю руководство VW заявило о радикальных мерах – закрытии заводов в стране и разрыве соглашений с профсоюзами. Пока в кулуарах речь идет о прекращении работы одной производственной площадки, какой именно – не сообщается, и одного предприятия, которое выпускает комплектующие для машин.
Новость повергла немцев в шок: казалось бы – VW был и должен быть в стране всегда – это догма, никогда таких кардинальных решений автоконцерн на родной земле не принимал (лишь в 1988 году он останавливал производство в США). Более того – еще 30 лет назад Volkswagen договорился с профсоюзами, что не будет лишать работы своих сотрудников по производственным причинам. И что же мы видим сегодня? Немцы, как часто, бывало, в последние годы, опять резко «переобулись» и поняли, в какой пятой точке они оказались. Хотя на официальном уровне вся демагогия бизнесменов и политиков продолжительное время сводилась к тому, насколько крута и всемогуща Германия, и что ей никто и ничто не страшно.
Мировые экономические, а теперь уже и политические, аналитики задаются только одним вопросом: почему это 2 сентября не наступило для VW раньше?
Серьезные структурные проблемы в Volkswagen были заметны давно: это и высокие производственные затраты, и своеобразные проблемы у машин (вспомнить хотя бы дизельный скандал 2015 года, когда VW был уличен в подтасовке количества вредных газов, выбрасываемых его моделями в атмосферу), и продукция, которая перестала удовлетворять потребителей. К тому же – значительно выросли цены на электричество, а электромобили VW не смогли на равных конкурировать с такими машинами из КНР, да и спрос на них оказался не так высок, как немцам хотелось бы. Весь этот, ком рос из года в год и множился за счет самоуверенности Volkswagen и страны в целом. И сентябрьская весть от VW – это только начало: за одним заводом концерна могут последовать другие, а счет лишенных работы людей пойдет на тысячи.
Сегодня Volkswagen (а ведь в его собственности еще фирмы Audi, SEAT, Porsche, Skoda, Bentley, Lamborghini, Bugatti, Ducati, Scania, MAN) – колос на глиняных ногах. Власти Германии (да и всего ЕЭС) долгое время поддерживали его – и словом, и делом. Одна из последних попыток, касающаяся всей автомобильной промышленности Европы в целом – введение в середине лета текущего года дополнительных ввозных пошлин на электромобили из Китая – они варьируются от 17 до 38%!
По факту никакой рыночной экономикой здесь и не пахнет. Заработала простая схема – не можешь удержать рынок в конкурентной борьбе – задави соперников всеми правдами и неправдами. Но и это, как видим, не помогает. И Шольц снова просчитался, бравируя несокрушимой экономикой и угрожая России ракетами TAURUS, которые ему, вероятно, важнее благополучия собственной страны.
Не первая и не последняя ласточки
Интересно, что Volkswagen – далеко не первая компания, которая косвенно (а в последние дни – очень прямо) сигнализирует о возможном крахе автомобильной промышленности Германии. Несколько дней назад о своих планах по закрытию ряда производств и возможном сокращении штатов заявили химический концерн BASF (краски для кузовов) и ZF (автомобильные комплектующие). Еще раньше Mercedes-Benz сообщил о закрытии заводов в Германии и штаб-квартиры в Штутгарте, а также продаже 80 автосалонов. Но эти факты никак не озаботили немецкие власти, да и сделать они уже ничего не могли. Рынок есть рынок, а бизнесмены умеют считать деньги.
Пока относительно неплохо чувствует себя в Европе лишь марка BMW, где даже обогнала «Теслу» по объемам продаж электромобилей (но лишь в июле, в целом за текущий год она реализовала таких машин в два раза меньше американской компании). Но надолго это? Не на попытки ли надышаться перед смертью похоже?
Что в итоге? Заигравшись в войну, которая никоим боком Германию не касается и постоянно (по всем вопросом) идя на поводу у США, правительство страны во главе с Шольцом запустило автомобильную отрасль в такое пике, из которого крайне проблематично будет выбраться. Если вообще получится. Автомобильная промышленность всегда была ключевым сегментом экономики ФРГ и сейчас Volkswagen может стать первой большой костяшкой домино, которая запустит цепную реакцию, способную полностью изменить глобальный авторынок.
Фактически, немецкий автопром уже проиграл Китаю с его более дальновидной политикой. Но Германия, естественно, будет пытаться вести нечестную игру на мировой арене дальше, всеми силами убеждая своих граждан в несокрушимости VW и стараться удержать этого гиганта на плаву. Слабый ведь не способен признать поражение, на этой способен только сильный, коим ФРГ уже не является.