Гжегож Гавел ABW подставил: разбираем дело «лепельского шпиона»

Для большинства белорусов три буквы ABW означают сайт, где продают машины. Но есть категория граждан, для которых А-Бэ-Ву значит гораздо больше. Это польское Агентство внутренней безопасности, аналог нашего КГБ. Сотрудник данной структуры был задержан в Лепеле при получении секретного документа об учениях «Запад-2025» от нашего гражданина.
Теперь, по классике, ему светит статья 358 «Шпионаж». Чтобы у статьи был состав, поляк Гжегож Гавел должен был получить в руки секретный документ, и должен был знать, что он секретный. В данном случае это были ксерокопии распоряжения из Северо-Западного оперативного командования, которое касалось подготовки учений. Поскольку момент передачи документа снимали на камеру в машине, а в гриф при этом буквально тыкали пальцем и зачитывали по слогам «смотри, се-кре-тно, таемно» — доказательная база в суде будет 100%. После документирования поляка сразу взяли, вероятно, через пару метров у той же машины.

Общительность польского шпиона поражает: прямо на парковке тот начал рассказывать, что у него есть документ про учения «Запад». Но если вы смотрели фильмы, типа «В августе 1944-го», то ничего удивительного — этот момент истины самый важный при задержании, когда клиент растерян и еще не придумал версию. Так что все очень напоминает старые добрые фильмы.
В сюжете кратко показано, что Гжегож Гавел в Беларуси использовал симкарту МТС, со своим агентом установил знакомство в соцсетях, из Польши привез ему подачки, типа чехла для телефона, экранирующего сигнал. Как можно догадаться, речь идет о каком-то нашем военном. Это значит, что польского друга либо приманили, закинув подходящий контакт в какую-нибудь экстремистскую суполку, а-ля «я офицер, хочу помочь делу демократии», и таким образом вытащили к нам поляка. Либо он сам нашел нашего военного по связям, и тот сообщил контрразведке, что на него вышел польский друг. После чего завязались отношения, а когда тот приехал, наши «слепили» секретный документ и дали его поляку под камеру.

Тот, будучи дурачком, взял — так что это был либо завербованный ABW обычный поляк, которого не жалко списать, либо кадровый сотрудник, и это нам скоро расскажут. Самое важное, что в Беларуси у него были помощники, которые помогали проводить агентурную операцию, то есть связи поляка тоже отработали. По какой линии он к нам попал? Возможно, по религиозной — в сюжете на столе лежали четки и глянцевые буклеты с монахами, но для такой работы – это как волочащийся парашют. Как вариант, должен быть какой-то бизнес, который предполагает командировки и разъезды по Беларуси.
Так наши службы получили интересного человека для обмена (при необходимости), а еще со 100% доказательной базой, которую показали на ТВ. Понятно, что делается сюжет БТ не столько для белорусов, сколько для поляков — вот ваш товарищ, и у нас не него все есть. А вы ничего не можете показать на тех, кого называется «белорусскими шпионами» в Польше.
Действительно, в отличие от наших, поляки пачками ловят случайных эмигрантов и пытаются выдать их за шпионов, не имея никакой доказательной базы. Их держат в СИЗО до суда, бесконечно продлевая сроки, в надежде, что наши заинтересуются. Но таких принципиально не меняют, потому что если один раз пойти на поводу у польской провокации, практика «заложников» будет только шириться

Итак, что надо знать, если вы – законопослушный гражданин?
Первое — шпионов всегда ловят тихо. Это значит, что решение придать дело огласке принималось из общего контекста польско-белорусских отношений. То есть от Польши в последнее время получены сигналы, которые не говорят ни о чем хорошем — мы снова возвращаемся в колею холодной войны. Навроцкий не сделал погоды, а фон дер Ляйен с Туском прямым текстом обещают нам проблемы — это значит, что предложение о мире никто не услышал.
Второе — если вы влезли в такого рода историю, никогда не поздно соскочить, даже если вы уже передали Польше какие-то сведения и получили деньги. Самое главное — ваше добровольное решение сообщить об этом в контрразведку. Потому что велика вероятность, что сотрудники вас пишут с самого начала, и если придут брать — то уголовной ответственности уже не избежать. Сдаваться будет поздно. Но до самого конца такая возможность есть.
Третье — если вы работаете в госструктуре, то не возите в Польшу контрабанду или оттуда — товары для перепродажи. Вас словят, подкинут что-то и вынудят работать. Это самая простая схема, потому что внутри нашей страны полякам работать сложно. Если на границе они вас обрабатывали — надо обязательно сообщить об этом и сдаться нашим по приезду. Не вы первый, не вы последний: таких историй если не тысячи, то сотни.
Рекомендуем


