В Прилесье спорят о храме: село разделилось на два лагеря из-за строительства церкви

Когда приходит в деревню весть, что построят церковь, то, как правило, сельчане радуются, ведь храм — это не просто здание. Вокруг него традиционно объединяются люди, вместе празднуют религиозные праздники, что укрепляет связи между соседями и создает особую, теплую атмосферу деревни. Однако в Прилесье к строительству церкви еще не приступили, но уже объединило и одновременно разделило жителей на два лагеря. В ситуации разбиралась pristalica.by.
Заброшенный пустырь, где угасла жизнь
5 мая завершилось общественное обсуждение строительства храма в честь иконы Божией Матери «Жировичская». К слову, на данный момент приход работает в арендованном помещении.

Планируют возвести храм на пустыре улице Горной, где сейчас находится старая детская площадка… С большего участок скошен, конечно, но под качелями и вокруг развалившейся скамейки трава по колено.

Недалеко мы заметили и самодельная сцена, которая тоже уже нуждается в срочном ремонте. Когда-то явно это место было центром всего села, но не сегодня. И, кстати, противники строительства храма убеждены: жизнь ушла с этого места, когда пошли лишь первые разговоры о будущей церкви.

С 28 июля по 11 августа Минский райисполком провел общественное обсуждение концепции строительства храма в д. Прилесье, как того требует утвержденное постановлением Совмина № 687 Положение.
В ходе обсуждения было получено 59 обращений от граждан. Большинство — 46 предложений — высказались за реализацию проекта. Против выступили 13 человек.
3 сентября провели общее собрание деревни, чтобы выслушать сразу две стороны конфликта. На место приехала заместитель председателя Минрайисполкома Ирина Тихонко, председатель сельисполкома Михаил Жук и местный депутат. Среди группы населения было около 5 человек, которые против стройки, остальные выступали «за».
Главная претензия: «Нас не спросили! Мы сами всё отстраивали»
Ирина Тихонко, взявшая слово первой, сразу обозначила уникальность ситуации, ведь обычно массовые жалобы жителей района касаются вредных производств или экологических угроз.

– На сегодняшний день, изучив обращения противников, я аргументов, почему храм не может быть построен, не вижу, — сказала зампред райисполкома. – Если взять, к примеру, колокольный звон, то он будет только по праздникам и выходным.
Также в списке причин «против» были такие моменты: стройка будет длительной или вообще получит статус «долгостроя», кроме того, некоторые из сельчан бояться наблюдать из своих окон картину: «нищие на паперти».
– Уже даже в кафедральных соборах Минска нет такого понятия, как нищие на паперти, да и сомневаюсь, что из столицы будут ехать специально сюда. Что касается сроков строительства, то сегодня в нашем районе 42 действующих православных храма. В стадии возведения – 6, из них лишь один является долгостроем, который сейчас уже на завершающей стадии, — парировала она этот аргумент.

Вместо проблемы можно увидеть в храме и возможность для развития деревни.
– Само по себе строительство храма – это, наверное, большой плюс для населенного пункта, ведь этот объект среди прочего повысит ликвидность жилья, — отмечает Ирина Тихонко. Кроме того, на территории храма будут детские и спортивные площадки. Вы сможете проводить здесь свои праздники. Жизнь вашего посёлка от этого станет только лучше.
Проектом предусмотрена установка детского игрового комплекса на специально выделенной площадке. Монтаж и благоустройство будут проведены с соблюдением всех норм безопасности и санитарных требований, а проект пройдёт государственную экспертизу
Однако аргументы жителей, выступающих против, оказались глубже. Местный житель Михаил, выросший в Прилесье, озвучил главную претензию:

– Мы все сообща здесь провели газ, воду. Здесь везде была грязь и ужас… Слава богу, с электричеством нам помогли! По сути, мы самостоятельно все в этой деревне отстроили. Нас взбудоражил вопрос такой, что им при строительстве храма нужно будет подключиться к газу. Делали то мы все сами. При этом сегодня никакой помощи в рамках благоустройства мы не видим.
Спор перерос в диалог глухих
Вскоре встреча едва не превратилась в хаос. Обсуждение пошло по накатанной колее: обе стороны, пытаясь доказать свою правоту, не давали друг другу высказаться. Напряжение росло.
Спустя время главную претензию озвучила одна из жительниц. По ее словам, люди узнали о строительстве храма случайно, когда представители церкви звонили председателю кооператива для подключения газа.

– Если бы к нам изначально приехали представители церкви, поговорили, обсудили, спросили, хотим мы или нет этого храма, — заявила она. – Этот последний свободный участок в поселке — единственный шанс на собственную инфраструктуру. Если сейчас весь участок отдают под церковь, то значит… у нас здесь не будет никакого минимального магазина, никакой-то площадки. Почему вообще именно здесь, когда можно было найти другое место!
Отдельные жители неоднократно высказывали озабоченность по поводу строительных работ. Однако стоит отметить, что по периметру стройплощадки будет возведено двухметровое ограждение. Это исключит несанкционированное проникновение, особенно детей, а также снизит уровень шума и предотвратит распространение пыли и грязи за пределы площадки. Для поддержания чистоты будет организована специальная колесомоечная яма. Кроме того, на въезде разместят паспорт объекта с контактами подрядных организаций.

Крики об отпевании и надежда на новый диалог
Дальнейшие доводы сторон стало сложно разобрать, поскольку дискуссия потеряла конструктивность. Несмотря на это, был поднят вопрос об отпевании усопших в новом храме. Представитель Минской епархии пояснил, что практика отпевания в храме приветствуется в церкви. Но в данном приходе погребения маловероятны, ведь рядом нет моргов и ритуальных залов. В этом году, по словам настоятеля, не было ни одного погребения. Он также добавил, что доставка тела в храм ляжет на семью существенными дополнительными расходами, что экономически нецелесообразно.

Однако и этого вряд ли кто-то услышал на встрече, ор стоял такой, что разобрать ничего было невозможно. В связи с этим Тихонко предложила провести следующую встречу уже с инициативной группой противников стройки в Минском райисполкоме. Пять человек в спокойной обстановке смогут изложить все свои претензии. Кроме того, до этого в деревне проведут опрос, чтобы узнать, сколько человек «за» и «против» появления храма в Прилесье.
Но даже такой итог встречи понравился не всем. Кто-то пошел в сторону дома и возмущался, другие пошли на разговор со священнослужителями, а были и те, кто сев в машину из окна прокричал: «Я против и на этом точка!»

Рекомендуем
