От пепелища Хатыни до вершины Кургана Славы. Где живет душа православия?
Подарки говорят о многом. Одни политики людям дарят «свободы» от совести и морали, другие — «дарят» смерть: а как иначе можно расценить заграничную помощь в милитаризации (гробаризации) Украины? А наш Президент дарит иконы.
Лукашенко много кому дарил лики святых. Не только сановникам. Речь о коллегах. А этот дар — вероятнее всего, не первый такой, но точно плотно наполненный великими смыслами. Православные иконы Глава государства передал храму в «Хатыни».
Суть православного атеиста
История Лукашенко и религии очень интересна. До сих пор пожилые прихожане столичного собора на Немиге рассказывают об искренней набожности мамы белорусского лидера. Бог в простоте. В простоте был воспитан и Лукашенко. Это заметно, да и сам Президент не драпирует свою простоту должностью. А искренность сыграть нельзя. И когда Лукашенко назвал себя православным атеистом, это вызвало глупую улыбку лишь у людей поверхностных.
Православный атеист — это не только яркое словосочетание, это термин писательского уровня. В нем глубинный смысл. Лектор и комсомольский вожак должен быть атеистом. А вот определение «православный» — это уже от души. От души ошибаться и делать ошибки — это точно в православной традиции. Да что говорить, православие наложило отпечаток на нас, славян, но православие бережно сохранило наши паттерны. Иначе это было бы не православие, а какая-то другая религия. Православие — это точно не обрядность. Это может быть даже греховная горячность, но точно не показушная святость. Такой и наш Президент. Искренний — куда уже честнее можно сказать о себе: «Православный атеист».
В церковной среде ходит история и о том, что про Лукашенко говорил старец Николай Гурьянов: «Беларуси при Лукашенко будет хорошо». Кто этого сейчас не замечает, тот слепец. Духовный. Или ненавистник нынешней Беларуси.
При православном атеисте сохранился конфессиональный мир. Президент постоянно транслирует в общество: у каждого должна быть своя дорога к Храму. Это религиозная свобода? Плюрализм вероисповедания? Это просто верный путь!
Можно много писать, но один лишь факт — ковид. Двери на пасхальные службы в Беларуси не были закрыты. И в этом заслуга не церковных сановников и титулованных епископов. Они прислушались к рекомендациям ВОЗ. Желание народа услышал Президент. Открытые храмы в ковид — заслуга православного атеиста.
Глава государства на официальном уровне поддерживает отношения с представителями различных конфессий. Был даже в Ватикане. Несколько раз посещал мероприятия межконфессионального диалога. Но даже символические «молитвы за Беларусь» проходят под сводами православной Всехсвятской церкви. А когда речь идет о чем-то своем, сакральном, Александр Лукашенко идет в православный храм. Именно из купели византийской традиции мы все и вышли. В своем Послании белорусскому народу Президент назвал условием суверенитета и независимости — историческую память и наши национальные традиции.
«Мы, белорусы, народ с богатой тысячелетней историей. В ней переплелись эпохи расцвета и падения многих государств, создаваемых на наших землях. <…> Истоки белорусской государственности — это фундамент нашего суверенитета. Белорусская нация формировалась на стыке западной и восточнославянской цивилизаций, на основе христианства, но при подавляющем преимуществе православия. И многие из наших людей говорят: «Мы люди православные». Ну правильно говорят, исходя из этого тезиса.
Именно конфессиональный выбор, сделанный нашими предками более тысячи лет назад, определил культурный код белорусов и наш менталитет. <…>
Тернистым был путь становления белорусской нации. И не было ничего удивительного в том, что свою национальную государственность мы обрели именно в восточнославянской колыбели».
От пепелища Хатыни до вершины Кургана Славы
Все думающие люди уже поняли: религия сейчас не просто только личный разговор с Богом. Религия сейчас — это сито координат. Ультраглобалисты создают новую метавселенную. Слишком самостоятельным оказывается человек, а им хочется управлять безоговорочно. Поэтому никаких государств и конфессий, только пользователи, и те, кто нажимает на кнопки. Ковид, украинский конфликт, искусственный интеллект. Да все что угодно…
Выход один — сохранить соборность нашего народа. Чтобы едиными устами и единым сердцем. Помнить и чтить историю, свою самобытность. Поэтому иконы Евфросинии Полоцкой и Александра Невского — это дар с глубоким смыслом.
…Церквушка в «Хатыни» построена в нескольких десятках метров от исконной церкви, которая несколько веков стояла на сельском кладбище до сожжения деревни в 1943 году. Это было поручение Главы государства — восстановить храм по документам. Так и сделали. Президент любит небольшие храмы. В них ведь живет душа православия. Скромная и глубинная, как Троица Андрея Рублева.
В подобной иконописной традиции и выполнены два лика — дар от Президента. Евфросиния Полоцкая олицетворяет наш белорусский характер. Именно она засевала наше национальное пространство разумным и вечным. А еще была самым известным миротворцем. Да, и тогда славяне выясняли между собой отношения.
Именно Евфросиния Полоцкая — автор нашей реликвии Креста. И крест наших земель — противостоять извечному походу «Дранг нах Остен».
Первым, кто нанес ощутимый удар тогдашнему коллективному Западу, был Александр Невский, небесный покровитель нашего Президента, который держит удар от того самого коллективного Запада. В этом вся метафизика.
Главное нам понять, какая сейчас на нас лежит историческая миссия. Тяжесть не осознаем, но удар держим. И с такими небесными заступниками нас не возьмут. Но нас могут переформатировать, приспособить под метавселенную.
В 2020 году мы сказали: «Нет!» И у нас есть прививка — память о предках, погибших в хатынских сараях, молитва в наших храмах, желание остаться на одном берегу — тогда точно устоим. Удержим высоту Кургана Славы.