«Хотели бы показать Хатынь своим детям». Чем впечатлила Беларусь педагогов из Омска
Целую неделю провели педагоги из города Омска (Российская Федерация) в Беларуси. Визит состоялся по программе повышения квалификации «Управленческая деятельность руководителя учреждения образования в современных социокультурных условиях» на базе Минского областного института развития образования. Программа была выстроена так, чтобы у делегации из 14 человек была возможность посетить интересные туристические места, чем они с удовольствием воспользовались.
В последний день в Минске омские педагоги активно обсуждали, когда в следующий раз приедут в Беларусь. По всеобщему оживлению было очевидно, что поездка оставит в их душах неизгладимый след и самые яркие впечатления.
— У нас заключено соглашение о международном сотрудничестве с Минском, и наш мэр предложил съездить к вам, чтобы обменяться опытом. Мы начали налаживать контакты, собрались делегацией и теперь надеемся, что как-нибудь и ваши специалисты приедут к нам, а мы продемонстрируем наш опыт работы, — рассказала Анна Величенко, начальник отдела общего образования Департамента образования Администрации города Омска.
Летний лагерь и методическая работа
За несколько дней активного обмена опытом омские педагоги успели посетить Лошницкую гимназию Борисовского района, детский сад №6 и среднюю школу №1 г. Фаниполя Дзержинского района, гимназию №1 г. Слуцка.
— Когда мы планировали эти курсы, заранее обговаривали с институтом ту тематику, которую хотели бы увидеть, — поделился Вячеслав Шестаков, директор городского методического центра «Перспектива» г. Омска. — Нас очень интересовал вопрос о государственной итоговой аттестации в Республике Беларусь, был интересен опыт организации методической работы в учреждениях и гражданско-патриотическое воспитание. Вообще, хотелось понять схожесть и различия систем образования. Если различия в лучшую сторону, то перенять некий опыт. Такая стояла задача перед делегацией.
И именно поэтому участники делегации использовали по максимуму предоставленные возможности. Будь то дискуссии, лекции или круглые столы, каждому организованному мероприятию сопутствовал неподдельный интерес и внимание омских педагогов. Поэтому из этой поездки для себя они смогли вынести много нового, почерпнули идеи, которые теперь будут стараться адаптировать к своей системе образования. Наталья Васильева, директор Академического лицея Омского государственного педагогического университета, описывая понравившиеся моменты в белорусском образовании, излучала сплошь положительные эмоции:
— Мы посмотрели систему допобразования в Дзержинском районе, увидели, какая разнообразная и мощная работа ведется там. Понравилось, что ребята в летний период заняты. Учеба заканчивается, но они все равно в системе, у них проходит летний лагерь. То есть ребята не предоставлены сами себе. Проводится целенаправленная, управляемая работа по воспитанию. До этого мы были в Лошницкой гимназии, где очень понравилось, как системно выстроена методическая работа. Заинтересовал их опыт, а именно сетевая форма управления, когда есть внутришкольная локальная сеть, когда по пяти уровням выстраивается работа с педагогами, с использованием современных технологий, по QR-кодам, анкетам. Заполнение материалами всей сети, куда имеет доступ каждый педагог и учащийся, тоже очень значимо.
Город трудовой доблести
Но особенно заинтересовал делегацию такой аспект системы белорусского образования, как гражданско-патриотическое воспитание. Дело в том, что Омск — город трудовой доблести. Во времена Великой Отечественной войны он был одним из промышленных центров, который снабжал фронт снарядами, танками и двигателями для самолетов. Но вот фашистами город и область захвачены не были, трагедии исторического масштаба обошли их стороной.
— У нас в гражданско-патриотическом воспитании упор делается на трудовой вклад омичей в победу. Омск не подвергался такому геноциду, как Беларусь. Здесь мы посетили Хатынь. Но у нас в Омске и области нет таких примеров, нет таких мест, где можно было бы проводить непосредственно уроки. Сибирь несколько удалена все-таки. И сейчас мы с коллегами обдумываем, как на нашей территории сделать такую же изюминку, которую мы увидели у вас. В Омской области не происходило такого, но мы не имеем права о них не говорить, — заключил Вячеслав Шестаков.
«На самом деле это восторг, это радость. Мы переполнены позитивными эмоциями. И сама республика, и город, и учреждения, где мы были, вызывают восхищение, уважение», — поделилась впечатлениями Наталья Васильева, директор Академического лицея Омского государственного педагогического университета.
И ведь действительно. Мы в Беларуси привыкли к большому количеству памятников Великой Отечественной войны, которые, по сути, формируют нашу культуру. Но истинную их важность осознаешь только в тот момент, когда слышишь о них отзывы от людей из областей, в которых таких мест памяти нет.
— В Омске и области есть огромное количество военных заводов, других подобных локаций, где можно проследить путь этого трудового подвига. Безусловно, мы пострадали в плане человеческого капитала, даже я дедушек не видел из-за войны. Но особенность в том, что на саму нашу территорию нога фашиста не ступала. Подвиг несколько другой, и мы в этом ключе работаем с детьми, не имея такой возможности показать непосредственно место трагедии. К сожалению, у подрастающего поколения это может где-то притуплять обостренное чувство неприязни к фашизму, — отметил Вячеслав Шестаков.
11 сентября 2023 года Минск и Омск стали городами-побратимами.
Вторит ему и Наталья Васильева, которая даже успела предпринять практические шаги для осуществления своих замыслов:
— Я уже договорилась списаться с одной из посещенных гимназий. Есть идея провести телемост между учащимися, поскольку у вас есть богатый материал для патриотического воспитания, которым ваши ребята могут поделиться с нашими. Нужно максимально сотрудничать в этом плане.
Консервация исторической памяти
Думать постоянно о работе вредно для здоровья, поэтому для омских педагогов были организованы поездки по историческим и туристическим местам нашей страны. И каждый сам выбрал для себя, куда было бы интересно попасть. А кто-то самостоятельно придумывал себе культурную программу, ведь времени мало, а успеть нужно много.
— Я лично была в Гродно, очень нам понравился город, у него интересная и необычная история. Понятно, что это западная Беларусь, тут своя специфика, — рассуждает Наталья Васильева. — Мы были в Хатыни. Тут без комментариев, что называется. Эмоции, слезы на глазах. А еще посетила Большой театр оперы и балета. Такое здание красивое, мощное, фундаментальное. Я смотрела оперу-балет, мне очень понравилось. У меня есть с чем сравнивать, в России много где бываю. Я знаю, что у нас коллега ходила в Русский драматический театр имени Горького, смотрела постановку по Грибоедову. Конечно, попробовали ваши национальные блюда. Мне кажется, каждый день драники ели.
Что касается мемориального комплекса «Хатынь», то он по-настоящему впечатлил всю делегацию. Вячеслав Шестаков, например, уже задумался о том, чтобы привезти сюда на экскурсию учащихся:
— Безусловно, я читал в школе очень много о Великой Отечественной войне, о белорусском подвиге, о партизанском движении. Но то, что вы получаете здесь, на месте… Хатынь — место сложное. Нет эмоций позитивных. Когда ты понимаешь, что попал на место такой трагедии, не можешь сдержать слез.
А Анна Величенко обязательным пунктом своей программы выбрала посещение Брестской крепости, поскольку как-то в детском возрасте бывала там проездом.
— Достаточно сильно изменилась крепость, сам ее облик. Раньше там были железные решетки на окнах, я сама, как пионер, оставила галстук. А сейчас там все по-другому. Сделали музеи, которых раньше не было, законсервировали разрушенную крепость. Самое ценное то, что вы храните и очень бережно относитесь к своей истории. Это просто замечательно, — подчеркнула Анна Величенко.
И на таких позитивных эмоциях, с запасом ярких впечатлений и полезных контактов омские педагоги отправились домой, на свои места работы, чтобы там поделиться полученным опытом с коллегами и начать активную работу по внедрению новых идей в организацию образовательного процесса.