Меню
Мядельский райисполком

Что осталось за кадром визита Лукашенко в КНР

Что осталось за кадром визита Лукашенко в КНР
Фото: пресс-служба Президента Беларуси, Синьхуа

Китайская дипломатия сильно отличается от западной и целиком построена на жестах, символах, тонких намеках. В этом плане в Пекине Президенту оказали максимальное уважение: переговоры лидеров один на один длились более четырех часов (в 3 раза дольше запланированного). Также Президенту подарили яблоки из провинции Хунань — родины Мао Цзедуна, а еще, как было сказано на публику, Председатель Си Цзиньпин вспомнил свой первый визит в Минск вплоть до мельчайших деталей.

Переводя с языка дипломатии: Китай в лице Си подробно вникает в нюансы белорусской политики, всегда помнит о нашей стране и относится к небольшому союзнику, как к равному. О том, что еще означает визит — рассуждает политолог Андрей Лазуткин.

Почему совпадают интересы Беларуси и КНР?

КНР продвигает идею единой судьбы человечества — системы, где могут существовать самые разные блоки и уклады, не воюя между собой, а, наоборот, взаимовыгодно сотрудничая. Базой для такого сотрудничества является «Один пояс — один путь», то есть транспортные маршруты длиной в 10 — 15 тысяч километров, которые связывают Китай с главными центрами потребления китайских товаров — Европой и США.

С точки зрения КНР маленькая Беларусь находится в важной точке — «горле бутылки», где может легко произойти перекрытие сухопутного коридора через Польшу или морского отрезка через порты Прибалтики. Поэтому приоритетная задача Китая — нормализовать польско-белорусские отношения, а затем и ситуацию вокруг Украины, чтобы транзит в Европу мог идти по суше или через черноморские терминалы Одессы. Нужно сказать, что альтернативных сухопутных и морских маршрутов у Китая как минимум 6 — 7, и часть из них не затрагивает Россию и страны ЕАЭС, чтобы не зависеть полностью даже от союзников. То есть Китай строит систему, которая должна работать десятилетиями и не останавливаться из-за смены власти и кризисов в других странах.

Каковы сейчас отношения РФ, Беларуси и Китая?

Формально Китай соблюдает американские санкции, но при этом общественное мнение в Китае крайне антиамериканское. Масла в огонь подлила последняя встреча Председателя Си с Байденом, после которой лидера КНР назвали диктатором. Это публичное оскорбление, которое повлечет ответные китайские жесты — например, особо теплый прием в отношении тех, кого США считают странами-изгоями, такими же «диктаторами».

К слову, в американском вопросе зарыт корень белорусско-китайской дружбы. Президент неоднократно рассказывал, что американцами в 2016-2019 велись переговоры, которые требовали от Беларуси полного разрыва с КНР в обмен на инвестирование американских компаний. Пиком переговоров стал приезд госсекретаря Майкла Помпео в Минск. Фактически, США требовали от нас выйти из «Одного пояса — одного пути», как это сделала Литва, в обмен на несколько миллиардов долларов. На что Президент не пошел, и что в итоге спровоцировало события 2020 года, где у власти мог оказаться прозападный и антикитайский режим. В КНР, в свою очередь, оценили последовательную белорусскую линию, и назвали наше сотрудничество «всепогодным», то есть не зависящим от внешних факторов. Со стороны Китая это не аванс, а констатация факта.

У Президента Беларуси сегодня очень хорошая позиция, которая позволяет выстраивать полностью независимую систему внешних связей. Китай видит в нас суверенную власть, которая точно сможет гарантировать китайские интересы, а не обнулит их в обмен на очередную «большую сделку» с американцами. Мы же, увеличивая товарооборот с КНР, создаем равновесие в экономике, чтобы в условиях санкций не зависеть только от одного российского рынка.

Что даст сотрудничество в секторе образования?

Сейчас активно прорабатывается вопрос студенческих обменов, чтобы учащийся-отличник из Беларуси ориентировался на Китай, а не условную Польшу или Чехию. В дипломатии это называют «мягкой силой», и этом плане КНР может удивить кого угодно — уровень развития приморских провинций поражает воображение, и к этому уровню активно подтягивают остальной материковый Китай. Соответственно, мировоззрение молодого человека должно быть подкреплено позитивным личным опытом, чтобы он ценил такого мощного союзника и дипломатические успехи собственной небольшой страны, а также видел в нем реальную альтернативу США и ЕС.

Поэтому расширение гуманитарного сотрудничества по линии студентов и молодежных организаций — крайне важное новое направление. Косвенно оно говорит и о горизонте планирования — это минимум 5 — 10 лет, то есть срок обучения студента с учетом обмена, а затем его последующей работы. То есть КНР имеет длительный план сотрудничества с нами, а не делает жест «под выборы», что очень любит исполнять западная дипломатия, а затем моментально забывать об обещаниях.

Что с этого простому человеку?

В ближайшие 5 — 6 лет нас ждет полный переход на китайскую электронику и автомобили — это понятные бытовые результаты сотрудничества, равно как и крупные стройки в промышленности. Еще нас ждет удешевление и большее разнообразие китайских продуктов в Беларуси и белорусского экспорта — в КНР. Суть в том, что Китай имеет огромный внутренний рынок, и ему нет необходимости «дарить» нам доллары или юани — они просто предоставляют нам выход в отдельные провинции, например, по линии продовольствия, что позволяет нам зарабатывать валюту в Китае и тратить ее на китайские товары. Схема абсолютно выгодна для всех участников рынка и может работать годами.

Более интересная скрытая деталь — можно заметить, что прямо сейчас улицы Минска, столичное метро, кафе и вузы полны китайских студентов. Это значит, что Китай не видит никакого риска переноса боевых действий на белорусскую территорию. Более того, Китай не стал бы вкладывать деньги в инфраструктурные проекты и давать нам кредиты, если бы такой риск был. Можно быть уверенными, что Китай добывает информацию из источников в США, и сейчас американцы, как минимум, не планируют расширять украинский конфликт с юга на север. Для китайцев приоритет личной безопасности и коллективная осторожность — это национальные черты, и они никогда не рекомендовали бы своим гражданам въезд в Беларусь, если бы видели хоть малейшие угрозы для них. А значит, и простому белорусу можно спать спокойно.

С другой стороны, наши контакты с КНР на высоком уровне — это такой красный сигнал для США, что сюда не стоит лезть и что политика санкций и изоляции, введенная против Беларуси, не работает. Тем самым, тепло принимая нашего Президента в Пекине, Китай влияет на стабилизацию европейского региона без какого-либо активного вмешательства. Американцы же влияют на политику максимально грязно и демонстративно, например, пригоняя свои авианосцы к Тайваню или поставляя на Украину боеприпасы. КНР же работает гораздо тоньше, эффективнее и в перспективе —  однозначно станет государством номер один в мире. А друзья, как известно, познаются в беде — через 50 лет на Китай будут ориентироваться вообще все, а маленькая Беларусь сделала свой шаг навстречу КНР гораздо раньше.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59