Безопасность на дороге: ПДД — универсальный кодекс для всех возрастов
Новогодние праздники еще не закончились, и впереди Крещение. Традиционно в Беларуси его отмечают в гостях у бабушек и дедушек. Долгая жизнь — это бесценный дар, и человек просто обязан его беречь. Все мы, безусловно, очень хотим, чтобы наши старшие родственники — источник мудрости и опыта — не покидали нас как можно дольше.
Сложный декабрь
ГАИ УВД Миноблисполкома констатирует факт: за декабрь, последний месяц 2023 года, на автодорогах Минской области с участием водителей, пешеходов и пассажиров (в возрастной категории мужчины от 60 лет и женщины от 58 лет) зарегистрировано 24 дорожно-транспортных происшествия, в которых 5 человек погибли и 26 получили травмы различной степени тяжести.
Подполковник милиции Дмитрий Шецко, старший инспектор по особым поручениям УГАИ УВД Миноблисполкома:
— В настоящее время профилактическая работа с пенсионерами и престарелыми лицами правоохранителями проводится на постоянной основе. Задействуем также представителей общественных объединений, например БРСМ. Взаимодействуем с комитетом по труду, занятости и социальной защите. На базе сельисполкомов проведены информационно-разъяснительные инструктивные занятия с работниками социальных служб с доведением указанной проблематики. Рассказано о необходимости использования световозвращающих элементов, жилетов повышенной видимости. Особое внимание уделяется оборудованию велосипедов в соответствии с ПДД. Работа ежедневная, широкомасштабная.
«И очень нужная», — добавлю я.
Но, несмотря на огромную профилактическую работу, люди пожилого возраста часто становятся участниками и жертвами дорожно-транспортных происшествий. Что тому виной? Возможно, ухудшение слуха или зрения, возрастное замедление реакции и скорости ходьбы, низкий уровень внимательности на дороге. Само собой, понимание и снисхождение водителя к пожилым людям не повредит. Однако основным фактором совершения наездов на пожилых является игнорирование ими требований Правил дорожного движения, устанавливающих неукоснительное использование пешеходами и велосипедистами светоотражающих элементов, оборудование велосипедов фарами (фонарями) и использование одежды повышенной видимости со световозвращающими элементами при движении в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).
Несколько страшных примеров
23 декабря около 13.50 63-летний житель Заславля на «опеле» двигался со стороны города. На 7 км автодороги Заславль – Петришки – Радошковичи мужчина выехал на полосу встречного движения, затем на левую по ходу движения обочину и столкнулся с «ауди», двигавшейся ему навстречу, которой управлял 69-летний водитель. В аварии 63-летний водитель «опеля» получил травмы, несовместимые с жизнью и скончался на месте ДТП.
В тот же день, в 18.40 58-летний житель Пуховичей ехал в направлении Могилева на «фольксвагене». На 21-м км автодороги Минск – Могилев, он врезался в стоящий в правой полосе движения автомобиль «Рено». За рулем «рено» находился 45-летний житель Бобруйска, который после ДТП самостоятельно вышел из своего авто и пожаловался на боль в грудной клетке. Но, к сожалению, еще до приезда медиков он потерял сознание и, несмотря на реанимационные действия, скончался в карете скорой помощи.
27 декабря около половины восьмого вечера, 34-летний житель Минского района на «Ситроене» ехал со стороны деревни Пятевщина. На 16 км автодороги МКАД – Новый Двор – Михановичи – Пятевщина мужчина совершил наезд на 89-летнюю жительницу Минского района, которая двигалась в попутном направлении, но световозвращающими элементами обозначена не была. В результате ДТП бабушка от полученных травм умерла на месте ДТП.
Снова рейд
В канун Нового года мы с инспектором ДПС ОГАИ Минского РУВД старшим лейтенантом милиции Артемом Новожиловым и инспектором ДПС ОГАИ Минского РУВД старшим лейтенантом милиции Алексеем Гулем решили проверить, насколько добросовестно пожилые участники дорожного движения выполняют требования ПДД.
Экипаж ГАИ, едва успев тронуться с места, замечает первую нарушительницу – женщина пенсионного возраста перебегает дорогу между двух пешеходных переходов.
— Уйдет автобус мой, уйдет, — сетует она. Нарушение серьезным не считает, угрозы жизни не видит. Инспекторы пытаются поговорить с ней, объяснить, что «человек не железный», но пенсионерка непробиваема и твердит только: «Автобус мой вот-вот уйдет».
Больше всего ДТП произошло в Минском и Солигорском районах – по 4, Смолевичском и Дзержинском — по 3 ДТП.
Профилактическая беседа проведена, женщина идет в сторону остановки. Прислушалась ли она к инспекторам, сделала ли для себя какие-то выводы — вопрос остается открытым.
А вот возрастные водители оказываются людьми более обязательными и ПДД выполняющими. Все документы у тех, кто в тот день нашим экипажем был остановлен, в полном порядке, нарушений не выявлено.
66-летний Александр, водитель синей иномарки, согласился ответить на мои вопросы.
— Сколько лет вы за рулем? — интересуюсь.
— Более 40 точно, счет, если честно, потерял уже.
— Изменилась ли с возрастом ваша манера вождения?
— С возрастом у меня изменилась скорость реакции — это в первую очередь, — признается Александр, — поэтому и манера вождения стала другой. Раньше быстрее ездил, сейчас скорость выбираю с учетом того, что не среагирую за секунду, если что-то случится. Дистанцию нынче побольше держу. В снег, дождь, гололед и прочие неблагоприятные погодные условия предельно сосредоточен, никаких резких движений, обгонов, перестроений. Да, кстати, за машиной серьезнее стал следить с возрастом: стараюсь, чтобы все исправно было. Знаете, насмотрелся ведь за жизнь всякого. Чего только не видел на дорогах — и травмы тяжелые, и смертельные аварии несколько раз встречал. И свидетелем был, и очевидцем. Регистратор вот на всякий случай установил в машине. Но, скажу честно, осознание ценности человеческой жизни пришло ко мне после 30. После рождения первого ребенка. Сейчас на каждого человека смотрю с этими мыслями — это чей-то сын, внук, отец. Ну, или доченька чья-то, или мама деток маленьких. Почитаешь в интернете — страшно становится: ребенок погиб недавно, без кресла везли. В пригороде насмерть сбили кого-то вот пару дней назад буквально. Ужас ведь. Дорога ошибок не прощает. И, знаете, как в моей молодости говорили: Правила дорожного движения кровью написаны. Не верите? А спросите у инспекторов, они вам расскажут…
Благодарю Александра. Он, улыбнувшись, уезжает. Мы с экипажем также меняем место дислокации.
Инспекторы останавливают «Мерседес». За рулем немолодой водитель. На пассажирском сидении — женщина, судя по всему, супруга.
— Ой, права, наверное, я забыл, — разволновался водитель.
Он суетливо хлопает по карманам куртки, лезет в карманы брюк.
— Где же они? Не пойму! Брал ведь, мне кажется!
Два ДТП случилось в Борисовском районе и по одному – в Логойском, Червенском, Несвижском, Мядельском, Воложинском, Молодечненском, Узденском районах и городе Жодино.
Инспекторы предлагают мужчине пройти к патрульному авто, дабы убедится, что он не лишен права управления. Он послушно присаживается и называется свои данные. В это время супруга приносит и подает инспектору книжечку с документами.
— Вот, — улыбается он, — просто забыл, куда положил! Память не та уже, подводит периодически.
— Будьте внимательны, — советуют водителю инспекторы, — и счастливого пути!
ГАИ настоятельно рекомендует
Всем известно, что управление автомобилем требует одновременного выполнения нескольких задач — нужно совершать и механические действия (как минимум, рулить, тормозить) и думать, конечно. Поэтому ясный ум, способности к планированию и принятию решений, внимание и концентрация, высокая скорость реакции, координация, хорошее зрение и слух необходимы для безаварийного вождения.
Пешеходам же просто жизненно необходимо обозначать себя световозвращающими элементами, которые позволят водителю заблаговременно заметить пешехода и избежать дорожной аварии. Не следует забывать и то, что особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости — проливного дождя, тумана. Переходить дорогу нужно по пешеходным переходам. Если пешеходного перехода нет, то пересекать проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка Правилами дорожного движения разрешается переходить дорогу только под прямым углом к краю проезжей части, но только на тех участках дороги, где нет разделительной полосы и ограждений. Обязательно, прежде чем ступить на проезжую часть, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться, что машин нет. А если есть — то убедиться, что водитель вас видит и пропускает.
Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка отсутствуют совсем или идти по ним невозможно — ПДД допускается движение пешехода по краю проезжей части. Но! Только навстречу движению транспортных средств и обозначив себя световозвращающими элементами в темное время суток.
Только так! Исключений нет!
Расскажите об этом своим бабушкам и дедушкам.