Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Сколько стоит «учиться»? Разбираем с калькулятором на примере школ и садов Минской области

Сколько стоит «учиться»? Разбираем с калькулятором на примере школ и садов Минской области

Стоимостные ориентиры самых разнообразных услуг, что окружают белорусов, окончательно сбились. Объективно воспринимать тарифы на услуги наш мозг отказывается.

Взять, к примеру, жилищно-коммунальные. ЖКУ. Вроде, дорогие. Но посмотришь по телику новости с западных фронтов про газ по 1000 у.е. за 1000 м3, и почувствуешь: наши — дешевле.

А медуслуги? Тоже с наскока не сразу определишь — дорогие они или недешевые… Пока сидишь в коридоре в очереди к окулисту/терапевту, думаешь, за что врачам зарплату платят?! Принимают нас в час по чайной ложке. Но сходишь в частную клинику — тот же вопрос: за что столько платим?! Рентгеновский снимок — полсотни рублей… В государственной ведь — бесплатно…

Зато на тарифы мобильной связи никто не смотрит. Сколько скажут — столько заплатим. Лучше два дня не будем есть, но зато — с телефоном. Очень нужная вещь. Информация, однако. Коммуникация…

Но сложнее всего разобраться белорусам с услугами образовательными. Потому что стоимость пребывания ребенка в детском саду или учеба в школе не выходит в нашем мозгу за пределы сумм, которые мы платим за питание своих чад. И за учебники. Даже когда правительство озвучивает норматив расходов местных бюджетов на финансирование госучреждений образования, цифры проходят мимо нашего сознания, ни на секунду не задержавшись в нем.

Попробуем восполнить этот пробел. Сколько бы пришлось нам платить за обучение наших детей, будь образование в Беларуси — только частное? И за что бы мы платили?

Разбираться будем на примере Минской области. Для затравки — несколько общих цифр.

По словам начальника главного управления по образованию Миноблисполкома Николая Башко, запланированный объем финансирования образования в Минской области в нынешнем году — 1 млрд 198 млн рублей. При этом расходы на образование будут составлять 27,6 % от консолидированного областного бюджета. То есть более четверти (!) всех расходов Минской области уйдет — на образование. А ведь там есть еще и здравоохранение, и социалка, и МЧС, и сельское хозяйство, и ЖКХ, и еще два десятка «отраслей», которые финансируются из бюджета области. То есть сумма — запредельно большая. Государство на образовании детей несет серьезные затраты. Школы и детские сады реально влетают в копеечку.

Фото Владимира Орехова

Новые школы

Учиться в новом здании школы, безусловно, приятней, нежели в старом здании. Удивительно, но новые школы «вдруг», сами по себе, — не появляются. Их строительство, как оказалось, тоже стоит денег.

За два последних года Миноблисполком очень серьезно вложился в строительство новых объектов образования. Порядка 100 млн руб./год. Это, повторюсь, — только на введение новых объектов. К примеру, стоимость школ проектной мощностью на 720 учащихся (из последних, которые вводили), составляет 25-26 млн руб. Детские сады, как, к примеру, проекты на 230 дошколят, что в Фаниполе, —обходятся в 10-13 млн рублей в зависимости от географического положения и сложившейся инфраструктуры. Кстати, в Фаниполе в этом году начнется строительство еще одной — третьей — школы на 1050 человек; а к 1 сентября откроется уже шестой детский сад.

Оптимизация

Наряду со строительством новых объектов образования, в области не прекращается процесс оптимизации этих самых объектов. Приходится, что называется, держать руку на пульсе, реагируя на демографическую ситуацию в регионе. Потому что ни одна страна в мире не позволяет себе сохранять учреждение образования, в котором обучающихся меньше, чем педагогических и технических работников, сопровождающих их в учебном процессе.

А что такое закрыть маленькую школу в селе и отправить детей в ту, что покрупнее, в другом селе? Это, в первую очередь, затраты на организацию подвоза детей. Для этой цели в области работает 260 автобусов, ежедневно доставляющих более 17 тыс. детей до учреждений образования (включая дошкольные) и обратно. Автобусы, как оказалось, — тоже не манна небесная. Как и школы, сами с неба не сваливаются. Причем, что неприятно удивляет, они — не вечные. Их требуется регулярно обновлять. В нынешнем году, к примеру, в регионе предполагается закупить 22 машины взамен выбывающих. А значит 3 млн рублей на них надо потратить. Это, не считая горюче-смазочных материалов, амортизации, зарплат водителей, ремонта техники и прочего.

При этом, как признался Николай Николаевич, закрывать учреждения образования год от года становится все сложнее.

— Потому что плотность учреждений по некоторым районам очень низкая. Яркий пример — Обчугская средняя школа в Крупском районе. Сегодня в ней обучается чуть более 20 ребят. Но организовать подвоз детей в близлежащую школу (Колосовскую), которая расположена в 15 км от агрогородка Обчуга, — не реально. Потому что в Обчугскую школу ходят не только дети данного населенного пункта. И тогда придется часть детей возить за 51 км. И это только в одну сторону. Мало того, что очень дорого, так еще дискомфорт ужасный. И взрослому вставать ежедневно в 6 утра тяжело. Что уж говорить про ребенка.

Именно поэтому, при минимальном социальном стандарте по учреждениям общего среднего образования в 1,7 тыс. руб. на одного учащегося, в Обчугской школе этот стандарт пятикратно больше. Государство идет на это. Более того, в данном населенном пункте в нынешнем году планируется открыть еще и садовскую группу. Потому что есть здесь дети и дошкольного возраста, которых сегодня приходится возить в Колосовскую школу-детский сад. А с нового учебного года будут посещать детский сад по месту жительства.

Добавим: педработников в Обчугской школе — менее полутора десятков, в то время, как обычный стандарт для сельской средней школы на 70-120 детей составляет 18 учителей (+ техперсонал). И таких школ в области — несколько десятков. Это факт: на селе детей становится все меньше.

На что расходуется образовательный бюджет

Что касается общего финансирования образования в Минской области. Рассмотрим на примере 2021 года, итоги которого недавно подвели.

Минимальная «социальная норма» на одного ребенка дошкольного образовании в стране — 2,2 тыс. руб., среднего образования — 1,7 тыс. руб. При этом фактическое финансирование образования составляет: более 4,5 тыс. руб. по дошкольному (почти в два раза больше «минимума») и 3,37 тыс. — по общему среднему. Цифры — как температура по больнице. В больших заведениях они будут ниже среднего показателя, а в маленьких — в разы больше.

Более 70 % от суммы общего финансирования — это зарплата работников системы образования и начисления на з/п (налоги и ФСЗН). Почти 760 млн. рублей (Минская область).

Еще одна статья расходов — государственно-бюджетное финансирование питания детей. В Минской области только на закупку продуктов для организации питания детей в УО было направлено более 61 млн. руб.

На коммуналку — водоснабжение/водоотведение, электроэнергия, газоснабжение и прочиее — ушли почти 122 млн. рублей.

На приобретение основных средств и различного оборудования — около 7 млн. руб. Тут все — компьютеры, электроплиты, мебель, спортинвентарь, оборудование для учебных целей и другое.

На капремонт учреждений образования — около 5 млн. рублей.

А есть еще текущий ремонт зданий и оборудования. Потому что на сломанной кухонной плите обед не приготовишь. А разбитый унитаз в туалете вообще чреват дополнительными непредвиденными расходами. В 2021 году на эти цели направлено более 22 млн. рублей.

Мы уже говорили про подвоз детей до учреждений образования и обратно. Оказывается, тоже денег стоит. В масштабах области — почти 8 млн. руб. Да, не в каждом учебном учреждении такая статья расходов есть, и все же…

А бесплатные обеды (при одноразовом питании). Кто-то скажет, подумаешь, полтора рубля… Но — умножьте их на количество дней, которые ребенок посещает школу. А потом еще раз умножьте на количество учащихся Минской области (более 100 тыс.). Должно получится более 25 млн рублей. Как вам цифра? Если отказаться от питания детей (переложив его на карман родителей), то «сэкономленных» средств как раз хватит на строительство еще одной новой школы.

Совокупно все образовательные траты обойдутся бюджету Минской области в миллиард с четвертью…

Теперь сравните эту цифру с той «материальной помощью», которую оказывают (далеко не все, не всегда и не везде) учреждениям образования родители детей. Совокупно на всю область — около 12 млн. руб. Менее 1 % от всех затрат. Если их перевести на одного учащегося области, то получится около 110-115 рублей в год. Сравните ее с цифрами фактических затрат, которые несет государство на образовательную отрасль.

Согласно Постановлению Совмина № 777 (30.12.21), который определяет норматив расходов местных бюджетов на финансирование госучреждений образования, норматив расходов на обучение и воспитание одного человека за 2021 год составил:

— в учреждениях профессионально-технического образования — 3838,2 руб./год;

— среднего специального — 3346,14 руб./год;

— в учреждениях общего среднего образования, расположенных в городах, поселках городского типа — 2257,07 руб./год;

— в сельских (!) населенных пунктах — 5154,79 руб./год.

В учреждениях дошкольного образования:

— расположенных в городах, поселках городского типа — 2723,84 руб./год;

— в сельских населенных пунктах — 3632,16 руб./год.

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59