Под крышей мира. О пути Китая от лачуг до небоскребов
Находиться под крышей мира. Это не похабное выражение из 90-х. Это одновременно и философия целой цивилизации, и геополитика.
Одни страны нам показали: чем они сильнее, тем мерзопакостнее ведут себя за круглым столом мирового банкета. Пытаются грязными ручонками разорвать границы и связи. Вот и берут от мира все. Таких на чайную церемонию «Гунфу Ча» не пригласят. Там царит только дух созидания и созерцания.
А есть другие страны, народы, цивилизации, у которых за спиной — внутренняя сила веков и тысячелетий. Поэтому они не хотят переварить весь мир в одном горшке. Такой и Китай — многоликий. Поэтому и не ставит перед собой задачу весь мир превратить в чайна-таун.
Восточный экспресс идет без остановок
Нынешний мир напоминает депо. Много разных вагонов. Есть в сцепке. Как мы с Россией. Разные по длине и тоннажу. Но локомотива лишь два: восточный экспресс и западный, паровозу которого, видимо, пара почти не осталось, но еще по привычке он гудит, дует щеки. И если восточный экспресс — шустрый, без царапин, то западный — размеренный и чувствует себя хозяином. Но у деталей уже большой износ, да и многие комплектующие из депо его антагониста.
У западного паровоза есть выбор: прицепить к себе как можно больше вагонов, разогнаться и за счет чужой инерции двигаться вперед. Но есть нюанс: двигаться только вниз, да и время не терпит. Поэтому к западному паровозу бесцеремонно отцепливают вагоны из спарок.
Даже если углубиться в механику, в реальности Big Blow, американский «Мощный выхлоп», «Большой взрыв», не выдержит гонки с китайским электровозом HXD2.
Хотя восточному экспрессу тянуть будет сложнее. Только в Китае живет каждый пятый-шестой житель планеты. А Индия и Пакистан? А соседи по столу переговоров ШОС? А остальные страны, что устали от западной гегемонии?
Инициативы проекта «Один пояс — один путь» востребованы в мире. Только вот дадут ли сформировать этот уникальный состав?
Зеленый свет — кортежу Лукашенко и белорусским товарам
Понятно, будут вбивать клинья — мешать. Ведь в этом вся история коллективного Запада.
Поэтому надо встречаться с друзьями-политиками. Часто и особенно тет-а-тет. Это сейчас про визит нашего Президента.
В Китае были приняты беспрецедентные меры безопасности: многие мировые лидеры хотели бы прислонить ухо к щелочке двери, за которой встречались Александр Лукашенко и друг Си. А то, что это друг, понятно из всего церемониала государственного визита.
Китайцы ко всему относятся бережно — к культуре, другим людям и обязательно ко времени. Особенно ко времени руководителя Китая. Переговоры лидера крупнейшего государства мира и нашего Президента явно вышли за рамки протокола. И в широком составе, и в узком — с глазу на глаз — общались больше запланированного. У глав государств — обоюдная заинтересованность и нацеленность на результат.
Даже главная площадь страны была перекрыта. Мы насчитали почти 20 кордонов. Это тоже пример уважительного отношения. У всех министров и журналистов уже от зубов отскакивает: Беларусь — всепогодный стратегический партнер.
Самаркандский меморандум стратегического сотрудничества был подписан на полях саммита ШОС. В лобной точке некогда Великого шелкового пути. Теперь его возрождают. И у Беларуси в этом процессе — важная роль. Страна может стать главным партнером Китая в Европе.
Для нашей делегации китайцы неоднократно подчеркивали: ближе вас у нас только Пакистан. Но Пакистан — сосед Китая. Как мы и Россия.
Какие вопросы? Кстати, именно после России у нас самый большой товарооборот с Китаем.
Из-за ковида Китай от внешнего мира отгородился великой китайской стеной запретов. На три года. От многих. Но не от Беларуси. Но Пекин помог заместить санкционные комплектующие и сырье.
С начала года Китай открыт. И уже за полтора неполных месяца товарооборот превысил миллиард долларов. Неплохо так стартанули.
С начала февраля воздушные гавани Китая открыты для внешних рейсов. И вот в Пекине — борт номер один из Беларуси. Так встречают только всепогодного и всестороннего стратегического партнера. В Азии привыкли иметь дело не со странами и компаниями, а людьми.
То, что в Китае Лукашенко, — в мировой повестке СМИ. Потому что путь Беларуси в мировой проект «Один пояс — один путь» — по зеленому коридору. Как кортеж белорусского лидера по Пекину. Мотоциклисты — больше для значимости, чем для безопасности. В этих деталях — уважение и к Лукашенко, и к позиции официального Минска, и в целом к стратегическому партнеру. Теперь готовы убрать и таможенные барьеры. Как белорусскому лидеру, так и белорусским товарам — зеленый свет по помпезно-красной ковровой дорожке в Поднебесную.
От стен и лачуг до площадей и небоскребов
Главной локацией исторического визита стал Дом народных собраний. Здание парламента было построено за 10 месяцев к 10-летию КНР. Правительственное сооружение способно вместить одновременно 10 тысяч человек. А каждый зал оформлен в стиле одного из регионов многоликого Китая.
Президента здесь принимали как своего. Весь политический истеблишмент Китая присутствовал: друг Си, первые лица правительства и парламента. Понятно, у них свои названия. Но интересная деталь: есть государственный институт, как наше ВНС — Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Это высший законодательный орган КНР и, согласно Конституции, — высший орган государственной власти. Если в стране с историей, измеряющейся тысячелетиями, где живет более 1,4 млрд человек, такой орган себя зарекомендовал, то наше ВНС — просто новое политическое решение.
Нашего Президента в мудром и несущем знания Китае очень уважают. Причем даже цитировали его речь и выбор тематики 2023 года — Года мира и созидания.
Руку стратегического сотрудничества Александр Лукашенко протянул Китаю еще когда Поднебесная набирала свою геополитическую силу. Когда те же американцы брезгливо бросали китайским производителям инвестиции как подачку.
Теперь все не так. Китайское чудо Александр Лукашенко предрек еще будучи парламентарием. Ох, не ошибся!
Теперь этот визит в Китай уже 13-й. И каждый раз страна меняется к лучшему. Молодеет, что ли. Как после гимнастики цигун. Кстати, гимнастикой здесь занимаются в скверах по вечерам.
После сидят в телефоне и на телефонах. Но к англосакским мессенджерам здесь отношение не очень: не работают или почти не тянут. В интернете — все свое. Там переписываются, договариваются о встречах, смотрят фильмы, платят за «коммуналку» и даже заказывают еду и новые гаджеты. Пандемийная привычка. И тенденция потребительской культуры.
Интересно так получается: приходят в лавку, фотографируют вещь — и в ви-чат. А программа способна отсортировать по цене и даже вычислить по расстоянию ближайшего доставщика. Сами же доставщики снуют по широким проспектам: трехколесные мопеды, малогабаритные машины и даже велосипеды на электротяге приспособлены под любую погоду. Это Азия.
Этих экологически чистых малогабариток у каждого большого офиса — что иголок у ежа. А вокруг — тотальная цифровизация. Сотни тысяч камер. Уличных краж и грабежей нет. Даже в свой дом можно не попасть. Нужен QR-код. А бумажные деньги вызывают снисходительную улыбку. Нужен QR-код. Или ви-чат. Это современная Азия.
А помните эти тележки, в которые запрягались полуголодные китайцы? Вот как раз на этих тележках они добрались до верхних этажей и финансовой системы, и геополитики.
Архитектура Китая отражает душу этой цивилизации. И размах, и историю. Великая Китайская стена — барьер от захватчиков. Площадь Тяньаньмэнь является символическим сердцем китайской нации. Именно здесь Мао Цзэдун провозгласил создание КНР. Но до этой исторической речи были два столетия борьбы против оккупации тех, кого мы привыкли называть коллективным Западом. Не случайно здесь же установлен памятник народным героям. Один из самых величественных монументов против западной экспансии — высотой с 10-этажный дом и весом 10 тысяч тонн.
На фасаде обелиска — рукописная цитата Мао Цзэдуна: «Вечная слава народным героям!» Кстати, именно коммунистическая идеология позволила вернуть тысячелетнее могущество Китаю. И поэтому Пекин так ценит белорусский путь неотречения от советских наработок. Да и госсобственность захудалую китайцы превратили в мировые госкорпорации. Страну рыбацких лачуг — в космический корабль.
Раньше рядовые китайцы от отчаяния и голода кончали жизнь самоубийством, сбросившись со скалы. А сейчас Пекин, словно иголками — тело пациента китайского массажиста, утыкан небоскребами. Но эти небоскребы китайцы строили за тарелку риса. Потому что была сверхидея: Поднебесная — на тысячелетия. И чтобы вернуть былой шарм, надо было сбросить с себя ярмо колониализма.
Теперь дракон набирает воздух, а перекрыть кислород, накинув на него маску и удавку локдауна, именно коллективному Западу было так удобно. Китайцы выдержали. Кивая аристократам Европы, США и Японии, просто их вытеснили.
Китайцы — терпеливые и дисциплинированные. Скажешь сидеть дома — сидят, скажешь надеть маски — наденут, скажешь какие именно — такие и будут носить. Интересная деталь, все по тем же антиковидным мерам. В лифтах отелей — не разговаривают. Улыбаются, щурят глаза из-под масок, но молчат. С девушкой, короче, не познакомишься. Только в холле.
Парадные двери для Синеокой
А вот для нашей страны в Китае открыты парадные двери. Они даже не собираются от нас закрывать свои индустриальные технологии.
По итогам 2022 года товарооборот Минской области и КНР превысил $2 млрд. Из них экспорт центрального региона составил почти $1 млрд.
Понятно, мы тоже во многом компетентны. Большой Китай — а тут среднеевропейское государство. Зато нас уважают за честную и смелую позицию, за память о предках. За сохранение в хорошем смысле советскости. Когда-то СССР помог Китаю, сейчас Китай готов работать с друзьями с постсоветского пространства.
Тысячелетия Китая — это история открытий. Бумага и порох сделали мир таким, какой он сейчас. Время, когда в подвалах китайцы клеили американские лейблы на свои джинсы, прошло. Теперь Поднебесная задает тон индустриальному технологическому рывку.
«Один пояс — один путь» — индустриальное, технологическое, цифровое сотрудничество, укрепление зеленой экономики. Да, зеленой. Шума на дорогах в центре, на пекинских проспектах практически нет. Подавляющее большинство авто — на электротяге.
Все китайские инициативы с пользой для стран-участниц. И действительно, самостоятельные государства готовы идти по новому шелковому пути. Этот путь отличен от разрушительной гегемонии Запада.
Итоги визита
Более $3,4 млрд. Не сразу. В моменте, как любит подчеркивать первый вице-премьер и главный правительственный эксперт по Китаю Николай Снопков. Самая заметная и видимая польза — теперь ЕС может пакетам санкций к нашему «Калию» соли на хвост насыпать.
А еще диверсификация рынков, страховка от демпинга цен основными потребителями. Особенно в условиях мировой продовольственной непредсказуемости.
В межгосударственные отношения вовлекается и региональное сотрудничество. Чем больше инвестиций от одной из крупнейших экономик мира, тем выгоднее нам. Рабочие места, компетенции, доходы. Деньги Поднебесной — еще и страховка от вмешательства коллективного Запада в наши интересы.
Кстати, та же Польша пыталась недавно тоже набиться в друзья к Китаю. Варшавский орел как попугай копирует поведение Минска. Понимает, что не долетит, но пытается.
Минщина поставляет в Китай более 100 позиций продукции.
Особенно востребованы изделия молокоперерабатывающих предприятий. Экспортную лицензию имеют все молокоперерабатывающие предприятия холдинга «Миноблмясомолпром», Слуцкий и Столбцовский мясокомбинаты.
Также продукцию могут поставлять агрокомбинат «Дзержинский», «Смолевичи Бройлер», «Велес МИТ», агрокомбинат «Несвижский», Слуцкий КХП, Слуцкий сахарорафинадный комбинат и Слуцкий льнозавод.
Прорабатывается вопрос о выходе на рынок Китая Солигорской птицефабрики, Минского мясокомбината и Борисовского мясокомбината №1.
Странные дела получаются. Вроде в США и голова у орла одна, а начинает крутить по сторонам. Неужели хватка американского Сэма ослабла?
Думаю, вряд ли Дуду пригласят разместиться в императорской, а ныне государственной резиденции, ей без малого 800 лет. А для всепогодного и стратегического партнера важны не только цифры. Само отношение. Всепогодная дружба — значит дружба невзирая на все перипетии геополитического климата. И, как в Китае, образно выражаясь, — цветение сакуры в наших отношениях еще впереди. … Да что я о Польше. Нет у тамошнего руководства такого мирового бэкграунда, как у Президента Беларуси. Визиты последних месяцев лишь подтверждают, что «Пояс и Путь» по длине точно будет от Буга до Тихого океана. А вот в ширину ему еще расти и расти. Есть куда. Главное, что на этом Пути будет и пояс со слуцким орнаментом.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram | Instagram | ВК | | OK | Дзен