Меню
Голас Любаншчыны

Герой неба с земли Минщины. Рассказываем о летчике Василии Князеве

Фото: из открытых источников

Первый вражеский самолет в полку сбил именно командир звена младший лейтенант Василий Князев. Из воспоминаний бывшего начальника штаба 88-го истребительного авиационного полка, впоследствии доктора военных наук, профессора Георгия Андреевича Пшеняника:

«Хорошо помню этого голубоглазого белорусского парня, по сути еще совсем мальчишку. Невысокого роста, неширокий в плечах. Когда он объяснял товарищам какой-нибудь маневр, то слова его едва поспевали за руками, рисовавшими в воздухе замысловатые развороты, заходы, пилотажные фигуры. С января 1940 года служил в 12-м истребительном авиаполку, и Василий быстро обратил на себя внимание командования каким-то особым, поистине романтическим отношением к боевой технике. Вскоре его направили на окружные 3-месячные курсы командиров звеньев, которые он успешно окончил и прибыл к нам в 88-й авиаполк».

И еще из воспоминаний бывшего механика самолета нашего героического земляка Абрама Львовича Пассек:

«Моим «подопечным» был Герой Советского Союза Василий Князев. Это был настоящий ас, имевший на своем личном счету 29 сбитых немцев в 140 воздушных боях, и, я полагаю, что Князев является рекордсменом истребительной авиации в наших ВВС по количеству боевых вылетов, у него их было больше тысячи!»

Из довоенной биографии Василия Князева

Василий Князев родился 9 января 1920 года в поселке Бобр Крупского района Минской области, детство же его прошло на железнодорожной станции Княжица на Витебщине, где его отец Александр Климентьевич работал путевым обходчиком на железной дороге. Надо сказать, что и сам Василий свой трудовой путь начинал железнодорожником, когда по окончанию школы фабрично-заводского обучения работал слесарем вагоноремонтного пункта железнодорожной станции Витебск. Забегая вперед, отметим, что имя Героя Советского Союза Василия Александровича Князева золотыми буквами вписано в Книгу памяти Белорусской железной дороги!

Как и большинство советских юношей того периода, Василий Князев, работая, одновременно обучался в Витебском аэроклубе, что и стало поворотным моментом в дальнейшей его жизни. В 1938 году его, выпускника аэроклуба призвали в Красную Армию и направили на учебу в Одесскую военную авиационную школу летчиков.

Фронтовые воздушные пути–дороги героического летчика–истребителя

Наш земляк на фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года и уже утром 23 июня 1941 года командир авиационного звена младший лейтенант Василий Князев первым в полку сбил вражеский самолет. 

Из книги уже знакомого нам бывшего начальника штаба 88-го истребительного авиационного полка Георгия Пшеняника «Долетим до Одера»:

«С утра 23 июня звено Князева находилось у боевых машин. Где-то уже после обеда один из техников обратил внимание Князева на крохотную черную точку на горизонте. «По самолетам!» — приказал командир звена, и сам первый, на ходу надевая парашют, занял место в кабине истребителя. Мотор заурчал в тот самый момент, когда с КП полка поступил сигнал на вылет. Еще через минуту самолет Князева шел навстречу вражеской машине, в которой уже можно было угадать очертания бомбардировщика Ю-88. Заметив советских истребителей, гитлеровец начал разворачиваться назад.

Василий бросил машину вниз, разогнал скорость и атаковал «юнкерса». Пулеметной очередью он прошил крыло стервятника, задымил левый мотор. Через мгновение «юнкерс» перешел в крутое пике, взрыв — и в небо взметнулся сноп пламени».

Вскоре начались ожесточенные бои в небе Киева, тогда Князев в составе своего авиаполка прикрывал переправы через Днепр у Канева и Черкасс, сопровождал в боевых вылетах, прикрывая от атак вражеских истребителей, свои штурмовики и бомбардировщики. Полк вел тяжелые, неравные бои со значительно превосходящими силами воздушного противника, теряя летчиков и самолеты, и вместе с наземным фронтом откатывался на восток. 30 августа 1941 года воздушные бои велись уже в районе Днепропетровска, в этот день истребители звена младшего лейтенанта Василия Князева поднялись в воздух для прикрытия наших войск. Прибыв в указанный район, тройка Князева обнаружила две пары немецких истребителей Ме-109F, готовящихся атаковать двух нашим «тихоходов» Р-5. И звено Князева устремилось на врага. Один из «мессеров», попав под огонь наших истребителей, завалился на левое крыло и заштопорил до самой земли, окутавшись дымом. Но в тот же момент вторая пара вражеских истребителей атаковала машину Князева, он принял вызов и смело пошел в лобовую атаку, несколькими пулеметными очередями пробив бензобак одного из «мессеров», вспыхнувшего ярким факелом. Но и «ишачок» Князева тоже был подбит и, окутанный клубами черного дыма, свалился в штопор. Его ведомые, ведя бой, маневрировали на встречных курсах, прикрывая машину командира от атак «мессеров». Благодаря боевым друзьям, Князев, невероятным напряжением сил сумел вывести свой И-16 из штопора, скольжением сбил пламя и взял курс за Днепр., где и посадил самолет на своей территории. Но спустя несколько дней самолет Князева снова был сильно поврежден во время штурмовки вражеской мотоколонны и летчику пришлось совершить вынужденную посадку на вражеской территории. Тогда почти двое суток Василий пробирался к своим, разыскивая полк, который к тому времени снова перебазировался.

В ноябре 1941 года Василий Князев, имевший на своем счету уже 6 воздушных побед, в числе других, наиболее отличившихся летчиков полка, был награжден орденом Красного Знамени, а в феврале 1942 года, к очередной годовщине Красной Армии, уроженец Минщины был награжден еще одним орденом Красного Знамени!

С каждым боевым вылетом старший лейтенант Василий Князев все больше совершенствовал летное мастерство и воздушные тактические приемы. А его решительность, расчет, изобретательность, умение в считанные секунды оценить обстановку и принять верное решение — все это помогало Василию выходить из самых сложных ситуаций, побеждать сильного воздушного противника.

В небе Кубани, куда полк перебросили в мае 1943 года, Князев был уже командиром авиационной эскадрильи и стал водить в бой большие группы истребителей.

Многим ветеранам полка памятен бой над станицей Крымской, который мастерски провел Князев в паре с младшим лейтенантом Алексеем Базуновым. Тогда пара наших истребителей была нацелена на группу немецких бомбардировщиков, которых прикрывала шестерка истребителей Ме-109F. Доложив на командный пункт о значительном превосходстве противника в числе, Князев, увлекая за собой ведомого, смело атаковал фашистов. С первых очередей загорелись 2 бомбардировщика. Взбешенная дерзостью советских летчиков, шестерка вражеских истребителей навалилась на пару наших ЛаГГов. Выскочив из-за облаков, одна их пара оказалась на хвосте самолета Князева, обстановка осложнилась тем, что Базунов в это время вел поединок со второй парой «мессеров» и не мог прикрыть командира. Князев оказался в немецком прицеле и его ЛаГГ-3, приняв удар врага, начал падать. «Мессершмитты» проскочили вперед, но потом развернулись, видимо, решив убедиться, действительно ли сбит русский. А тот продолжал пикировать отвесно, и немецкие летчики решили,что можно спокойно приняться за второго краснозвездного истребителя.

Но, едва они приблизились к Базунову, как невесть откуда появился «сбитый» самолет Князева, который, оказывается, имитировал падение. Над самой землей он вывел свой ЛаГГ из пике и снова вступил в бой. 

Из воспоминаний однополчанина нашего земляка летчика Николая Филатова: 

«В полку Василия Александровича любили и уважали все. Однажды, чтобы дать возможность ведомому посадить сильно поврежденную в бою машину, он один дрался с 6-ю «мессерами», и не только выдержал неравный поединок, но и сбил один Ме-109. В другой раз Князева зажали в тиски 4 Ме-110. Искусно маневрируя, он оттянул их в сторону действия нашей ПВО, и противник вынужден был повернуть, спасаясь от зенитного огня».

А 24 Августа 1943 года боевые товарищи горячо поздравили Василия Князева с присвоением ему звания Героя Советского Союза. К тому времени на счету крылатого белоруса было уже 23 победы над врагом. На митинге, который состоялся в полку в честь новых кавалеров Золотой Звезды (одновременно с В. А. Князевым такого звания были удостоены еще 3 летчика полка — В. А. Максименко, К. Л. Карданов, В. А. Колесник), Василий заявил, что с честью оправдает высокую награду Родины. И он сдержал свое слово, в конце войны на его счету значилось 29 сбитых вражеских самолетов!

Примечательно: В номере газеты «Известия» за 29 сентября 1943 года была размещена фотография фронтового фотокорреспондента Леонида Бернштейна, текстовка под ней гласила: «Летчик 88 Новороссийского гвардейского истребительного полка Герой Советского Союза капитан В. А. Князев сбил 23 немецких самолета.

Какой исторический снимок, не правда ли!

После Кубани вместе со своими боевыми друзьями Князев дрался в небе Новороссийска. Так 20 января 1944 года 4-я воздушная армия получила боевую задачу: за час до подхода Керченского десанта подавить огонь артиллерии противника и уничтожить его прожекторы. Кроме того, необходимо было прикрыть наши плавучие средства на переходе и в районе высадки десанта. Герой Советского Союза капитан Василий Князев участвовал в этой операции. А затем была битва за Керчь, и когда была обнаружена в районе поселка Семь Колодезей группа из 23 «Юнкерсов», то их настигли и успешно атаковали истребители капитана Князева. 

А 18 апреля 1944 года боевые действия велись уже в районе Севастополя. В ходе решающих боев за легендарный город русской воинской славы за 4 дня боевой работы летчики полка сбили 14 вражеских самолетов, 2 из которых были на счету капитана Василия Князева.

С лета 1944 года по весну 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта Василий Князев участвовал в воздушных боях в небе Польши и Восточной Пруссии. В конце апреля 1945 года Новороссийский истребительный авиационный полк, ставший к тому времени уже 159-м гвардейским, перебазировался на аэродром Пазевальк, расположенный в 115 км от Берлина. Отсюда Князев, и другие летчики полка, совершили последние боевые вылеты.

К концу войны капитан Василий Князев совершил рекордное число боевых вылетов среди летчиков истребительной авиации ВВС Красной Армии — 1088! Проведя 139 воздушных боев, наш героический сбил 29 самолетов противника. 

 А мы, уважаемые читатели, вернемся к воспоминаниям механика самолета Василия Князева. В одном из своих послевоенных интервью Абрам Пассек изложил весьма интересные факты из боевой истории родного авиаполка:

«В первые дни войны к нам на аэродром прибыл генерал Шелухин, заместитель командующего авиацией армии и приказал выстроить полк. Он держал речь, говорил о вероломстве немцев, нарушивших договор о ненападении, и призвал нас не жалеть своих сил и жизни в борьбе с врагом. Он дал нашему командиру полка коробку папирос марки «Триумф», а Маркелов сразу передал папиросы начштаба и сказал: «Положи в сейф. После войны выкурим» …

9-го мая 1945 года Маркелов, уже заместитель командира авиадивизии, прибыл в наш 159-й гвардейский ИАП (бывший 88-й ИАП), и приказал выстроить всех ветеранов полка, служивших в части еще до войны. Таких оставалось всего 16 человек: Герои Советского Союза летчики Князев, Карданов, а также мой «первый» летчик Герой Советского Союза Петр Середа (который служил уже в другом полку, но специально прилетел к нам в этот день), и 13 человек технарей.

Мы построились в одну шеренгу, оркестр играл туш, и эту пачку папирос в торжественной обстановке вынесли к строю. И тогда мы, ветераны полка, каждый взяли по папиросе и выкурили их, вспоминая те страшные июньские дни 1941 года».

И такая короткая послевоенная жизнь…

После войны наш земляк Василий Александрович. Князев продолжал служить в ВВС. В 1955 году он, окончив Курсы усовершенствования офицерского состава, командовал истребительным авиационным полком, а уволился в запас с должности уже командира дивизии. С 1962 года полковник В. А. Князев — в запасе, проживал в городе Одессе.

Увы, после окончания своей военной карьеры Василий Александрович прожил всего 6 лет. 22 июля 1968 года полковник Василий Князев умер, похоронили его в Одессе.

В родной Беларуси имя славного земляка Героя Советского Союза Василия Александровича Князева носят улицы: на его малой родине — в поселке Бобр Крупского района Минской области и в городе, ставшем отправной точкой его героической небесной одиссеи — в Витебске.

А его однополчанин Николай Филатов посвятил Василию Александровичу Князеву стихи, как гимн всем фронтовым летчикам-истребителям:

Другу военных лет

Нет, мы окопов не копали

И по-пластунски не ползли,

А мы в войну с тобой летали,

Ведь мы — рабочие войны.

Нелегкий путь на долю выпал

Нам на дороге фронтовой

В смертельный бой с врагом вступали

Мы между небом и землей.

И слышны в небе позывные:

«Дружок — двадцатый, я — второй.

Я атакую «Мессершмитта»,

Меня от «Фоккера» прикрой».

Меня прикрыли и, что я слышу,

Я снова слышу позывной:

«Второй, второй, из боя вышел.

Горю! Прощай, мой дорогой!

Прощай братишка! Отомстите!

И не пишите маме, нет,

Пусть ждет, надеется, что встретит,

Мне завтра было б двадцать лет».

И мстили мы, жестоко мстили

За восемнадцать, двадцать лет.

И в землю с Богом вколотили,

И «Фокке-Вульф», и «Мессершмитт».

И «Хейнкель» сто двадцать девятый,

Да и «лаптежник» — не один

От метких трасс в бою воздушном

К чертям собачьим уходил.

Воздушный бой, он очень жуткий,

В бою — натянут, как струна,

От перегрузок трудно вспомнить,

А где же небо, где земля.

То виражи, то пилотажи,

То бочки крутишь, как шальной.

Прицельно бьешь, в тебя стреляют.

Нет, не попали, ты живой.

Живой и сам себе не веришь,

Что пережил ты град стальной.

И даже губы покусаешь,

Чтоб убедиться, что живой.

Живой. А завтра снова в небо.

И снова тот воздушный бой.

И самолет твой на форсаже

Завоет волком, как живой.

Живой и ты из боя вышел.

Все перенес, все пережил.

Что ранен был и не услышал,

Лишь при посадке ощутил.

А вечерком в столовой нашей

Ты пьешь паек свой фронтовой.

И вспоминаешь, кто был ранен,

Кого уж нет, а кто живой.

И вдруг за фронтовой землянкой

Услышишь снова позывной.

Девчонки милый голосочек,

Той, что так рада, что живой.

Война, любовь — не совместимы.

Любовь войну переживет.

А ранен был — ну что ж, подлечат,

Ведь все до свадьбы заживет.

Зарубцевались наши раны.

От них остался только след,

Но до сих пор мы четко помним

Всех тех, кого давно уж нет.

Мы помним всех, кто пал в сраженьях,

Друзей, погибших, фронтовых.

Они все это время с нами,

Они живут среди живых.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59