Повзрослел в девять лет — история тыловика из Марьиной Горки

Когда слушал рассказ Ивана Андреевича Фонова о военном лихолетье, понимал, сколь часто мы делаем из мухи слона и видим проблемы там, где их на самом деле нет. То, что пережило поколение нашего героя, как говорится, и врагу не пожелаешь.
Маленький Ваня Фонов, как и все мальчишки тех лет, мечтал быть героем, полярником, летчиком, но судьба распорядилась иначе. Едва ему пошел десятый годок, как началась Великая Отечественная война. Как признался Иван Андреевич, он поначалу не понимал, почему так переживают и столь часто плачут женщины, а мужчины куда-то уходят и не возвращаются. Все встало на свои места в тот день, когда случилась первая бомбежка.
— Было очень страшно, кругом все грохотало, взрывалось, — вспоминает Иван Фонов. — Хотелось лишь одного: спрятаться куда-то, забиться подальше и выжить. Так и закончилось мое беззаботное детство. Как, впрочем, и у многих других сверстников, не говоря уже о тех, кто был постарше.
Ко Дню Победы материальную помощь получат 813 жителей Минщины.
Буханка хлеба — лучший подарок
Ваня был самым младшим ребенком, но, так вышло, что стал главным кормильцем семьи. За то время, что шла война, где он только не работал. А началось все с конного завода, на котором выращивали лошадей для кавалерии Красной армии.
— Мы жили в Воронежской области, в 12 километрах от села Хреновое, где и был конный завод, — вспоминает Иван Фонов. — Кстати, его графу Орлову подарила Екатерина II. Там и растили знаменитую на весь мир породу орловских рысаков. Мне в обязанности вменили смотреть за табуном, косить траву, заготавливать сено. Уставал, конечно, очень сильно, был же самым младшим. Но старшие ребята здорово помогали. Если видели, что я начинал выдыхаться, давали передышку. Да я был такой, что никогда не попрошу отдыха. Мы все тогда понимали: чем лошади будут лучше досмотрены, тем лучше и кавалеристам потом на фронте. 10, 12, 14 часов было обычным делом проводить на работе.
Как вы думаете, каким тогда был самый дорогой подарок для Вани? Буханка хлеба.
— Сколько вспоминаю, а до сих пор слезы на глаза наворачиваются, — говорит мой собеседник. — Я сгреб сено с 12 гектаров. Слышу, наш руководитель Мария Ивановна зовет меня. Иду, а сам думаю: может, что-то не так сделал и сейчас накажут? А она достает буханку хлеба и говорит: «Ваня, вот тебе самый дорогой подарок». Я в слезы, не сдержал чувств. Хлеб тогда был ценнее золота. Помню, бежал домой и гордился тем, что несу маме хлеб. Она тоже прослезилась и сказала: «Совсем ты, сынок, у меня взрослым стал. Да только рано очень». А еще запомнил, как старший брат Дмитрий заявил: «Вот увидите, Ваня будет жить лучше всех нас».
Как это все переживали люди того времени, трудно представить. И ведь крепкие выросли, человечные, не ведающие подлости.
Как накормить семью
Между тем мама Вани серьезно болела. На работе надышавшись вредными испарениями, попала в больницу на полгода. А когда выписалась, уже не могла ходить. Так и пришлось детям стать главными в семье.
— Забот было море, хорошо, что еще соседка Зинаида нам помогала, как могла, — вспоминает Иван Фонов. — Самое главное, как прокормиться. К счастью, у нас была корова, наша кормилица, как мы ее все называли. Но зимой приходилось неимоверно трудно: ее нужно было кормить, чтобы давала молоко. А где взять корм, когда кругом горы снега? Вот мы с сестрой и ходили на конюшню, собирали остатки сена и кормили нашу буренку. Так и выживали.
Недалеко от дома был маленький земельный участок, где выращивали морковку, капусту, картошку. Это помогло выжить в те суровые годы.
Иван Фонов
Ваня-водовоз. И не только
Помните фильм «Волга-Волга», в котором одним из героев был водовоз? Вот и наш Ваня стал им.
— Немец подошел к Воронежу, а наше поселение находилось примерно в 110 километрах от этого города, — говорит труженик тыла. — Территория — это громадная равнина, которую приспособили под полевой аэродром. Тамошний полк пробыл там около года, и я все время возил туда воду. Трижды в день садился на подводу с тремя громадными бочками и возил воду для различных нужд. Естественно, мне помогали их втянуть на подводу, сам бы я не смог даже и приподнять бочку.
Но только этим мои обязанности не ограничивались. Приходилось заряжать ленты для пулеметов с помощью специальных станочков. Поначалу казалось, что не освою, но быстро вошел в курс дела. Нас, ребят, этим занималось человек пять или шесть.
В девяти километрах от нас был населенный пункт Шкарин, через который проходила железная дорога. Так вот, туда постоянно приходили вагоны со снарядами. Мы, дети и подростки, подъезжали на лошадях, нам сгружали снаряды в телегу, и мы ехали обратно. За месяц обычно делали по несколько таких ходок. Главное было лошадь не уморить, ведь они не ели досыта. Старались помогать им, как могли и умели.
Про учебу не забывали
Советское государство в то трудное время не забывало о том, что детям нужно учиться, ведь им потом придется занять место погибших отцов и братьев.
— Никто не отлынивал от занятий, — говорит Иван Фонов. — У нас был своего рода учебный класс, комната, которая делилась условно на две половины. С 8 утра и до 14 часов гранит науки грызли ребята из 1-го и 3-х классов, а затем им на смену приходили второклашки и четвероклашки. И на всех была одна учительница Мария Анатольевна. Как она все успевала, как у нее хватало на всех нас терпения, до сих пор не понимаю. После 4-го класса нужно было сдать четыре экзамена. А учеба в пятом продолжалась в другом селе, которое находилось в семи километрах. Когда сухо, тепло, то нормально. Но если слякоть и дождь, то пиши пропало. У меня были только валенки. А они все время промокали. Помогли летчики, сделавшие мне галоши из старых шин. Так и учились, и работали. Но какая была радость, когда узнали, что немца погнали…
Так и остался в Беларуси
Закончилась война, и Иван Фонов, следуя за мечтой конструировать танки, поступил в танковое училище, затем в Военную академию в Москве. Оттуда должен был ехать в Нижний Тагил, но в итоге оказался в Германии, где и отслужил пять лет. Потом получил назначение в Слуцк. А сейчас живет в Марьиной Горке, где и состоялся наш разговор.

Иван Андреевич Фонов награжден медалью «За самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны».
В его небольшой квартире по улице Новая Заря висит огромное деревянное панно. На фотографиях вся его большая семья: дети, внуки, правнуки.
— В мае вам исполнится 93 года, но вы выглядите моложе. Что помогает вам находиться в хорошей форме, а также помнить до мелочей все даты, события, имена, отчества тех, с кем сводила судьба?
— Военная закалка, дисциплина, гимнастика по утрам, обязательно душ и умение смотреть с оптимизмом на жизнь, даже когда все плохо. Наше поколение так воспитано: без веры нет будущего.
Рекомендуем



