Зачем многодетная семья из Логойского района «удочерила» бабу Валю

Еще два года назад 77-летняя Валентина Шиманович могла сказать про себя, что она одинокая: родители и единственный брат «даўно ляжаць на пагосце», а мужа, детей старушка не нажила. Сегодня на «одинокую» бабушка Валя обижается и имеет на это право: у нее есть семья! Абсолютно чужие люди взяли пенсионерку в свой дом, окружили вниманием и заботой. Официально такая форма устройства стариков называется «замещающая семья», но бабу Валю сухое уточнение не устраивает: «Якое яшчэ замяшчэнне? У мяне ёсць дзеці, унукі. І больш нічога слухаць не хачу!»
Замещающие семьи для пожилых людей и лиц с инвалидностью появились в нашей стране в 2017 году. Новая форма социального обслуживания в большинстве случаев предполагает опеку и уход за одинокими пожилыми людьми и инвалидами, которые замещающая семья чаще всего берет на себя безвозмездно.
Самая ценная вещь
Мы в агрогородке Косино Логойского района: улиц хватает, поэтому приходится немного покататься. Еще пару минут — и машина тормозит рядом с большим бревенчатым домом. Здесь последние два года и живет Валентина Шиманович. Встретить нас бабушка не вышла. А вот хозяйка, Ольга Главацкая, гостеприимно приглашает зайти в дом.
— Оля, вядзі людей адразу да мяне, — командует пенсионерка откуда-то из глубины дома. — У мяне пакой вялікі, месца хопіць для гасцей.
Ослушаться нельзя, поэтому сразу идем знакомиться с бабой Валей. Она тоже времени даром не теряет: отрабатывает на портативном тренажере упражнения, укрепляет мышцы ног. И кивает на рядом стоящий садовый стульчик. «На лета купіла. Пачнуцца агароды, пайду бульбу палоць, — объяснила пенсионерка. — У хаце сядзець не буду, хай Оля і не ўгаворвае, не паслухаю».
Уговорить на что-то бабушку действительно задача не из легких, и Ольга Главацкая знает об этом прекрасно. Она вспоминает, как два года назад просила Валентину Владимировну переехать к ней — старушка ни в какую: останусь в своем доме, и все!

— Мой папа — дальний родственник ее отцу, но кем они друг другу приходились, не скажу. Мы с родителями приезжали иногда к ним в гости в Замосточье, это рядом, всего в нескольких километрах от Косино. Баба Валя тогда жила с мамой и братом. Мама их болела астмой, и Валентина взяла все заботы по дому на себя. Она и на работу вместо мамы ходила, чтобы у той трудовой стаж был, — рассказывает Ольга. — Первым умер брат: возвращался домой с работы, упал неудачно и разбил голову. А следом и мама их ушла. Баба Валя осталась одна в большом доме.
На тот момент у Ольги Главацкой уже была своя семья, детки. Но она помнила, что в Замосточье живет пожилая женщина, которая «кем-то приходилась ее отцу». По факту — чужой человек. Однако и ему тоже нужна забота, тепло.
— Навещали с мужем бабу Валю, привозили продукты. Она не просила помощи, но мы видели, что нуждается в ней. То дров наколем, то воды принесем, то печку растопим. Летом обкашивали участок возле дома, кое-что на огороде выращивали. Но тогда еще и дом был крепкий, и здоровье бабушку не подводило. Потом она начала сдавать.
Ольга рассказывает, как однажды приехали с мужем к пенсионерке, а та изнутри дома закрылась, открыть не может.
— Мы барабаним, зовем ее: мало ли что случилось… А она подошла к двери и чуть не плачет: не может впустить нас, не знает, где ключи положила. Пришлось через окно влезать, чтобы освободить старушку, — вздыхает Ольга.
Несколько раз баба Валя вызывала милицию: ей все казалось, что кто-то ходит под ее окнами, выслеживает, высматривает. От страха пенсионерка забиралась на печку… и туда же затаскивала плазменный телевизор: самую ценную вещь, что была в доме. Боялась, что его украдут, вот и прятала, где могла.
— Один раз она милицию вызвала, потом второй, третий. Те приедут, но толку нет. Никто под окнами не ходит, бабушку не тревожит. Закрались сомнения: может, придумала все или уже возраст так давал о себе знать? Боялись за нее: мало ли, еще чего выдумает или пойдет куда. Стали к ней через день ездить. Но у нас трое деток, да и работы по дому всегда хватает, плюс хозяйство большое. Муж как-то не выдержал, говорит: «Давай уже, баба Валя, к нам перебирайся». Она заупрямилась, мол, я сама все могу и со всем справлюсь. А потом инсульт ударил, ноги стали отказывать… Тут уже мы настояли: забираем к себе, и точка. Она согласилась. Собрала кое-какие вещи, телевизор свой упаковала — так в нашей семье появился шестой человек, наша бабушка Валя.

К новым условиям старушка привыкла, на удивление, быстро. Когда ее привезли в Косино и показали дом, в котором теперь будет жить, она обошла все комнаты и выбрала самую большую. Супруги Главацкие не возражали: нравится эта — пусть будет эта.
— Я вось жыву, як каралева! — подключается к нашему разговору Валентина Владимировна и деловито показывает свои хоромы, обставленные по всем своим потребностям. — Телевізар з Замасточча забрала, ён жа яшчэ добра працуе, а ўсё астатняе ўжо Оля купіла. Я тут хоць жыць пачала: не трэба думаць, што зварыць на вячэру, як печку натапіць.
Современная пенсионерка
Свою пенсию баба Валя отдает хозяйке дома. Говорит, ей так и проще, и спокойнее.
— Бо забыцца магу пра грошы! Неяк прынесла паштальёнка пенсію, я абгарнула ў паперку, схавала ў кішэню штаноў. Пазней кінула іх у сцірку — так уся мая пенсія і пракіпяцілася ў машыне. Добра, што грошы былі зложаны папалам, дык не вельмі пашкодзіліся. Высушылі, выгладзілі — у магазіне прынялі! Пашанціла, але больш так не хачу. Хай Оля бярэ і купляе, што мне трэба.
Бабушка Валя объяснила, что она имеет в виду под «што мне трэба». Говорит, любит вкусно покушать. Но сильно не привередничает.
— А как вас здесь кормят? — спрашиваю у старушки.
— О, як на ўбой! — смеется она. — Оля баршчы варыць, расольнікі, шчавель — такое я люблю. Наварыць 10-літровую каструлю, дык мы за адзін вечар і з’ядзім: сямья ў нас вялікая. Кашу грэчневую хоць кожны дзень магу есці, а вось макароны — не маё. Мяса толькі мягенькае прашу, бо зубоў ужо амаль не засталося.
Замечаю на столике рядом с кроватью корзину со сладостями. Бабушка Валя кивает:
— І сладзенькае Оля купляе. Пернікі, цукеркі, шакалад…
— У нее сейчас новая здоровая идея: каждый день надо кушать мед! Раз в две недели покупаю ей баночку. На подоконнике уже целая коллекция из пустых скляночек, — улыбается хозяйка дома.
Небольшая часть пенсии Валентины Владимировны уходит на оплату коммунальных услуг. Еще Ольга Главацкая покупает бабушку белье, одежду, обувь по сезону, выписывает газеты, чтобы старушка не скучала. Но самая большая страсть пенсионерки — телевизор. Причем баба Валя не столько смотрит развлекательные передачи, которых сегодня в избытке, — гораздо больше ее интересует реклама, из которой она узнает о разных нужных новинках.

— Увидела рекламу портативного тренажера для ног. «Оля, купи!» Заказала, привезли на дом. Когда настроение есть, бабушка занимается. Но чаще приходится ей напоминать: раз уж отдала деньги за вещь — пользуйся. А как-то столик садовый увидела. «Хочу такой же». Купили. Но я все-таки надеюсь, что в огород баба Валя не полезет. Летом, когда припекает, там и молодому человеку не удержаться, а пожилому тем более. Но разве она кого-то слушает?
— А мне што, валяцца на краваці? Я саўрэменная бабуля, вось і палкі скандзінаўскія купіла сабе! Лета прыйдзе, хачу апрабаваць іх.
Поинтересовалась: «А как насчет конфликтов?» Все-таки когда чужой человек приходит в семью, где уже свои правила, законы, разногласий не избежать. А тем более если учесть непростой характер бабы Вали. Но старушка заверила: такого не бывает.
Трижды бабушка
О детстве, родителях Валентина Владимировна рассказывает без лишних эмоций. Но, когда речь заходит о собственной семье, голос начинает дрожать.

— Дужа хацела сямью, дзяцей. Калі брат яшчэ быў жывы, прыехала да яго неяк у госці, а там малады хлопец сядзіць. Цікавы такі, прыгожы. Пазнаёміліся, пазней сталі жыць разам. Не распісваліся, але дзетак вельмі хацелі. Толькі ўсё плоха скончылася: яго забілі, я так і не стала мамай. Шкадую аб гэтым, затое як пераехала сюды — адразу два ўнукі і ўнучка з’явіліся. У Олі добрыя дзеткі. Яны сваёй бабулі ніколі не бачылі, дык я хоць у іх ёсць!
С детьми Ольги Главацкой баба Валя действительно очень быстро подружилась. И поняла, какой должна быть настоящая бабушка: не строгой, «все покупающей и все разрешающей».
—– Дзённікі ў іх не правяраю, для гэтага ёсць мама и папа. А я магу ў гульню якую згуляць. Мне з імі весела.

Кстати, вот уже несколько недель, как Диана, дочь Ольги, учит бабушку Валю пользоваться планшетом. Пенсионерка в шутку говорит, что хочет зарегистрироваться на сайте знакомств, чтобы познакомиться с «цікавым экзэмплярам». Но тут же добавляет: ей угодить непросто.
— За 70 гадоў ужо стары для мяне, а ад маладзейшага не ведаеш, чаго чакаць, — лукаво говорит старушка.
Самые прочные узы
Пока беседовали, не раз ловила себя на мысли: когда Ольга с мужем забирали бабу Валю к себе, она была очень слаба. Плюс проблемы с памятью… Но сейчас это активная и очень даже бодрая бабушка. Чудеса?

— Наверное, так на нее домашняя обстановка повлияла. Ведь это не дело, когда человек живет один в пустом доме и не знает, кто ему завтра воды принесет, скорую вызовет, случись чего. Она поэтому и боялась всего, изнутри запиралась. А здесь всегда кто-то есть, бабе Вале не страшно, — рассуждает Ольга. — Но главное все-таки семья. Знаете, оглядываясь назад, все чаще думаю, как мы раньше жили без нашей бабушки? Она и рассмешит, и успокоит, и нужное слово вставит, даже иногда крепкое. И дети к ней привыкли. Ей скорее расскажут свои тайны, секреты, чем мне! Иногда между родными внуками и дедушками, бабушками нет такой связи. А тут она появилась, и уже боишься, что когда-нибудь ее может не стать.
С этим нельзя не согласиться: если бы мы не знали, при каких обстоятельствах баба Валя попала в семью Главацких, никогда бы не подумали, что она здесь чужой человек. Наверное, и сама старушка это чувствует. Когда два года назад она переезжала в Косино, объявила всем, что в 79 лет должна умереть. Мол, в таком же возрасте ушла из жизни мама — значит, и ей столько Бог отмерил.

Сегодня пенсионерка рассуждает по-другому: она не только не собирается умирать — она строит планы на годы вперед. У нее в запасе несколько идей, что еще нужно купить «з рэкламы» и куда поехать летом, «калі пацяплее». Она уже планирует свадьбу внуков и думает, какие подарки им надо купить, чтобы гости сказали: «Якая бабушка маладзец!».
— Ты у нас и так большая молодец! — согласилась с пенсионеркой Ольга.
— А говорят еще, что со стариками сложно: капризные, привередливые, — подталкиваю хозяйку дома к откровениям.
Но всё, как говорится, лежит на поверхности.
— Сложно, когда рядом не родной человек, к которому безразличен. А с нами наша бабушка и наша мама: какая же она чужая? Она уже самая родная…
Сегодня в Беларуси около 380 одиноких пожилых и людей с инвалидностью проживают в замещающих семьях.
Рекомендуем


