Меню
Мядельский райисполком

Из трех братьев-летчиков с войны вернулся один. История о боевом пути Снесаревых

самолеты
Фото: из открытых источников

Их было три брата: Виктор, Владимир и Василий. В авиацию братья Снесаревы пришли по путевке комсомола. В дни их учебы в Ейском военно-морском авиационном училище летчиков в газете «Комсомольская правда» была опубликована их фотография — курсантов в морской форме. Они честно и очень ответственно исполняли наказ отца: «Сыны мои, дорогие Вася, Витя, Володя! Будьте напористы, стойки, скромны и серьезны. Проникнитесь той ответственностью и почетной ролью, которую вы призваны сыграть в деле обороны нашей страны. Не бойтесь и не останавливайтесь перед трудностями: чем они сложнее, тем радостнее и приятнее победа».

братья

Успешно закончив училище, братья Снесаревы были направлены в авиацию Черноморского флота, где вскоре и приняли боевое крещение. Но до Победы 1945 года дожил лишь один Снесарев — Владимир. Два его брата погибли в 1941 году: сержант Василий Снесарев сгорел в самолете в небе Крыма, над Джанкоем, а младшего лейтенанта Виктора Снесарева поглотило Азовское море…

После гибели братьев Владимир стал малоразговорчивым, даже внешне выглядел старше своих лет, сражался он отчаянно, нередко забывая, что человеку и на войне требуется отдых. «Мне теперь нужно драться за троих», — говорил он своим боевым товарищам.

И дрался с врагом за троих!

Действительно, летчик-истребитель Владимир Снесарев в одиночку мог вступить в бой с восемью вражескими истребителями, а во главе звена атаковать тридцать немецких «мессеров». И каждый раз, ловля в перекрестии прицела черные кресты вражеских самолетов и нажимая на гашетку, Владимир Снесарев мысленно твердил: «Это вам, гады, за Васю! Это вам за Витю!»

Владимир Снесарев сражался на фронтах Великой Отечественной войны в составе ВВС Черноморского флота, он участник обороны Крыма и Севастополя, битвы за Кавказ, Керченско-Эльтигенской десантной операции, освобождения Тамани и Крыма. К августу 1942 года младший лейтенант Снесарев произвел 110 боевых вылетов на прикрытие военно-морских баз, участвовал в семи воздушных боях, сбил четыре вражеских самолета. За проявленное мужество и отвагу был награжден первым орденом, и сразу высшим боевым! — Красного Знамени. Вот строки из наградного листа:

самолеты

«Проявил себя смелым летчиком-истребителем. Летать любит и летает хорошо, в воздушных боях смел и решителен, чем добивается победы над врагом. в воздушных боях сбил 4 самолета противника».

Время было тяжелое, горячее, с весьма высокой интенсивностью воздушных боев, схватки в воздухе были тоже жаркими и Владимир Снесарев был в числе тех летчиков, которые всегда стремились в бой. Однажды к Туапсе приближалась большая группа вражеских бомбардировщиков, на их перехват была поднята группа советских истребителей, Снесарев был в их боевом строю.

«Атакуйте новую группу вражеских бомбардировщиков, — прозвучало по радио с командного пункта полка. — Десять «юнкерсов». Идут со стороны моря».

Снесарев увидел гитлеровских стервятников издалека. Они летели клином и были уже практически у самого порта. Времени у Снесарева на размышления не было, и тогда он решил атаковать ведущего немецкой группы в момент его выхода из пике. Враг оказался опытным, экипаж вражеского бомбардировщика умело стал маневрировать и отстреливаться. А тем временем по одинокому советскому истребителю открыли огонь и все идущие за лидером бомбардировщики. Вокруг нашего самолета «заплясал «фейерверк трассирующих пуль и снарядов. Но Снесарев, что называется, жестко вцепился в ведущего фашиста, решив его сбить во что бы то ни стало. Не взирая на огненные трассы фашистских пулеметов, Снесарев упрямо бил и бил по врагу, пока не загорелся левый мотор противника. «Получай, гад, за всех», — мысленно проговорил тогда летчик Владимир Снесарев. И это был уже его седьмой сбитый самолет противника.

Особенно запомнилась Владимиру Снесареву схватка над Таманским полуостровом осенью 1943 года. Истребительный полк, в составе которого он воевал, получил приказ сопровождать наши пикирующие бомбардировщики, которые наносили удар по станице Сенной. Здесь была важная база снабжения таманской группировки противника, в порту стояли десятки десантных барж и катеров. Гитлеровцы тщательно оберегали Сенную. Помимо плотного зенитного огня, они подняли в воздух всю свою истребительную авиацию с ближайших аэродромов. Над станицей завязался жестокий воздушный бой.

Владимир Снесарев в паре со своим ведомым Ипполитом Кольцовым, только что прибывшим в полк молодым, необстрелянным летчиком, прикрывал последнее звено наших бомбардировщиков. И когда сразу 8 фашистских истребителей кинулись на эту группу наших самолетов, Снесарев, умело маневрируя и атакуя, сумел связать их боем, сбив один «мессер». Прикрываемое им звено наших бомберов, отбомбившись, ушло без потерь. Но самому Снесареву пришлось крайне туго, особенно когда он обнаружил, что его ведомый потерялся и он один против семи. «Ну вот, наверное, и все, Владимир Семенович…», — мысленно подумал он о себе, крутясь в адской карусели. Но жизнь свою решил отдать как можно дороже. На одном из виражей Снесарев вдруг заметил, что трое из семи врагов ушли, видимо, у них кончалось топливо. Остальные же продолжали бой, попеременно атакуя его. И все же, улучив благоприятный момент, Владимир Снесарев выскользнул из приготовленной ему ловушки и на всей возможной скорости, с резким снижением, понесся вдоль берега в сторону Новороссийска. Вдогонку за ним кинулись только два вражеских истребителя, которые оказались поближе. Скорости у сражавшихся сторон были почти равными, и Снесарев смог уйти чуть ли не до самой линии фронта, пока гитлеровцы приблизились к нему на дистанцию огня. И тогда, упреждая их, он развернул свой самолет на 180 градусов и ринулся в лобовую атаку. Враги не ожидали такого поворота: ведущий «мессер» круто взмыл вверх, а его ведомый попытался отвернуть в сторону и попал под огонь Снесарева. Владимир не упустил возможности и всадил в брюхо врага мощную порцию крупнокалиберных пуль. «Мессер» буквально развалился в воздухе. Ведущий же немец после этого атаковать не решился, и почел за благо выйти из боя. Наблюдавшие эту воздушную схватку наши бойцы на передовой бурно приветствовали победу отважного краснозвездного истребителя.

Из личных воспоминаний Владимира Снесарева о том, таком памятном ему бое: «…Горючее на исходе, а выйти из боя нет никакой возможности. С первой атаки удалось сбить один истребитель. Осталось семь. Через какое-то время один вдруг ушел, потом не стало еще пары. Наверное, решили, что на одного и так много. Но четверка осталась. Завертелась карусель. Тяжко мне было. Получалось так: одна пара атакует, другая изготовилась для атаки. Что мне оставалось делать? Когда пара атакует, я упорно иду в лоб. Они уклоняются. Я кручусь, изворачиваюсь. И свел-таки обе пары так, что им ничего не оставалось, как атаковать одновременно. И вот, когда они все ушли вверх, чтобы занять исходное положение для атаки, я воспользовался этим и оторвался. Стал уходить к линии фронта. Одна пара погналась за мной. Уже у самой линии фронта настигли меня. Вот-вот должны были открыть огонь. Упредив его, я сделал маневр с резким разворотом на 180 градусов, прямо в лоб этой паре. Ведущий сумел сманеврировать, уйдя вверх. Ведомый тоже отвернул, но подставил под огонь брюхо, и я изо всех стволов буквально развалил фашистский истребитель. Это было над самой линией фронта, на глазах наших бойцов. И они, бросая вверх шапки, бескозырки, поздравляли меня с победой. Это меня так воодушевило, что я чудом сумел на последних каплях бензина добраться до своего аэродрома…»

Высокую оценку боевого мастерства летчика — истребителя Владимира Снесарева дал командир полка, Герой Советского Союза гвардии майор Денисов, в наградном листе, завизированным в апреле 1944 года и Командующим Военно-Воздушными Силами Черноморского флота генерал-лейтенантом авиации Ермаченковым:

«С первых дней войны активно участвует в сражениях. Смело вступает в бой противником, не зная страха, преследуя его до полного уничтожения. Обладает огромной волей и выдержкой, умело разит врага. Хорошо организует работу в эскадрилье. Кропотливо и последовательно готовит молодой летный состав к боевым вылетам, вселяет каждому веру в свои силы, в победу.

За время военных действий В. С. Снесарев совершил 302 боевых вылета с налетом 382 часов, провел 32 воздушных боя, в результате которых сбил лично 12 самолетов противника и 4 — в группе. На его счету 80 вылетов на сопровождение бомбардировочно-штурмовой авиации (каждый раз возглавлял группу прикрытия), 130 вылетов — на прикрытие военно-морских баз, 14 — на прикрытие кораблей в море, 8 раз прикрывал наземные войска, 12 раз вылетал с целью разведки и «охоты» за фашистскими стервятниками.

В августе 1942 года за проявленное мужество и сбитые 7 вражеских самолетов награжден двумя орденами Красного Знамени, в августе 1943 года за отличное сопровождение бомбардировочной авиации – орденом Красной Звезды; в январе 1944 года за проявленные мужество и стойкость по охране военно-морских баз и сбитые при этом несколько фашистских самолетов — орденом Суворова 3-й степени.

Особо отличился Снесарев в Перекопской операции 8 и 9 апреля 1944 года. Он умело руководил боевыми действиями эскадрильи, лично сам по нескольку раз в день вылетал ведущим группы прикрытия штурмовиков, обеспечивая выполнение поставленной перед ними командованием задачи.

Вверенная ему авиаэскадрилья, несмотря на большую нагрузку, отлично справлялась с поставленной задачей, не допустив потерь прикрываемых самолетов от истребительной авиации противника. За два дня она совершила 42 боевых вылета».

И за образцовое выполнение боевых задач, освобождение Крымского полуострова и Севастополя в мае 1944 года старший лейтенант Владимир Семенович Снесарев был удостоен звания Героя Советского Союза. В июне того же года он был назначен заместителем командира эскадрильи в 43-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота.К концу Великой Отечественной войны Владимир Снесарев, на тот момент уже гвардии капитан, совершил порядка 350 боевых вылетов. А всего Владимир Семенович Снесарев сбил двадцать четыре самолета врага.

Послевоенный период героя и скромного труженика

После окончания Великой Отечественной войны Владимир Снесарев продолжил служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию, ему было присвоено воинское звание подполковника. До августа 1958 года Снесарев служил на Тихоокеанском флоте, а позже был переведен на Черноморский флот, где служил до увольнения в запас в августе 1960 года. На заслуженный отдых, вернее в запас, Владимир Снесарев ушел в звании полковника. Проживал он в Краснодаре, с 1960 по 1974 год Владимир Семенович работал машинистом береговых насосных станций и слесарем на Краснодарской ТЭЦ. И это, несмотря на свой высочайший статус Героя Советского Союза!

Умер Владимир Снесарев 13 августа 1995 года, в возрасте 81 года.

Память о герое

Улица имени Владимира Снесарева появилась в Краснодаре в феврале 2004 года. Мемориальная доска в его честь и память была установлена на фасаде проходной Краснодарской ТЭЦ. Также имя Героя Советского Союза Владимира Семеновича Снесарева есть на Мемориале авиаторам-черноморцам в Севастополе.

И послесловие

Братья Снесаревы были морскими летчиками. Они, и их боевые товарищи, отдали Победе все. Сгоревшие в самолетах, упавшие сбитыми, кто на землю, кто в море, принявшие последний бой на земле, попавшие в плен и замученные в концлагерях — они все до конца исполнили свой воинский долг. Их мысли и чаяния выразил командир авиационного полка, летчик-штурмовик Нельсон Степанян в своем дневнике:

«Пусть, поглядывая на карту будущих наступательных операций, я ищу то место, где, возможно, найду свой конец. Но я буду биться до последнего вздоха, до последней капли крови и до последнего мгновения буду думать о моей Родине, о доме, где родился, о матери и отце, о братьях моих». Прославленный летчик Нельсон Георгиевич Степанян дважды удостаивался звания Героя Советского Союза: 23 октября 1942 года и 6 марта 1945-го вторично, но посмертно…

У большинства погибших морских летчиков нет ни могил, ни обелисков. Согласно статистике потерь летчиков Черноморского флота: более 60 процентов упали в море, которое стало их последним пристанищем. В их числе и наш земляк — белорус, уроженец деревни Тихны Березовского района Брестской области, Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Иванович Волосевич. О нем, уважаемые читатели, можно прочесть на сайте Минской правды в публикации за 23 января 2021 года.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59