Крупнейший оператор розничной торговли в Беларуси придет в села на Минщине

8 районов Беларуси, в том числе и Вилейский, получат новые деревенские магазины и маршруты автолавок. Для чего в этих районах временно отменят «правило 20%», когда ни одна сеть магазинов не может иметь соответствующую долю рынка? И почему этот вопрос дошел до уровня Президента?
Несмотря на то, что в тексте нового президентского указа не упомянуты какие-либо коммерческие структуры, по факту указ затрагивает только один субъект — ООО «Евроторг» (известен белорусам под маркой «Евроопт). Это единственный игрок на рынке, который вплотную приблизился к доле в 20% торговых площадей (1139 магазинов по всей республике, годовая выручка — 2,6 миллиарда долларов). Прочие сети имеют значительно меньшую долю и капитализацию (от 11 до 5%), поэтому Указ и раньше не мешал им работать на селе. Чего, однако, не происходило.

Это связано с тем, что более слабые коммерческие сети не могут позволить себе рисковые вложения в удаленные сельские районы, где магазин сложно вывести на окупаемость, да и людей мало. Все предпочитают работать в крупных городах, и получается замкнутый круг — госторговля магазинов Белкоопсоюза не всегда эффективна (кстати, это отдельная группа причин — КГК проверял, нет ли здесь умысла, ложного банкротства и действий в интересах «Евроторга»), а коммерция на фоне озвученных проблем у Белкоопсоюза не хочет идти на село — потому что тогда это будут и их проблемы.

Вместе с тем, в ситуации, когда райпо будет конкурировать с гигантом «Евроторгом» по ценам, очевидно, что победит второй и постепенно вытеснит госторговлю в ноль. Потому что когда ценовая разница с «традиционным» магазином — 30% и выше, то люди просто перестанут в него ходить.

Почему расширяют Оршанский эксперимент
В связи с чем государство действует весьма осторожно. Первый указ такого плана в 2018-м назывался «экспериментальным» и затрагивал только один район — Оршанский. Сейчас эту практику положительно оценили и расширили, но, видимо, с учетом того, чтобы госструктуры все-таки в меньшей степени конкурировали с «Евроторгом». Например, в указе оговорено, что увеличение торговой площади согласуется с местным райисполкомом одновременно с маршрутами автолавок, то есть исполком будет стараться закрыть за счет «Евроторга» наиболее проблемные участки. Можно предположить, что речь о тех селах, где магазина вообще нет и приезжает только автолавка. Соответственно, пенсионеры делают небольшие покупки, которые не формируют значимый оборот.

Казалось бы, почему в таком случае ограничения вообще не снять, если новые магазины — это хорошо? Однако дело в антимонопольном регулировании. Первое — это риск повышения цен, потому что после «медового месяца» в стране начнет резко доминировать одна сеть. Дальше она максимально снизит закупочные цены для производителей и завысит для потребителя. Поэтому МАРТ искусственно сдерживает рост торговых площадей, чтобы рыночная доля «Евроторга» не превышала 20%.

В масштабах республики это себя оправдывает, но для сельской местности, очевидно, необходим какой-то новый механизм. Сейчас идет его поиск, но не нужно бросаться в крайности. Например, мы помним, что в столице действовала государственная торговая сеть «Радзивилловский», которая обанкротилась, несмотря на хорошее расположение магазинов. Поэтому в мире больших денег все не так просто, и в указе специально прописано, что руководители исполнительной власти будут нести персональную ответственность за качество торгового обслуживания.
Рекомендуем

