Меню

Посмотрели, как выглядят будни автоэлектрика МТЗ

МТЗ
Фото: Тимофей Чаплинский

Встречаемся с Василием на проходной Минского тракторного завода. Его профессия — автоэлектрик. Он ведет нас по территории завода в свой цех. Шагает спокойно, уверенно. По этой походке сразу видно: Василий здесь — хозяин, хоть и простой рабочий. Точнее, так: он — Рабочий. Это его завод.

МТЗ
Смена нашего героя длится с 7:00 до 15:30 — восьмичасовой рабочий день с 30-минутным перерывом на обед

Голос родного завода

— Идешь утром в цех, слышишь звуки завода и чувствуешь, что это живой организм, — начинает свой рассказ Василий.

На МТЗ несколько тысяч человек работает в три смены. Смена нашего героя длится с 7:00 до 15:30 — восьмичасовой рабочий день с 30-минутным перерывом на обед. Поесть можно в заводской «бульбяной», как здесь называют столовую. Полноценный обед обходится в 5–6 рублей, а для тех, приходит с ночной смены, он и вовсе бесплатный. Так решило руководство завода.

А вот и рабочее место нашего героя. Мы — в помещении для ремонта электрооборудования транспортного цеха. Верстак с тисками, большой металлический шкаф с множеством подписанных отделений, электрооборудование, запчасти, провода… Это вам не офисный кабинет! Здесь руками рабочего человека возвращается к жизни, к производственной деятельности техника транспортного цеха: автомобили «МАЗ», Geely, «КАМАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ». Амкодоры, тракторы…

На стене еще советские плакаты со схемами электрооборудования: сотни тоненьких линий, то идущих параллельно, то пересекающихся, проходящих через квадратики, кружочки… Даже в глазах рябит!

МТЗ
Только сам рабочий человек может знать и видеть, какие настроения в коллективе, что там обсуждается, считает Василий

— По советскому плакату учу студентов, которые приходят на практику, — поясняет Василий. — Советская школа по-прежнему основа подготовки специалистов.

«Молодой специалист должен сам понять, как работает электрооборудование, конкретный узел. Это уже вопросы мышления».

МТЗ

Первый вопрос: «В армии был?»

Наш герой — ветеран труда, уже может готовить новую смену. На МТЗ Василий с 1996 года, и все это время он ремонтирует электрооборудование. А электрикой увлекся еще в школе.

— С 10-го класса попал на обучение к автоэлектрикам. Затем закончил с отличием ПТУ, рекомендовали в институт идти, — вспоминает Василий. — Но меня позвали в Вооруженные Силы. Пошел. И был очень рад! Там имел дело с электрооборудованием, наработал практику, занимаясь армейскими автомобилями.

МТЗ
Первым делом рабочий должен получить электросхему на тот узел или автомобиль, который он будет ремонтировать

Отдав долг Родине, Василий демобилизовался. Трудоустраиваться решил на Минский тракторный завод. Первое, что у него спросили в рабочем коллективе: «В армии был?»

— В коллективе бытовало мнение, что если мужчина не служил, то он имеет какое-то заболевание. Кроме того, человек, прошедший армию, более адаптирован к современным условиям жизни, — поясняет собеседник. — Он понимает, что такое распоряжение мастера или начальника, ему нетрудно в руки веник взять, порядок навести на рабочем месте. Он способен нормально реагировать на критику.

Сейчас в рабочем коллективе МТЗ вопрос о службе в армии не потерял своей актуальности. По ответу на него опытные рабочие определяют, кто к ним пришел. Но это, конечно, не значит, что неслужившего сразу объявят безнадежным работником. Было бы желание — здесь всему научат, все покажут и расскажут.

МТЗ
Рабочий формулирует предполагаемую причину поломки и только потом убывает, как здесь говорят, на автомобиль

Вот и мы узнали от Василия о сути его работы. А начинается она не в кабине машины и даже не у электрического стенда. Первым делом рабочий должен получить электросхему на тот узел или автомобиль, который он будет ремонтировать. Одни схемы существуют на бумажном носителе, другие — в электронном виде. Да, автоэлектрику тоже порой нужен компьютер и выход в интернет.

— Но это не значит, что компьютер думает за вас. Это вы должны управлять компьютером, — рассуждает Василий.

МТЗ

Итак, прежде чем приступить к практической части – ремонту, нужна теория. Автоэлектрик, изучая схему (ту самую, где сотни линий, квадратики, кружочки), должен понять, как работает данный узел электропроводки. Часы могут уходить на то, чтобы разобраться в причине той или иной неисправности. Наконец, рабочий формулирует предполагаемую причину поломки и только потом убывает, как здесь говорят, на автомобиль.

— Бывает, от работы не руки, а голова болит. Ведь труд автоэлектрика более умственный, нежели физический, — признается Василий.

МТЗ
Прежде чем приступить к практической части – ремонту, нужна теория

«Никаких длинных волос!»

Если есть возможность, на наличие неисправности агрегат проверяют в ремонтной мастерской. Василий показал нам, как это происходит на примере генератора и стартера (кто не знает, что это такое, ликбез ниже).

Итак, перед нами б/у генератор с трактора «Беларусь». Василий крепит его цепью на диагностическом стенде Э-250, натягивает ремень, подсоединяет провод…

— Обязательно убираем все лишние вещи, потому что здесь движущиеся детали. Манжеты на рукавах, куртка спецовки должны быть застегнуты. Никаких длинных волос! — проводит инструктаж электрик.

МТЗ

 Нажимает черную кнопку — включается питание стенда.

— Выбираем режим напряжения генератора и производим запуск генераторной установки. Отойдите, пожалуйста, — предупреждает Василий.

И вот зашумел генератор, закрутился ремень привода. На стенде появилось число 15 — это то напряжение (в вольтах), которое выдает генератор без нагрузки. Василий нажимает на еще одну кнопочку, начинает крутить ручку регулятора, звук генератора становится выше, а напряжение на табло — ниже.

— Мы добавили нагрузку. Повышение звука – это работа генератора под нагрузкой, — поясняет специалист. — При 40 амперах 14,5 вольта — это нормальное явление. Можем сделать заключение, что генератор находится в исправном состоянии, разбирать его не нужно. Единственное — смазать подшипники для профилактики.

А теперь ликбез от автоэлектрика на тему, что такое генератор:

— Данный тип генератора, который мы испытывали, устанавливается на двигателях, выпускаемых Минским моторным заводом, и используется, в частности, на тракторах МТЗ. Он предназначен для производства электроэнергии, необходимой для работы нашего автомобиля.

МТЗ

Затем идет испытание стартера (тоже снятого с трактора МТЗ).

Агрегат уже размещен на стенде, к нему Василий крепит силовой кабель, тянущийся от стенда. Еще один провод (намного тоньше) присоединяется к реле стартера.

Снова черная кнопка — питание стенда включено. Нажатие еще одной кнопки — для переключения от режима генератора в режим стартера. Затем проверка питания, приходящего на стартер, с помощью мультиметра.

— После запуска стенда стартер должен сработать в режиме холостого хода, а мы посмотрим, сколько тока он на себя потребляет и сработает ли бендикс.

Запуск. Из стартера показывается шестеренка — это и есть бендикс, который на автомобиле должен войти в сцепление с маховиком. Последний в свою очередь производит запуск двигателя. В этом, в общем-то, и предназначение стартера – запуск двигателя.

После работы на диагностическом стенде Василий приносит нечто похожее на дерево с «кроной» из сотни проводов с многочисленными боковыми ответвлениями. Это – электропроводка кабины «МАЗа». Как раз ее схема (с сотнями линий) висит над верстаком.

МТЗ
Какой провод куда идет, какая фишка куда вставляется — практически обо всей электропроводке Василий может рассказать совершенно свободно

Каждый провод в этом «дереве» электрик должен протестировать. Выбираю наугад пару проводов с разъемом на конце. Василий невозмутимо поясняет:

— Данный разъем мы называем фишкой. Вот эти черный и сиреневый провод — не что иное, как омыватель. На всех «МАЗах» образца 2000–2005 года провода для омывателя выполнены в таком цвете…

Какой провод куда идет, какая фишка куда вставляется — практически обо всей электропроводке Василий может рассказать совершенно свободно.

Зарплата Василия — 1400 рублей, отпуск — 33 дня. Из дополнительных поощрений — премии и подарки на праздники.

МТЗ

Рабочим виднее: они за справедливость

По всему было заметно, что Василий на заводе — человек уважаемый. Но все же уточнила: ценят ли сейчас рабочего человека так, как это было при советской власти?

МТЗ
Василий на заводе — человек уважаемый

— Приходится сталкиваться с разными мнениями, — отвечает Василий. — В одном чате ипэшники мне четко сказали: вы там сидите на заводе, а мы тут сами разберемся и в политических, и в других вопросах. Я считаю, что это неправильно. Только сам рабочий человек может знать и видеть, какие настроения в коллективе, что там обсуждается. Любой рабочий человек думает за справедливость вокруг себя.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59