Посмотрели, как выглядят будни автоэлектрика МТЗ
Встречаемся с Василием на проходной Минского тракторного завода. Его профессия — автоэлектрик. Он ведет нас по территории завода в свой цех. Шагает спокойно, уверенно. По этой походке сразу видно: Василий здесь — хозяин, хоть и простой рабочий. Точнее, так: он — Рабочий. Это его завод.
Голос родного завода
— Идешь утром в цех, слышишь звуки завода и чувствуешь, что это живой организм, — начинает свой рассказ Василий.
На МТЗ несколько тысяч человек работает в три смены. Смена нашего героя длится с 7:00 до 15:30 — восьмичасовой рабочий день с 30-минутным перерывом на обед. Поесть можно в заводской «бульбяной», как здесь называют столовую. Полноценный обед обходится в 5–6 рублей, а для тех, приходит с ночной смены, он и вовсе бесплатный. Так решило руководство завода.
А вот и рабочее место нашего героя. Мы — в помещении для ремонта электрооборудования транспортного цеха. Верстак с тисками, большой металлический шкаф с множеством подписанных отделений, электрооборудование, запчасти, провода… Это вам не офисный кабинет! Здесь руками рабочего человека возвращается к жизни, к производственной деятельности техника транспортного цеха: автомобили «МАЗ», Geely, «КАМАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ». Амкодоры, тракторы…
На стене еще советские плакаты со схемами электрооборудования: сотни тоненьких линий, то идущих параллельно, то пересекающихся, проходящих через квадратики, кружочки… Даже в глазах рябит!
— По советскому плакату учу студентов, которые приходят на практику, — поясняет Василий. — Советская школа по-прежнему основа подготовки специалистов.
«Молодой специалист должен сам понять, как работает электрооборудование, конкретный узел. Это уже вопросы мышления».
Первый вопрос: «В армии был?»
Наш герой — ветеран труда, уже может готовить новую смену. На МТЗ Василий с 1996 года, и все это время он ремонтирует электрооборудование. А электрикой увлекся еще в школе.
— С 10-го класса попал на обучение к автоэлектрикам. Затем закончил с отличием ПТУ, рекомендовали в институт идти, — вспоминает Василий. — Но меня позвали в Вооруженные Силы. Пошел. И был очень рад! Там имел дело с электрооборудованием, наработал практику, занимаясь армейскими автомобилями.
Отдав долг Родине, Василий демобилизовался. Трудоустраиваться решил на Минский тракторный завод. Первое, что у него спросили в рабочем коллективе: «В армии был?»
— В коллективе бытовало мнение, что если мужчина не служил, то он имеет какое-то заболевание. Кроме того, человек, прошедший армию, более адаптирован к современным условиям жизни, — поясняет собеседник. — Он понимает, что такое распоряжение мастера или начальника, ему нетрудно в руки веник взять, порядок навести на рабочем месте. Он способен нормально реагировать на критику.
Сейчас в рабочем коллективе МТЗ вопрос о службе в армии не потерял своей актуальности. По ответу на него опытные рабочие определяют, кто к ним пришел. Но это, конечно, не значит, что неслужившего сразу объявят безнадежным работником. Было бы желание — здесь всему научат, все покажут и расскажут.
Вот и мы узнали от Василия о сути его работы. А начинается она не в кабине машины и даже не у электрического стенда. Первым делом рабочий должен получить электросхему на тот узел или автомобиль, который он будет ремонтировать. Одни схемы существуют на бумажном носителе, другие — в электронном виде. Да, автоэлектрику тоже порой нужен компьютер и выход в интернет.
— Но это не значит, что компьютер думает за вас. Это вы должны управлять компьютером, — рассуждает Василий.
Итак, прежде чем приступить к практической части – ремонту, нужна теория. Автоэлектрик, изучая схему (ту самую, где сотни линий, квадратики, кружочки), должен понять, как работает данный узел электропроводки. Часы могут уходить на то, чтобы разобраться в причине той или иной неисправности. Наконец, рабочий формулирует предполагаемую причину поломки и только потом убывает, как здесь говорят, на автомобиль.
— Бывает, от работы не руки, а голова болит. Ведь труд автоэлектрика более умственный, нежели физический, — признается Василий.
«Никаких длинных волос!»
Если есть возможность, на наличие неисправности агрегат проверяют в ремонтной мастерской. Василий показал нам, как это происходит на примере генератора и стартера (кто не знает, что это такое, ликбез ниже).
Итак, перед нами б/у генератор с трактора «Беларусь». Василий крепит его цепью на диагностическом стенде Э-250, натягивает ремень, подсоединяет провод…
— Обязательно убираем все лишние вещи, потому что здесь движущиеся детали. Манжеты на рукавах, куртка спецовки должны быть застегнуты. Никаких длинных волос! — проводит инструктаж электрик.
Нажимает черную кнопку — включается питание стенда.
— Выбираем режим напряжения генератора и производим запуск генераторной установки. Отойдите, пожалуйста, — предупреждает Василий.
И вот зашумел генератор, закрутился ремень привода. На стенде появилось число 15 — это то напряжение (в вольтах), которое выдает генератор без нагрузки. Василий нажимает на еще одну кнопочку, начинает крутить ручку регулятора, звук генератора становится выше, а напряжение на табло — ниже.
— Мы добавили нагрузку. Повышение звука – это работа генератора под нагрузкой, — поясняет специалист. — При 40 амперах 14,5 вольта — это нормальное явление. Можем сделать заключение, что генератор находится в исправном состоянии, разбирать его не нужно. Единственное — смазать подшипники для профилактики.
А теперь ликбез от автоэлектрика на тему, что такое генератор:
— Данный тип генератора, который мы испытывали, устанавливается на двигателях, выпускаемых Минским моторным заводом, и используется, в частности, на тракторах МТЗ. Он предназначен для производства электроэнергии, необходимой для работы нашего автомобиля.
Затем идет испытание стартера (тоже снятого с трактора МТЗ).
Агрегат уже размещен на стенде, к нему Василий крепит силовой кабель, тянущийся от стенда. Еще один провод (намного тоньше) присоединяется к реле стартера.
Снова черная кнопка — питание стенда включено. Нажатие еще одной кнопки — для переключения от режима генератора в режим стартера. Затем проверка питания, приходящего на стартер, с помощью мультиметра.
— После запуска стенда стартер должен сработать в режиме холостого хода, а мы посмотрим, сколько тока он на себя потребляет и сработает ли бендикс.
Запуск. Из стартера показывается шестеренка — это и есть бендикс, который на автомобиле должен войти в сцепление с маховиком. Последний в свою очередь производит запуск двигателя. В этом, в общем-то, и предназначение стартера – запуск двигателя.
После работы на диагностическом стенде Василий приносит нечто похожее на дерево с «кроной» из сотни проводов с многочисленными боковыми ответвлениями. Это – электропроводка кабины «МАЗа». Как раз ее схема (с сотнями линий) висит над верстаком.
Каждый провод в этом «дереве» электрик должен протестировать. Выбираю наугад пару проводов с разъемом на конце. Василий невозмутимо поясняет:
— Данный разъем мы называем фишкой. Вот эти черный и сиреневый провод — не что иное, как омыватель. На всех «МАЗах» образца 2000–2005 года провода для омывателя выполнены в таком цвете…
Какой провод куда идет, какая фишка куда вставляется — практически обо всей электропроводке Василий может рассказать совершенно свободно.
Зарплата Василия — 1400 рублей, отпуск — 33 дня. Из дополнительных поощрений — премии и подарки на праздники.
Рабочим виднее: они за справедливость
По всему было заметно, что Василий на заводе — человек уважаемый. Но все же уточнила: ценят ли сейчас рабочего человека так, как это было при советской власти?
— Приходится сталкиваться с разными мнениями, — отвечает Василий. — В одном чате ипэшники мне четко сказали: вы там сидите на заводе, а мы тут сами разберемся и в политических, и в других вопросах. Я считаю, что это неправильно. Только сам рабочий человек может знать и видеть, какие настроения в коллективе, что там обсуждается. Любой рабочий человек думает за справедливость вокруг себя.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!