Ликбез по коробкам передач: автомобиль с какой из них выбрать
По дорогам Беларуси ездят более 3 млн легковых авто, парк страны постоянно растет и обновляется. Только за первые шесть месяцев 2024 года членами Белорусской автомобильной ассоциации были реализованы 18 904 новые машины.
При выборе автомобиля (не только нового, но и с пробегом) соотечественники ориентируются на марку, тип кузова и силового агрегата, цену, доступность сервисного обслуживания, наличие нужных опций и т.д.
Большое значение, особенно для водителей-новичков, имеет и то, какой коробкой переключения передач оснащено транспортное средство. Сегодня, не углубляясь в технические дебри, расскажем о пяти типах КПП, их плюсах и минусах, а также особенностях эксплуатации.
Коробка коробке — рознь
Механическая коробка переключения передач — самая давняя конструкция, применяемая в автомобиле для связки мотора и колес. Появился первый ее вариант в конце XIX века, с тех пор МКПП непрерывно модернизировалась производителями.
Принцип работы коробки известен всем — с помощью рычага в салоне машины нужно вручную выбирать необходимое передаточное число в трансмиссии, варьируя, тем самым, величину крутящего момента (тяги), идущего к колесам.
В новых автомобилях сегодня прослеживается тенденция отказа от механики в пользу более совершенных коробок. Современный ритм жизни и городские пробки диктуют свои условия автомобилистам, которые устают постоянно дергать за рычаг.
Основные плюсы МКПП — относительно простая и ремонтопригодная конструкция, надежность, большой ресурс, хорошая динамика авто и его экономичность. К минусам стоит отнести повышенную утомляемость водителя (ввиду необходимости постоянно управлять этим узлом с помощью рычага и педали сцепления) и повышенные нагрузки на мотор машины при неправильно включенной передаче. Сегодня автомобили с механикой (чаще всего 5– или 6-ступенчатой) выбирают либо любители динамичной езды, либо покупатели полноценных внедорожников (так как МКПП в тяжелых условиях бездорожья более предпочтительна).
Классическая автоматическая коробка («автомат») — один из самых распространенных в настоящий момент агрегатов для переключения передач. Представляет он собой механизм, где с помощью отдельного узла (гидротрансформатора) происходит передача крутящего момента от двигателя к механизму коробки. Простыми словами, благодаря всей этой конструкции водитель избавлен от необходимости контролировать обороты мотора своей машины, скорость и нужный момент для включения той или иной передачи — все это в связке со специальными электронными «мозгами» происходит автоматически. Если водитель хочет сам вмешаться в управление коробкой, то для этого в современных АКПП есть специальный ручной режим: с помощью селектора или лепестков на руле можно «листать» передачи как необходимо.
К достоинствам «автомата» стоит отнести легкость эксплуатации для автовладельца, отсутствие перегрузок двигателя и только две педали в авто.
К недостаткам — дорогой ремонт и обслуживание, относительной небольшой (в сравнении с МКПП) ресурс, более высокий расход топлива автомобиля, наличие определенных правил буксировки машины.
Вариатор (CVT) — разновидность автоматической коробки, в которой крутящий момент передается от двигателя не ступенчато, как в классическом «автомате», а линейно, фактически без механизма сцепления как такового. Данный узел, грубо говоря, состоит из двух дисков и ремня/специальной цепи, или же роликовых механизмов: благодаря им изменение передаточного числа происходит без рывков.
Ускоряется и замедляется автомобиль с вариатором плавно и тихо. В такой КПП нет четких физических передач, а лишь «виртуальные». При необходимости водитель может выбирать нужную селектором — в этом случае электроника просто фиксирует величину определенного крутящего момента, передаваемого на колеса авто.
Вариатор хорош тем, что почти не вибрирует, позволяет экономить топливо, обеспечивает довольно динамичное ускорение автомобиля и не создает критических нагрузок на его двигатель.
Плохо в CVT то, что он боится перегрева (возникающего при долгой езде на высокой скорости или пробуксовке колес в снегу/грязи), требует специального дорогого масла и на 100% зависит от исправности электроники (при выходе из строя одного из датчиков на двигателе вариатор начинает сбоить).
Роботизированная коробка передач — фактически, это механика, но со специальными механизмами (сервоприводами), которые переключают передачи и выжимают сцепление под руководством специального электронного блока.
В автомобиле с такой коробкой есть и полноценное сцепление, но нет его педали. По факту «робот» — упрощенный «автомат», без дорогих дополнительных узлов.
Плюсы роботизированной КПП — удобство использования, не такой большой расход топлива авто (по сравнению с АКПП), быстрое переключение.
Минусы — дорогое обслуживание, не всегда адекватный подбор электроникой нужных передач, необходимость периодической замены сцепления.
DSG (от немецкого — Direkt Schalt Getriebe: трансмиссия прямого переключения передач) — отдельный вид автоматических коробок от концерна Volkswagen. Имеет в своем техническом арсенале аж 2 сцепления и избавлен от провалов тяги, как в обычном «автомате».
Появилась эта КПП на рынке в конце 2002 года, первое время имела массу «детских болячек», но со временем была усовершенствована.
Благодаря своей мудреной конструкции, передача крутящего момента от двигателя к колесам в ней происходит равномерно, без прерываний. Понимая, что приходит время менять передаточное отношение, электроника с помощью одного сцепления выключает передачу (к примеру, повышенную), а с помощью другого — заранее включает еще одну (к примеру, пониженную).
Коробки DSG могут похвастаться быстрой и плавной сменой передач, экономичностью и удобством. Огорчают они весьма высокой ценой обслуживания и ремонта, а также непереносимостью агрессивного стиля вождения.
В итоге стоит сказать, что выбирая тот или иной тип КПП, нужно ориентироваться, прежде всего, на свою манеру езды. Ну и на финансовые возможности, конечно. Как считают эксперты, самыми перспективными и удобными сегодня являются вариаторы и роботизированные КПП. Именно они устанавливаются на основную массу популярных китайских авто, которые постепенно захватывают рынок. Покупаю же не новую машину, лучше отдать предпочтение классическому «автомату» или годами проверенной механике.