О трагической судьбе учительницы, совершившей подвиг в ВОВ, Татьяны Мариненко

Именем Татьяны Мариненко названы улица в Полоцке, школа в деревне Зеленка, пионерские дружины Полоцкой СШ №8 и Зеленковской базовой школы. На территории этих учебных заведений, а также возле Полоцкого колледжа Витебского государственного университета имени Петра Машерова, установлены памятники.
О корнях, характере, работе учителем
Татьяна Мариненко родилась в деревне Сухой Бор Полоцкого района Витебской области, в 1920 году. Здесь, в большой и дружной крестьянской семье, семье патриотов, на примере родителей и формировался ее характер. С детства она впитала в себя любовь к родному краю, к Отечеству. Таня помогала матери по хозяйству, а летом трудилась в колхозе и поздними вечерами вместе с подружками распевала напевные белорусские песни.
А еще с малых лет Таня мечтала стать учителем. Не по годам серьезная, она много читала, любила книги, училась отлично и в 1936 году поступила в Полоцкое педагогическое училище. Сколько было радости и гордости, что она начала осуществлять свою детскую мечту.

И вот наступил долгожданный, значимый день в ее молодой жизни — 1-е сентября 1939 года. Она уже не девочка Таня, она учитель — Татьяна Савельевна, и первый звонок позвал ее в дорогу педагогического труда, радостно и немножко тревожно было на душе, но войдя в класс, она успокоилась и первый свой урок она начала с рассказа о родном крае, о долге всех живущих на этой земле украшать и защищать ее, а ребятишкам хорошо и прилежно учиться.
Могла ли тогда Таня Мариненко предположить, что и ей придется воевать с захватчиками, со страшным врагом…
Война… О ней Татьяна узнала по радио. «Надо в Полоцк, в райком комсомола», — решила она. Сказала родителям и убежала в район, но Полоцк уже горел. В райкоме комсомола Татьяна никого не застала, и вынуждена была вернуться домой.
Подпольщица, партизанская разведчица и связная
Горя желанием приносить пользу в это тяжелое для страны время, бороться с оккупантами, Таня обратилась к секретарю сельской парторганизации Козлову, который поручил ей поддерживать сельчан верой в неминуемую победу, как ни горько было, что наши войска отступали. А как-то, будучи в Полоцке, Таня встретила своего коллегу по учительскому труду Павла Гукова, и тот, хорошо зная Таню Мариненко, как истинного патриота, предложил ей стать связной между ним, оставшимся для организации подполья, и работавшим в немецкой управе по заданию Витебского подпольного областного комитета Коммунистической партии Белоруссии, Суховеем.
Однако подполье просуществовало недолго, по доносу провокатора по Зеленке и окрестным деревням прошла волна задержаний. Арестован был и Козлов, успел, к счастью, уйти в лес Гуков, затаилась на время сама Таня.
Но вскоре, в начале 1942 года, через Гукова на Татьяну Мариненко вышли разведчики партизанского отряда «Неуловимые», которым командовал советский кадровый офицер-пограничник Михаил Прудников. С тех пор и стала Таня разведчицей и связной отряда, и очень быстро молодая девушка-учительница стала важным звеном в сопротивлении захватчикам, развернувшемся на Полотчине. Проявляя смекалку и изобретательность при встрече с немецкими патрулями и полицейскими, Таня Мариненко ходила по Полоцкому району, якобы меняя вещи на продукты, а на самом деле разузнавая численность вражеских гарнизонов, и как к ним подобраться, отслеживая передвижения фашистских войск, идущих на восток. А добрые отношения с родителями учеников, ее учительский авторитет, позволяли ей практически везде иметь свои «глаза» и «уши». Обо всем, что узнавала, Таня старалась как можно быстрее сообщить партизанам Прудникова, и командир отряда, используя ее информацию, планировал и осуществлял дерзкие партизанские вылазки и операции.

Более того, на контакт с ней вышел бывший советский офицер-окруженец Владимир Парамонов, вошедший в доверие к оккупантам и ставший переводчиком в Полоцком отделе фашистской службы безопасности (СД), но искавший контакты с подпольем. Таня поверила ему, и Парамонов стал очень важным источником разведывательной информации, которую Мариненко старалась оперативно передавать Прудникову. И все это с большим риском для жизни…
Сохранились документальные свидетельства бывшего командира одного из партизанских отрядов бригады «Неуловимые» П.Тищенко. Вот что он рассказывал:
— Таня хорошо знала местность. Рискуя жизнью, проникала на железнодорожную станцию, в район вражеского аэродрома, в комендатуру. По ее данным о концентрации войск командование «Неуловимых» вызывало советскую авиацию, которая бомбила фашистов на станциях Полоцк и Громы. Однажды Таня поделилась мыслями, как можно сбить фашистский самолет на взлете. Мы воспользовались ее предложением. В сбитом штабном самолете обнаружили 23 карты и секретные документы, которые были представлены в Москву. Последнее ее важное донесение партизанам — о подготовке гитлеровцами крупной карательной операции.
Удивительно, но факт: Татьяна Мариненко, даже в условиях подпольно- партизанской тревожной жизни учила ребятишек из семей, ушедших в партизанские лесные зоны от облав и фашистского террора. Она поделилась на этот счет с командиром Михаилом Прудниковым: надо открывать лесную школу. Тот поддержал, и в передышках между заданиями, Таня начала вести уроки арифметики, литературы, истории. Партизаны даже раздобыли для учеников тетради с прописями, оставшиеся в одной из разоренных сельских школ с мирных времен.
Трагические события и смерть Тани-Василька
28 июля 1942 года в Зеленку нагрянул отряд карателей и арестовал Татьяну. Как потом выяснилось, фашисты целенаправленно ехали ее арестовывать, так как нашелся предатель, который сообщил фашистам, что молодая учительница из Зеленки напрямую связана с партизанами и районным подпольем. Попытка выбить у Тани сведения о партизанах не увенчалась успехом, она твердо молчала на допросах. Тогда на следующий день каратели арестовали 14-летнего Лаврена, младшего брата Татьяны, и еще 28 жителей села в качестве заложников, хладнокровно их расстреляв… А ее саму и Лаврена эти нелюди увезли в село Большие Жарцы, что в 4-х километрах от родной ее Зеленки, где в помещении местного отделения полиции продолжились пытки партизанки. Трое суток ее и брата Лаврена зверски пытали: ломали пальцы, выкручивали руки, кололи штык-ножами…
Поняв, что партизанка не заговорит, фашисты в бессильной злобе, на рассвете 2 августа 1942 года расстреляли Татьяну Мариненко и ее брата Лаврена на местном кладбище.

Деревни Зеленка и Большие Жарцы на Витебщине содрогались от плача детей и истошного, полного ужаса, крика матерей, которых заживо сжигали в избах, расстреливали в упор из автоматов фашисты и их прихвостни, предатели–нелюди в человеческом обличье…. А еще были и свидетелями героизма и несгибаемой воли молодой советской учительницы, партизанской разведчицы и связной Татьяны Мариненко. Свои же звали ее ласково и нежно — Василек.
Герои не умирают, оставаясь в сердцах людей, в их мыслях и делах
8 мая 1965 года партизанке Татьяне Савельевне Мариненко было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Имя Татьяны Мариненко–Василька увековечено в названии улицы в Полоцке, школы в деревне Зеленка, а пионерские дружины Полоцкой СШ №8 и Зеленковской базовой школы стали именными в ее честь. На территории этих учебных заведений, а также возле колледжа Полоцкого ВГУ им.П.М.Машерова, ей — советской учительнице и партизанской разведчице, установлены памятники. А главное, что ее имя остается в нашей памяти, на ее примере воспитываются молодые поколения белорусов.

— Отмечать день памяти Татьяны Мариненко — наша многолетняя традиция. Каждый учащийся гордится, что школа носит ее имя. Неспроста и на гербе нашего учреждения образования изображен василек как дань уважения героической землячке — это слова директора Зеленковской базовой школы Ирены Синкевич.
И они подкрепляются конкретными делами педагогов и учеников Зеленковской школы: проходят сборы пионерской дружины, митинги, вечера памяти с участием родных Татьяны Мариненко, о ней пишутся сочинения, слагаются стихи.

И в заключение несколько строк из стихотворения Елены Кубарко, учителя Зеленковской базовой школы имени Героя Советского Союза Татьяны Савельевны Мариненко:
Помнишь, Таня, на войну Ты ушла,
чтоб стать навек бессмертной.
…В детских душах подвиги живут.
«Васильки» отважные цветут!
Рекомендуем




